19 января 2011
"Профиль"

"Делать выбор между Путиным и Медведевым я считаю неправильным"

Сергей Сергеевич, насколько вы удовлетворены результатами политической модернизации Дмитрия Медведева?

Все, что пока сделал президент - не политическая, а косметическая модернизация. Настоящая модернизация в этой сфере должна заключаться в создании условий равноправной политической конкуренции. Это – равенство граждан при создании политических партий, отмена процедуры сбора подписей для всех партий (а не только для парламентских), создание абсолютно равных условий для доступа партий к СМИ. Сейчас в этих вопросах мы дискриминированы. Непарламентские партии должны собирать подписи и платить за доступ к СМИ. Да и по-прежнему крайне высокий 7% барьер в Госдуму отсекает около 7 млн. граждан от представительства в Госдуме. И вроде бы президент это понимает, но почему-то делает так, что при 5 % в Думу проходят всего лишь один или два представителя партий. Нопозвольте, 5 % - это как минимум 22 депутата. После тяжелой борьбы в неравной конкуренции мы завоевываем 5% и получаем только 1 мандат, как подачку. А остальные наши мандаты раздают тем, кто преодолел 7 %, больше всего, разумеется, «Единой России». Конечно, это лучше, чем ничего, но но модернизацией это никак нельзя назвать. Хотя даже за этот один мандат мы будем бороться.

Для того, чтобы завоевать хотя бы эти один- два мандата насколько возможна совместное выдвижение кандидатов, например, с «Правым делом»?

У нас есть серьезные противоречия с «Правым делом», которые не позволяют нам объединиться в каком-либо виде. Во-первых «Правое дело» - кремлевский проект, а «Яблоко» никогда таковым не было. Во-вторых, у нас разные политические программы. «Правое дело» позиционируют себя как партия олигархов. Сейчас она поддержала все инициативы олигархов по продлению рабочего дня, по повышению пенсионного возраста и так далее. А мы наоборот партия, которая выступает против олигархии. Мы хотим строить нормальную буржуазную демократию, где близость власти и крупного бизнеса невозможна. И это очень серьезное расхождение и с «Правым делом» и с рядом радикальных демократов, которые в 90-е годы вместо демократии построили демократическую декорацию для олигархии. И сейчас мы не хотим вместе с кем-то из них восстанавливать олигархию ельцинского образца под демократическими лозунгами.

А насколько перспективны планы Милова, Касьянова, Немцова и Рыжкова по созданию новой политической партии?

Я желаю им удачи. Сейчас это почти невозможно. 45 тысяч членов для создания партии – это очень много, тем более, что к такой массе данных всегда можно придраться и найти повод для отказа в регистрации. «ЯБЛОКО» всегда выступало за резкое снижение барьера численности.

Лидеры «Правого дела» уже заявили, что на выборах 2012 года они поддержат в качестве кандидата в президенты Дмитрий Медведева. А вы кого?

Мы, конечно, будем стараться выдвинуть своего кандидата. Я не исключаю выдвижение Явлинского, хотя сейчас, конечно, рано об этом говорить. Делать же выбор между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным я считаю неправильным, так как слово тандем совсем не является пустым звуком. Они работают в тандеме и в одной команде. Иногда они разыгрывают спектакли о каких-то противоречиях между собой, но оба уже все сказали: «Мы договоримся». А это значит, что если к власти придет Путин, то Медведев будет премьер-министром, и наоборот. Это одна команда, которая давно распределила между собой роли. Те, кто начинает обсуждать, кто лучше- Путин или Медведев как раз и поддерживает тандем в лице либо одного его ездока, либо другого. Но по любому поддерживает. Наша интеллигенция уже повелась на это и то и дело просит Медведева сделать что-то вопреки Путину. Мы в этой компании не участвуем, так как знаем, что Так как если к Медведеву апеллируют в пику Путину, то тем самым косвенно все равно поддерживают Путина, так как политическая судьба у них общая. Пойдя по этому пути, мы сразу встроимся в длинный ряд фан-клубов тандема. А мы эту команду вообще не поддерживаем, мы считаем, что она проводит абсолютно контрпродуктивный для страны курс, который ведет ее к краху. Это путь мировых рекордов в сырьевой зависимости, социальном расслоении, бегстве капиталов и умов за рубеж. Мы предлагаем совершенно иной политический курс и выступаем в отношении к этой команде как оппозиция, не выбирая, кто из членов тандема для нас лучше.

При этом самого Григория Явлинского сейчас не слышно и не видно. Не боитесь, что к 2012 году бывшего лидера партии все просто забудут?

Он помогает мне и является членом политического комитета партии, которая занимается стратегическим планированием, разработкой программных документов. Сейчас он преподает в ВШЭ и возглавляет общероссийский Экспертный совет по экономическим реформам. Кроме того, есть свои преимущества в том, что человек сперва долго отсутствовал в информационном поле, а затем в нем вновь появился. Тем более, когда он это делал сознательно, чтобы не сужать мои возможности как лидера партии.

Сергей Сергеевич, а возможность вхождения Юрия Лужкова в «Яблоко» вы рассматривали и рассматриваете сейчас?

Нет. «Яблоко» всегда была в оппозиции к Лужкову. Мы боролись с Лужковым. Например, я добился отставки префекта Северо-западного округа Виктора Козлова и нескольких глав управ. Но когда мы поняли, что начинается кремлевская игра против Лужкова, еще перед выборами в Мосгордуму, мы заявили, что в кремлевских разводках мы участвовать не будем. На нас спустили свору собак, заявив, что мы «лужковские» и «легли под Лужкова». Но мы при этом не выходили из оппозиции Лужкову, просто отказались участвовать в травле.

А вы будете выступать за начало судебного процесса против Юрия Лужкова и Елены Батуриной?

В нашей стране очень опасно избирательное применение закона. Если это будет отдельный процесс против Лужкова и Батуриной я - против. Это то же самое, как процесс против отдельно взятого Ходорковского. Все занимались налоговыми махинациями, но за это Ходорковский сел, а Абрамовичу государство продолжало дарить миллиарды долларов (например, при покупке Сибнефти. Возьмем фильмы про коррупцию в Москве при Лужкове. Их почему-то не показали про коррупцию в Московской области. Заместитель Громова Кузнецов украл из бюджета миллиард долларов и скрылся в США. Но Громов до сих пор сидит на своем месте Или возьмем республику Мордовия. Вроде бы у нас идет компания по снятию всех старых губернаторов, а Николая Меркушкина, у которого все родственники управляют местным бизнесом, в пятый раз переназначили. И фильмов по центральному ТВ про Мордовию не показывают. Это двойные стандарты, которые не приближают нас к правовому государству, а отдаляют от него.

Но не у всех же жены входят в список Форбс...

А если у жены более мелкий бизнес или у детей или у родственников, это разве не тоже самое по сути? Кроме того, многое, что делалось в Москве, делалось по закону. В том числе и то, что мне не нравится, так же как и всем. Например, выделение участков без конкурса разрешает российский закон. Я уже не раз говорил: коррупция в России – это не нарушение закона, это – сам закон. И коррупция большинства чиновников у нас «в законе». Да, конечно, есть вещи, за которые Лужкова, безусловно, нужно привлекать к ответственности. Но тогда давайте привлекать всех коррумпированных губернаторов, как бывших, так и нынешних. Включая, например, Илюмжинова, построившего в Калмыкии режим криминальной власти. И начнем хотя бы с того, что отстраним Громова, Меркушкина и еще пару десятков. А если займутся одним Лужковым, то для остальных это будет сигнал: успокойтесь просто будьте лояльными к первым лицам и воруйте дальше. Такой урок извлекли из ареста Ходорковского российские олигархи.

Перед Новым годом по Москве прокатилась волна межнациональных митингов молодежи. Кто на ваш взгляд за ними стоит, и кто может быть в них заинтересован?

Есть несколько причин для роста этих националистических настроений — это положение молодежи, особенно из бедных семей, и сужение горизонта возможностей для ее самореализации. А отсюда и стремление выйти из тяжелой жизненной ситуации, найдя ее главного виновника среди людей другой национальности. К этому надо прибавить еще и синдром чеченской войны, который страшно искорежил системы ценностей, которые раньше цементировал жизнь разных этнических групп на территории России. Многие россияне продолжают видеть врагов в чеченцах, а заодно с ними – и во всех кавказцах. Те в ответ начинают вести себя агрессивно по отношению к русским. Так раскручивается спираль межэтнической розни.

Еще одна причина, может быть даже главная. У нас очень слабо работают законы, защищающие людей от этнической дискриминации. Помните, какие беспорядки устроили молодые иммигранты во Франции пару лет назад? Недавно в беседе с французским послом я спросил, почему они не переросли в межнациональный конфликт? На это он ответил, что во Франции очень жесткий закон о защите лица. Малейшая дискриминация по расовому или этническому признаку влечет за собой неотвратимое наказание. Поэтому социальный протест неустроенной молодежи не перерастает в этнический конфликт, например, арабов с французами. В России такое законодательство в зачаточном состоянии, да и оно не выполняется. В многонациональной стране отсутствует важнейший инструмент самосохранения.

После событий на Манежной были возбуждены единицы дел по статье «Разжигание межнациональной розни». Хотя все видели, как люди ходили с фашистскими приветствиями и слышали, какие лозунги они выкрикивали. Возможно, многие еще просто не понимают, что это тот колокол, который звонит по России. Если не остановить межэтническую агрессию, Россию просто разорвет изнутри. Те, кто выкрикивал эти антикавказские лозунги - уже простились с Кавказом. Дальше они будут готовы проститься с Поволжьем, где живут люди тюркских национальностей. Я не являюсь сторонником теорий заговора, но я думаю, если кто-то захочет развалить Россию, ему будет достаточно распространить у нас вирус национализма. Он взорвет Россию гораздо быстрее, чем диверсанты и ядерные ракеты.

С высоты прошедшего времени как вы оцениваете ситуацию с Химкинским лесом?

Заявление президента о продолжение строительства трассы через Химкинский лес разочаровало всех. Стало очевидно, что власть с самого начала была заинтересована в этом проекте. Но борьбу за лес мы продолжим.

Вы инициировали проверку деклараций Грызлова и других депутатов. Каковы результаты этих проверок?

Результат – создание нового института российского парламентаризма. После большой переписки с разыми ведомствами, в первую очередь с Администрацией президента, последняя внесла в Госдуму проект закона, обязывающий проверять депутатские декларации силами специальных комиссий при обеих палатах. Фактически депутатский корпус будет проверять сам себя, в том числе «Единая Россия» сама себя. Я считаю: что проверять должна президентская комиссия по борьбе с коррупцией.

Еще один результат: теперь «ЯБЛОКО» может убедительно доказать избирателям, что оно – единственная партия, которая борется с коррупцией не на словах, а на деле. Дело в том, что «Трансперэнси интернейшнл» обращалась с просьбой сделать антикоррупционные запросы ко всем партиям. Согласились только мы.

Сергей Сергеевич, почти все российские партии для поиска новой аудитории очень активно пользуются интернетом, но я обратила внимание, что свой аккаунт в Живом журнале вы посетили 1 раз за год, свою персональную страничку в интернете вы вообще закрыли, и только изредка оставляете заметки в Твиттере. Вам сложно писать в интернете?

Сложно найти время. Все информ -поводы, которые я порождаю отражаются на сайте «Яблока» и в моем блоге на «Эхе Москвы». Люди, которые лично пишут на десятках интернет –ресурсах, особенно если это чиновники и губернаторы вызывают у меня большое подозрение. Я не хочу пользоваться в этом плане услугами спичрайтеров и помощников.

Сергей Сергеевич, что означает такой приговор Ходорковскому, и как вы его оцениваете?

В 90-е годы раздача крупной собственности прошла не по прозрачным правилам, закреплённым законом, а "по понятиям", одним из которых было условие полной политической лояльности власти, раздававшей жирные куски собственности лояльному к себе бизнесу. Установив такие порядки, власть сделала всех, кто участвовал в крупной приватизации, соучастниками и заложниками круговой поруки, нарушителей которой всегда можно обвинить в экономических преступлениях. В начале нулевых Ходорковский решил, что смена президента освобождает его от поруки. Путин с беспредельной жестокостью напомнил ему о том, что в России крупная собственность не только приобретается, но и сохраняется в обмнен на политическую лояльность власти. И напомнил – не только самому главе ЮКОСа, но и остальным олигархам, для которых сегодняшний приговор является таким же актом устрашения, как и арест Ходорковского в 2003 году. Пребывание в тюрьме Ходорковского – такой же элемент олигархической системы путинского образца, как назначение губернаторов, произвол судов и фальсификация выборов. История с ЮКОСОМ – яркое свидетельство того, что мы живем в глубоко неправовом государстве. Преследование Ходорковского осуществляется людьми, осуществлявшими в 90-е годы по сути точно такую же деятельность и ровно по тем же криминальным и антиобщественным «понятиям». Только Ходорковский попытался выйти из этой круговой поруки, а они в ней остаются. Потому что боятся, что без нее они сами потеряют свободу, не говоря уже о богатстве и власти.

Верите ли вы в то, что Ходорковский может выйти из тюрьмы до 2012 года, например, в результате помилования президентом?

Пока нынешний тандем у власти, Ходорковский скорее всего будет сидеть. Если, конечно, тандем не решит менять олигархическую систему, что маловероятно.

Как вы оцениваете политические перспективы Ходорковского?

Я желаю ему скорейшего освобождения. И до этого момента воздержусь от обсуждения его политических шансов.

Оригинал интервью здесь

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).