На питерский митинг на Пионерской площади 14 ноября - против политических репрессий и нападений на журналистов, - пришло, по моим оценкам, около 300 человек. Множество знакомых лиц, и не так уж и много (обычно на таких митингах ее бывает куда больше) милиции, причем, почему-то, из ДПС. И всего один омоновский автобус был замечен на подходе от станции метро. Видимо, все наличные силы бросили на стадион «Петровский» - в преддверии «золотого матча» «Зенита». Правда, место проведения огородили и по традиции, поставила рамки металлоискателей…
Выступали Андрей Пивоваров, Максим Резник, Андрей Дмитриев, Илья Яшин, Александр Скобов, и многие другие. Говорили, конечно, о политических преследованиях оппозиционеров: они не только не ослабевают, но и учащаются. О нападениях на журналистов, которые, как правило, не раскрываются. О том, что только единство в противостоянии репрессиям может заставить власть отступить. И о том, надо бы отменить 282-ю статью УК РФ, потому что она используется как «дубинка против несогласных». Только что по ней возбудили дело против недавних «лимоновцев», а ныне активистов создаваемой партии «Другая Россия» - Андрея Дмитриева, Андрея Песоцкого и других, - обвинив их в создании «экстремистского сообщества», что иначе как бред расценить невозможно. Да и другие примеры – с обвинениями с разжиганием вражды к таким «социальным групппам», как чиновники или милиционеры, - широко известны…
То, что 282-я статья и вправду все чаще играет роль «дубинки» в борьбе с оппозицией - медицинский факт. Но отменять ее – выплескивать ребенка вместе с водой. О чем я многократно и говорил наиболее ярым сторонникам отмены этой нормы. Потому что не в норме дело, а в ее применении.
Государство злоупотребляет этой статьей, преследуя оппозиционеров? Безусловно. Но оно и многими другими статьями точно так же злоупотребляет: «вандализм», «оказание сопротивления сотруднику милиции», «организация массовых беспорядков»… И статьей «клевета» злоупотребляет – по которой только что цинично признали виновным Михаила Бекетова. И статьей «хулиганство» - по которой обвиняют Алексея Гаскарова и Максима Солопова. И статьями о хищении злоупотребляет – по которым судят Ходорковского и Лебедева.
Опять же, кто постарше – хорошо помнит, что в советские времена многих диссидентов судили вовсе не по «политическим» статьям 70-й и 190-й, а по «обычным» уголовным – за кражи, например, или за хулиганство… Что будем делать, чтобы не злоупотребляли – отменим все эти статьи?
Но представим себе, что мечта сбылась – не стало статьи 282. И что? Во-первых, как уже сказано, репрессивный аппарат легко найдет другие статьи для расправы с оппозиционерами. А во-вторых, что после этого делать с российскими неофашистами? С теми, кто сеет «зубы дракона», разжигая ненависть к тем, у кого другой цвет кожи, национальность, вера или разрез глаз? Ох, как они обрадуются, получив такой подарок! И тут мы решительно расходимся с некоторыми прекраснодушными либералами из числа моих товарищей и (по почти всем другим вопросам) единомышленников.
Они не устают уверять меня, что когда нацисты убивают «инородцев» – тут, конечно, должно следовать наказание. А когда распространяют свои «коричневые» идеи – они должны быть неприкосновенны. Мол, никого нельзя преследовать за убеждения, на слово нужно отвечать только словом, а не государственным насилием, отношение к фашистам - дело личной брезгливости каждого человека, а не Уголовного Кодекса. И на традиционный питерский «Марш против ненависти», прошедший 31 октября в память об убитом в 2004 году нацистами ученом и правозащитнике Николае Гиренко они демонстративно не пошли, объявив его «акцией приспешников государственной борьбы с экстремизмом»…
За день до митинга против политических репрессий в Петербурге вспоминали активиста «Антифа» Тимура Качараву, погибшего в 2005 году от рук неонацистов, которые были осуждены, в том числе, по 282-й статье (и это не единственное убийство, совершенное нацистами). А в феврале 2010-го срок по 282-й получил Константин Душенов, редактор газеты «Русь православная», любивший писать об «антихристианской и человеконенавистнической сути иудейской религии», и называвший евреев «антирусская сволочь» и «жадная, бессовестная пучеглазая и горбоносая группа негодяев».
Если бы к этому времени мечта некоторых либералов об отмене 282-й статьи сбылась – он ушел бы от наказания. Вы этого хотели бы, коллеги?
Может, не будем делать фашистам подарки, великодушно демонстрируя терпимость к их взглядам? Эта терпимость когда-то очень дорого обошлась человечеству – и именно после этого в международных пактах и появились категорические запреты на разжигание межнациональной вражды.
Надо требовать не отмены 282-й статьи, а изменения правоприменительной практики. И независимого суда, где эта статья не сможет использоваться как «дубина». Иначе придется запретить продавать в хозяйственных магазинах топоры, а в книжных – «Преступление и наказание».
Оригинал текста здесь