18 марта 2009
Борис Вишневский, "Новая Газета"

Хотите лишний партбилетик?

Результаты выборов мэра Мурманска могут быть опротестованы из-за незаконной агитации в день голосования: по телевидению показали интервью губернатора области Юрия Евдокимова, который высказывался за победившего кандидата и против проигравшего. Мурманский суд уже признал, что губернатор нарушил закон, а ЦИК подтвердил, что на этом основании можно требовать отмены результатов выборов. Торжество законности? Как бы не так.

Предвыборная агитация со стороны чиновников — не исключение, а правило для современной России. Не перечесть случаев, когда губернаторы и мэры агитировали за «своих» кандидатов, но нет ни одного случая, когда это привело бы к отмене результатов. В законе о выборах записано: это можно сделать, если нарушение «не позволяет с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей». И кто бы из чиновников незаконно ни агитировал в пользу победителя — требования аннулировать результаты выборов неизменно отклонялись, поскольку результаты волеизъявления установлены достоверно — голоса сосчитаны правильно.

Но теперь ситуация иная: представитель партии власти — мэр Мурманска единоросс Михаил Савченко проиграл выборы самовыдвиженцу Сергею Субботину, за которого агитировал губернатор Евдокимов. И немедленно зазвучали совсем другие песни: «Единая Россия» заявила о «грубом нарушении законодательства и избирательных прав граждан» и пообещала опротестовать результаты.

Вообще-то хотелось бы, чтобы у нее это получилось. Потому что было бы чрезвычайно важно создать прецедент отмены результатов выборов из-за незаконной агитации первого лица области. После чего (хотя в России и нет прецедентного права) поставить вопрос об отмене результатов и других выборов, на которых происходило ровно то же самое. И уж точно ставить его на будущих выборах, когда чиновники будут по привычке агитировать за «своих».

Правда, более вероятно, что в Мурманске пойдут другим путем: избранный мэр Субботин вступит в «Единую Россию», о чем открытым текстом уже заявили его представители. Мол, он «всегда был активным сторонником партии» и будет логично, если он примет такое решение. То же самое только что случилось в Смоленске. Да и в других случаях, когда побеждали «не те» кандидаты, многие из них столь же «логично» приходили к такому же решению.

Также хотелось бы, чтобы столь же решительно, как в Мурманске, повели борьбу с нарушениями избирательных прав граждан и в других регионах, где первого марта прошли выборы. Например, в Петербурге, где оппозицию сперва снимали с выборов, потом давили административным ресурсом, потом вбрасывали бюллетени, а когда и это не помогло — подделали результаты голосования.

Так, в муниципалитете «Морской округ» на Васильевском острове, где я сам участвовал в выборах, необъяснимые изменения произошли на двух избирательных участках. В итоге координатор движения «Защитим остров Васильевский» Татьяна Шарагина и я были избранными депутатами лишь с шести часов утра до шести часов вечера, когда избирательная комиссия выдала нам официальные итоги выборов. Сравнение протоколов немедленно показало, что в округе у Шарагиной приписали более 130 голосов единороссу Алексею Комарову, а в нашем округе соответственно 80 и 40 голосов «подкинули» единороссам Антону Чумаченко и Ольге Мазо, списав голоса с заведомо не проходивших кандидатов. Поскольку есть и подлинные протоколы, и свидетели того, как все это происходило, мы с Татьяной Шарагиной обратились в суд, требуя отменить сфальсифицированные результаты. А еще подали заявления в следственный комитет, требуя возбудить дело по статье «Фальсификация результатов голосования». И не потому, что жаждем мести фальсификаторам, а потому, что надо создать прецедент — тогда в следующий раз, когда очередных «девочек» из избирательной комиссии будут заставлять подписать фальшивки, они крепко задумаются.

Заявления в суд подали и другие оппозиционеры, с которыми поступили так же. Присоединиться к ним, что важно, намереваются и многие избиратели, которых лишили депутатов, за которых они голосовали. «Явка на выборы в нашем округе была одной из самых высоких в городе. Люди шли голосовать за тех, кого они хорошо знали. В следующий же раз мы не придем вообще. А зачем, если результат известен заранее? Не надо даже вбрасывать бюллетени: значительно проще написать другой протокол, в котором добавить голосов нужным кандидатам…» Это из письма, которое написали наши избиратели.

На Васильевском острове зафиксировано еще минимум три аналогичных случая: говорят, что у главы района не получались заданные «сверху» 70% депутатов от «Единой России», и администрация якобы «ковала победу» привычным способом. И заодно показывала гражданам, что, даже если они и выбрали неугодных власти кандидатов — им любой ценой не позволят стать депутатами, и что от них, граждан, ничего не зависит.

В то, что граждане с этим смирились, верили и верят все правители автократий. Опасное заблуждение: двадцать лет назад в странах Восточной Европы им пришлось убедиться в противоположном — каковы бы ни были перед тем их официальные рейтинги и результаты «выборов без выбора».

Борис Вишневский

Выборы

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).