Cамое обсуждаемое в Петербурге в последние дни событие — встреча Валентины Матвиенко с градозащитниками, которые жестко оппонировали Смольному в вопросах градостроительства и охраны культурного наследия и неизменно удостаивались раздраженных эпитетов во время традиционных монологов губернатора. Но теперь прозвучали совсем другие слова — о том, что Матвиенко ценит деятельность градозащитных организаций, которые «искренне болеют за город», и что губернатор «открыта к диалогу».
Открытость продемонстрирована на деле — созданы рабочие группы из чиновников и градозащитников для разработки предложений, которые губернатор обещает учесть. Твердо обещаны новые и регулярные встречи. Координатору движения «Живой город» Юлии Минутиной предложена должность зампреда комитета по охране памятников истории и культуры. А своим главным оппонентам — «яблочникам», снятым три года назад с выборов в Законодательное собрание, — Матвиенко заявила, что городской парламент нуждается в «свежей крови»…
Инициатором встречи стал кинорежиссер Александр Сокуров — на вручении премии «Небесная линия» он заявил, что противоборствующим сторонам необходимо «выйти из окопов».
«Выступая на церемонии, я сказал, что в городе очевидно истощение противоборствующих сил, — сказал Сокуров «Новой газете». — Поэтому надо встречаться и обсуждать, что происходит в городе. В ответ губернатор сказала, что согласна встретиться в любом формате. Мое условие было: чтобы встреча прошла не в Смольном, в том составе, который я предлагаю, и чтобы Валентина Ивановна была одна. Его приняли».
На встречу Сокуров пригласил тех, кого в Смольном недолюбливают: кроме Минутиной, были глава питерского «Яблока» Максим Резник, зампред питерского отделения ВООПИиК Александр Кононов и руководитель центра ЭКОМ Александр Карпов. Однако, по словам участников, двухчасовой разговор получился корректным, откровенным и содержательным.
Говорили о предотвращении разрушения исторических зданий, о сохранении «городских общественных пространств», о необходимости изменения работы Градостроительного совета, куда сейчас входят многие из авторов «градостроительных ошибок», о конкретных «проблемных адресах». И, конечно, — об «Охта-центре». По этому вопросу обещана отдельная встреча, но губернатор заверила, что до окончания всех судебных разбирательств и без согласования с ЮНЕСКО строительство не начнется.
Градозащитники принесли на встречу документы, многие из которых стали откровением для Матвиенко. Так, по словам Сокурова, губернатору показали карту города, на которую нанесено «более ста адресов, где есть серьезные нарушения; десять адресов, выделенных красным цветом, где надо немедленно останавливать строительство; и десять, где надо менять реализуемые проекты». И по некоторым вопросам реакция последовала сразу: Матвиенко заявила, что будет отменено распоряжение о сносе дома Юргенса на улице Жуковского, а другое историческое здание, которому грозит снос, — дом Рогова на Загородном проспекте, — возьмут под особый контроль и будут «бороться с недобросовестным инвестором». Губернатора попросили не приходить на открытие финского универмага «Стокманн», чья «коробка», возвысившаяся над окружающей застройкой, исказила облик Невского проспекта, — и она выполнила эту просьбу.
Наконец, как уже сказано, Юлии Минутиной предложили руководящую должность — Валентина Матвиенко заявила, что такие «неравнодушные люди с блеском в глазах» будут полезны во власти. Жаль, что раньше она не приглашала во власть «небезразличных людей», но лучше поздно, чем никогда (Минутина, для которой предложение оказалось неожиданностью, сказала, что будет думать.)
Что подвигло губернатора на установление контактов с оппонентами — вопрос, на который многие сейчас пытаются найти ответ. Одни говорят, что скандалы вокруг питерских «градостроительных ошибок», особенно планов строительства «Охта-центра», создают «наверху» столь неблагоприятный фон, что в Смольном начали задумываться о печальном опыте Юрия Лужкова. Другие говорят о приближающихся выборах городского парламента и о том, что Матвиенко заинтересована в снижении «критического накала» оппозиции, предложив ей сотрудничество. Третьи — о том, что, делая шаг навстречу «яблочникам», Смольный хочет расколоть оппозицию и ослабить эсеров, чей лидер Оксана Дмитриева претендует на место губернатора.
Впрочем, что бы ни стояло за встречей губернатора с градозащитниками, диалог всегда лучше его отсутствия.
Борис Вишневский
Оригинал статьи здесь