В своем интервью бывший вице-премьер говорит об отставке московского мэра и предлагает провести настоящие реформы.
Он был вице-премьером в конце 80-х и начале 90-х, ответственным за проведение экономических реформ. Позже Григорий Явлинский как лидер оппозиционной партии дважды принимал участие в президентских выборах, а также руководил оппозиционной партией «Яблоко». По приглашению либеральной австрийской партии "Либеральный форум" он посетил Вену.
КУРЬЕР: Что означает отставка Юрия Лужкова для баланса сил между Медведевым и Путиным?
Григорий Явлинский: Я думаю, что они нашли общее решение. Самое главное здесь то, что бьльше нет никаких выборов. Лужков ведь является, простите, являлся мэром большого города. И в этом городе ведь должны были быть выборы мэра. А они собираются назначить бюрократа на пост мэра. Теперь это внутреннее дело правящей элиты, даже не [правящей] партии.
КУРЬЕР: Как бы вы охарактеризовали Лужкова?
Григорий Явлинский: Он был разным в разные периоды его руководства городом. В какие-то периоды для него был важнее более демократичный подход. Как в 1991 году. Вместе с тем, он был также авторитарным. Но у него была поддержка [населения]. И он был политиком, которого выбрали [жители города]. С демократической точки зрения, именно это является самым важным.
КУРЬЕР: А сегодняшнее руководство [страны] имеет такую поддержку?
Григорий Явлинский: Да, имеет. Но они хотят, чтобы такую поддержку оказывали только им.
КУРЬЕР: Но, кажется, что между Медведевым и Путиным нет единства.
Григорий Явлинский: Я не вижу никаких существенных конфликтов между ними. Медведев проводит ту же политику, что и Путин – только говорит о ней другими словами. Медведев говорит о модернизации, а Путин про экономический рост.
КУРЬЕР: Но с этим нельзя не согласиться.
Григорий Явлинский: Потому что средние доходы за восемь лет выросли в четыре раза. В таком случае и австрийцы бы были довольны своим правительством. Все равно каким.
КУРЬЕР: Это является результатом успешной экономической политики?
Григорий Явлинский: Нет. Это рост цен на нефть был успешным. Российская экономика напоминает наркомана - в левую руку ему вколот трубопровод с газом, а в правую – труба с нефтью. Вследствие чего происходят экономические галлюцинации.
КУРЬЕР: Будете ли Вы участвовать в президентских выборах?
Григорий Явлинский: Мы посмотрим. Я уже два раза имел такой опыт. В 1996 и 2000 годах не было свободных выборов. Но все-таки это были выборы. Хотя все это было похоже на игру в футбол. У меня были ворота, ширина которых составляла 100 метров в ширину и пять игроков. У Ельцина были ворота шириной в один метр и 15 игроков. Но с 2004 года уже нет ни игрового поля, ни арбитров. Только табло, показывающее счет 100:1.
КУРЬЕР: Вы всегда выступали за реформы на основе сотрудничества. А возможен ли диалог с Кремлем?
Григорий Явлинский: Диалог необходим, но нынешнее руководство в нем не заинтересовано. Я бы даже сказал, что такого не было даже при Ельцине. Нужны были решения, которые бы опирались на более широкий базис. Развитие является процессом. Диалог не работает, когда нет ответа.
КУРЬЕР: Медведев представляет себя как реформатора и модернизатора – он действительно таковым является?
Григорий Явлинский: Он много говорит об этом. Но модернизация предполагает реформу прав собственности. Также нужна независимая судебная власть, разделение властей. Настоящий парламент. Выборы. Те, которые в результате и приводят к тому, что парламент отражает общество. Все остальное - болтовня.
Оригинал