9 февраля 2014
блог Сергея Митрохина

Телезрители и потребители

В то время как Олимпиада приковала к экранам миллионы российских телезрителей, на Болотную площадь вышло (в субботу) несколько сотен потребителей. Тоже российских. Выразить протест в связи с планами правительства РФ обложить «по самое не могу» покупки товаров в Интернете.

Миллионы и несколько сотен – вроде бы числа несопоставимые. Но все же хочется отметить активность потребителей.

Они продемонстрировали довольно высокую степень сопротивления. Сравнить есть с чем. Обычные пользователи Интернета, например, на новые законы, позволяющие убивать сайты без суда и следствия, вообще никак не отреагировали.

Активный потребитель в основном молод

А потребители все-таки собрались с силами, хотя пока еще и очень слабыми. И это не случайно.

Класс телезрителей в России имеет глубокие корни, уходящие еще в эпоху застоя. Тогда в дополнение к минимуму материального благополучия (хлеб) советский человек получил еще и «духовную» добавку в виде ящика со зрелищами. (В 50-е – начале 60-х еще никаких особых зрелищ не было).

Правда, идиллия длилась недолго. Аппетиты потребителя подпитывались растущими соблазнами из-за рубежа, но не находили удовлетворения в плановой экономике. Западный потребительский бум породил у нас потребительский бунт, который разразился в период Перестройки, похоронив Советский Союз с его пустыми прилавками.

Тогда потребитель, возжелавший западного уровня жизни, победил в советском человеке телезрителя, которому режим внушал отвращение к западному образу жизни.

Если судить о результатах той революции, которая произошла в конце 80-х – начале 90-х, то нельзя ее назвать ни демократической (никакой демократии не было и нет), ни буржуазной (нет в РФ ни буржуазии, ни сопутствующего ее триумфу правового государства).

Потребители шутят)

Однако совершенно точно можно сказать, что результатом этой революции стал триумф потребителя. Прилавки наполнились точно как на Западе, что прямо соответствовало запросам и мечтам позднесоветского среднего класса. Возник и до сих пор сохраняется определенный минимум свобод, без которого невозможно потребительское общество: свобода перемещения в виде поездок за границу, свобода выбора источников информации, изобилие которых, включая Интернет, даже при всей цензуре несопоставимо с ассортиментом советских времен.

Долгое время казалось, что путинский режим понимает суть этой потребительской революции и собирается гарантировать ее завоевания. Да, права и свободы сворачиваются, но только в тех рамках, за которыми начинает расти угроза базовым интересам потребителей. Например, право на митинги и демонстрации их мало волнует, а вот свобода поездок за рубеж – очень даже волнует. Поэтому законы о митингах ужесточаются, а свобода поездок за рубеж – ни в коем случае! Даже борьбу за ее расширение ведет наше государство, требуя от Евросоюза безвизового въезда для граждан России.

Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков признал устаревшим путинский «общественный договор» по формуле «колбаса в обмен на свободу». Он связал последние инициативы власти с тем, что в начале 2000-х, когда на страну посыпалось «нефтяное изобилие», многие отказались от политических прав. «Люди часто спрашивают, взаимосвязана ли свобода и колбаса? И сейчас ответ очевиден – полностью взаимосвязаны. У нас легко отнять колбасу, если нет свободы, потому что у нас нет никаких политических рычагов влияния на эту власть»

Однако сегодня мы видим некоторые признаки, говорящие о том, что путинский режим приступает к ревизии базовых завоеваний потребительской революции 90-х. И самый ощутимый признак – инициатива по обложению ввозной пошлиной практически каждой покупки по Интернету.

Корыстные мотивы правительства, вставшие на защиту интересов иностранных поставщиков и связанных с ними монопольных сетей, вполне понятны. Правительство у нас всегда за монополию, всегда за олигархов, всегда за обдираловку простых граждан.

Труднее понять Путина и его политических комиссаров из администрации президента: они-то куда смотрят?

Софья Русова: «Я не понимаю, почему в такой богатой стране как Россия наше правительство решает свои проблемы за счет наших кошельков»

 

Неужели не понимают, что чиновники занесли топор над крайне чувствительным участком сука, на котором сидит режим? Издеваться над гражданином для него – в порядке вещей, а вот над потребителем – смерти подобно.

Может быть, принято решение, что телезритель, накормленный «духовными ценностями» от 1-го канала и НТВ, а теперь еще и Олимпиадой, одержал реванш над потребителем, которого по этой причине теперь можно вволю пограбить?

 

«Ввозные пошлины везде рассматривается как мера по защите отечественного производителя. И только в нашей уникальной стране их решили ввести для поддержки производителя иностранного!»

Весьма опасное допущение. Не стал бы я на месте Путина играть с этим огнем. Он – не олимпийский. Если разгорится, - уже не погаснет.


Статьи по теме: Защита прав потребителей


Все статьи по теме: Защита прав потребителей