Уважаемый господин Президент!
«ЯБЛОКО» - оппозиционная демократическая партия, мы – оппоненты политического курса нынешнего руководства страны.
На российско-американские отношения мы смотрим под совершенно другим ракурсом, чем Путин и Медведев. Но под этим ракурсом их развитие и укрепление видится нам исключительно важной задачей, без решения которой, кстати говоря, деградация российской демократии продолжится ускоренными темпами.
Именно поэтому наша партия в начале этого десятилетия выдвинула идею стратегического партнерства, а еще в конце 90-х годов лидер партии Григорий Явлинский сформулировал идею совместной ПРО.
Разговор о стратегическом партнерстве между нашими странами ведется давно, но практически для реализации этой цели мало что было сделано. Сегодня – благоприятный момент для того, чтобы наполнить эту идею реальным содержанием. Речь идет о сотрудничестве в области решения международных и глобальных проблем, причем по многим направлениям. Мы считаем, что такое сотрудничество могло бы стать реальной альтернативой тем неоимперским проектам и подходам, которыми сегодня увлекаются политическая и военная элита России.
От США сегодня во многом зависит, будут ли глобальные амбиции России реализованы через сотрудничество с Западом или через конфронтацию с ним. От конфронтации проиграет не только Запад, но и российская демократия, которая не может развиваться в удушливом климате антизападничества, антиамериканизма и борьбы с окружающим миром по всем фронтам.
Сегодня, к сожалению, возникает еще один такой фронт. Я имею ввиду планы размещения американского ПРО в Европе.
Давайте все-таки еще раз подумаем, насколько оправдан этот проект. Заметьте, что Иран не выступает против этого проекта, напротив, как только разговоры о нем затихают, Иран напоминает о себе ракетными испытаниями или агрессивными заявлениями. Зачем он так делает? Иран понимает, что проект размещения ПРО в Европе является яблоком раздора между Россией и США. Поэтому данный проект ему выгоден. Чем более сильна конфронтация между США и Россией, тем увереннее чувствует себя Иран и тем он сильнее. Чем более тесным является взаимодействие ядерных сверхдержав, тем более Иран готов к уступкам.
Этот пример ярко иллюстрирует необходимость совместного российско-американского ПРО. Такая ПРО является наиболее эффективным проектом ПРО из всех возможных, потому что она объединяет для общих целей безопасности два самых крупных ядерных потенциала в мире.
Конечно, это подразумевает качественно новый уровень доверия между нашими странами. Но ведь и результат этого доверия был бы исключительно мощным. Что может быть прочнее с точки зрения безопасности, чем ситуация, когда две ядерные сверхдержавы доверяют друг другу защиту граждан друг друга?
Все помнят, какую бездну недоверия пришлось преодолеть США и СССР для того, чтобы победить фашизм – самый страшный вызов человечеству в ХХ веке. Сегодня же гораздо менее глубокое недоверие надо преодолеть для того, чтобы стратегический союз России и США стран в области безопасности смог защитить мир от ядерных угроз ХХI века.
Еще раз хочу подчеркнуть, что проект совместной ПРО выдвинула не военная бюрократия и не авторитарное руководство страны, а демократическая оппозиция.
Прошу Вас, господин Президент еще раз привлечь независимых экспертов обеих стран с целью тщательного рассмотрения этого проекта.