В сентябре 2010 года в Ханты-Мансийске конгресс Международной шахматной федерации (ФИДЕ) будет выбирать нового президента этой организации. Претендентов – два. Один – нынешний глава ФИДЕ и бессменный президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Другой – 12-й чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов.
Один – создатель «одного из самых уродливых явлений в политической жизни России последних десятилетий, представляющего собой отвратительное соединение авторитаризма, коррупции и криминала»: именно так назван в недавнем заявлении «Яблока» режим, установленный калмыцким «ханом», который правил и при Ельцине, и при Путине, и при Медведеве.
Человек, за которым много лет, начиная со знаменитого «шерстяного кредита» [ 1 ] тянется цепочка коррупционных скандалов, но упорно выходящий сухим из воды. Человек, который, как полагает то же «Яблоко», несет прямую политическую ответственность за убийство журналистки Ларисы Юдиной – при этом виновным в убийстве был признан бывший помощник Илюмжинова.
А другой – гениальный шахматист, обласканный советским режимом в годы противостояния с «отщепенцем» Виктором Корчным и «диссидентом» Гарри Каспаровым, но оказавшийся помехой для нынешнего российского режима на пути сохранения поста президента ФИДЕ за Илюмжиновым, второе выдвижение которого от России просто позорит нашу страну.
И, тем не менее, это происходит. Почему?
Напомним предысторию. 19 февраля 2010 года на съезде Российской шахматной федерации (РШФ) была изменена структура ее руководства. В декабре президент РШФ и он же – вице-премьер правительства РФ Александр Жуков, и вице-президент РШФ, он же – помощник президента Аркадий Дворкович заявили о своей отставке в связи с известным указанием президента России Дмитрия Медведева (в октябре 2009 года на Всероссийском спортивном форуме «Россия — спортивная держава» в Казани Медведев заявил, что чиновники должны покинуть руководство спортивными федерациями и передать его профессионалам). Председателем правления РШФ был избран Александр Бах, и был избран Наблюдательный совет (НС), который возглавил Дворкович.
В полномочия НС входило, в частности, определение кандидатуры от России на пост президента ФИДЕ – однако, не созывая Совет, 21 апреля Аркадий Дворкович направил письмо в Конгресс ФИДЕ, в котором сообщил, что РШФ «имеет честь поддержать переизбрание действующего президента Кирсана Илюмжинова». Полномочий направлять подобный документ Дворкович не имел – глава НС ими не наделен, потому что представлять РШФ без доверенности может только председатель правления, то есть Александр Бах.
Естественно, возник скандал – и 14 мая Наблюдательный совет собрался. Но без Дворковича. Точнее, собраний было два: одно собрал председатель НС в так называемой «гостиной Дворковича» (отсутствием скромности помощник президента не страдает – и к тому же, «гостиная» находится почему-то на территории коммерческого банка), но там присутствовало только восемь членов НС из 32. А семнадцать членов НС собрались в здании РШФ на Гоголевском бульваре и единогласно решили выдвинуть в президенты ФИДЕ от России Анатолия Карпова.
Помощнику президента это очень-очень не понравилось. Трудно понять, какие именно мотивы заставляют его беззаветно поддерживать калмыцкого «хана», говоря о котором, сразу вспоминаешь известное выражение великого режиссера Николая Акимова: «Чтобы заклеймить негодяя, надо еще найти на нем место, свободное от клейма».
И, тем не менее, раз за разом Дворкович повторяет: «Карпов как управленец проигрывает Илюмжинову», с Карповым он работать не будет ни при каких условиях, более того – Карпов, по его мнению, «в полной мере не является порядочным человеком»… В чем-то он, наверное, прав – для Карпова, как управленца не характерны ни коррупция, ни многомиллиардные растраты бюджетных денег, ни многолетний образ жизни полубога, управляющего нищим народом. И Карпов не нуждается в посте президента ФИДЕ исключительно ради спасения от уголовного преследования, которое вполне может грозить Илюмжинову, если его – что вполне вероятно – не утвердят президентом Калмыкии на пятый срок.
Что же, когда государственный чиновник так бьется за чьи-то интересы – поневоле задумаешься: а не имеет ли он в этом и свой маленький личный интерес? Не связано ли его стремление во что бы то ни стало видеть Илюмжинова в кресле президента ФИДЕ с ответной благодарностью? С каким-то ассоциированным с ним лично бизнесом? Или с бизнесом его жены Зумруд Рустамовой, которая в 30 лет занимала должность заместителя министра государственного имущества, а затем удачно «спланировала» в крупный бизнес, считаясь сегодня одной из самых успешных бизнесвумен в России?
В общем, после заседания НС г-н Дворкович немедленно заявил, что оно-де было «нелегитимным», потому что проводилось … в его отсутствие (таковой нормы для признания заседания Совета нелегитимным устав РШФ не предусматривает). Да и сам Устав, как выясняется, еще не зарегистрирован!
Но, в случае, если он не зарегистрирован – Дворкович тем более не имеет никакого права выступать от имени РШФ, потому что в «старом» уставе Федерации такого органа, как Наблюдательный совет, еще не было. А он подписывает письма в ФИДЕ именно в этом качестве…
Впрочем, заявлениями дело не ограничилось: 21 мая в здание РШФ ворвались вооруженные граждане, которые представляли частную охранную структуру, присланную Дворковичем. Без санкции прокуратуры, без решения суда – исключительно на основании бумажки, подписанной кремлевским клерком – был опечатан кабинет Баха, были сняты жесткие диски с компьютера, была опечатана бухгалтерия РШФ.
По словам Гарри Каспарова (13-й чемпион мира сейчас активно поддерживает Карпова в противостоянии с Илюмжиновым), «фактически совершено уголовное преступление, потому что некое частное охранное агентство на основе бумажки, подписанной помощником президента, захватывает общественную организацию, вытаскивает документы и по ее финансовой деятельности». При этом милиция заявила, что это «конфликт хозяйствующих субъектов» (как хорошо нам знакома эта терминология!), а частные охранники действуют на основании договора, подписанного Дворковичем, как… вице-президентом РШФ (напомним, что он подал в отставку с этого поста, после чего на февральском (2010) съезде РШФ эта должность была вообще упразднена).
Деятельность РШФ в результате этого типичного рейдерского захвата оказалась практически парализованной: охранники получили приказ не пускать на рабочие места ни Баха, ни сотрудников бухгалтерии. Однако, правоохранительные органы не обратили на все это никакого внимания: видимо, неприкосновенным для закона является у нас не только президент, но и его помощники. «Помощник президента — та высота, где законы перестают действовать», - грустно заметил заслуженный юрист России и бывший руководитель юридической комиссии РШФ Валентин Дёмин.
28 июня истек срок выдвижения кандидатов в президенты ФИДЕ, и в тот же день еще раз собрался Наблюдательный совет РШФ. Перед ним была проведена «большая работа» - и Аркадию Дворковичу удалось провести на этом заседании решение об отставке Александра Баха (с 10 июля), и назначении до 11 октября, когда пройдет съезд РШФ, на должность и. о. главы правления Федерации Ильи Левитова, которого «Российская газета» назвала «хорошо известным в мире шахмат».
Однако в этом мире г-н Левитов известен лишь обработкой записок Евгения Бареева, который помогал Владимиру Крамнику в матчах на первенство мира с Гарри Каспаровым и Петером Леко. Несколько больше он известен, как представитель адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», защищавший в 2004 году агентов российских спецслужб в Катаре, которые были обвинены в убийстве Зелимхана Яндарбиева. Кстати, именно это бюро давало юридическое заключение о якобы нелегитимности заседания Наблюдательного совета РШФ от 14 мая, которое лояльными к Дворковичу СМИ было тут же растиражировано в качестве доказательства незаконности выдвижения Анатолия Карпова.
Но это еще не самое главное: на том же июньском заседании НС было принято беспрецедентное решение о наделении Аркадия Дворковича до 11 октября «полномочиями по представлению интересов РШФ перед третьими лицами». Помощник президента немедленно истолковал это как свое право решать любые вопросы от имени РШФ и в тот же день направил в ФИДЕ письмо: «В соответствии с решением наблюдательного совета РШФ от 28 июня, подтверждаю направленное мной 21 апреля письмо о выдвижении кандидатуры от РШФ для избрания на пост президента ФИДЕ».
Во-первых, уставом РШФ такое «делегирование» не предусмотрено. Во-вторых, вопрос о «подтверждении письма от 21 апреля» не рассматривался на июньском заседании Наблюдательного совета – это прямо следует из протокола заседания, размещенного на сайте РШФ. В-третьих, как уже сказано, правом представлять РШФ, по уставу, обладает только председатель правления, а им до 10 июля остается Александр Бах, который 23 июня отправил в ФИДЕ письмо, уведомив, что от РШФ выдвинут Карпов. Тем не менее, 29 июня еще не ставший на тот момент и. о. председателя правления РШФ (то есть, опять же, не имеющий на то полномочий!) Илья Левитов отправил в ФИДЕ письмо, где сообщил, что «письмо Баха от 23 июня не является юридически действительным документов по выдвижению кандидата от РШФ».
Все это, как представляется, не имеет ни малейшего отношения к праву – право привычно отступает перед желанием высокопоставленного чиновника распоряжаться в РШФ, как в дарованной на кормление вотчине. «Шахматы надо защищать от попыток Дворковича узурпировать власть в Российской шахматной федерации, - констатирует Анатолий Карпов. – От жуткого давления, которое он организовал по всей России. От эмиссаров Илюмжинова, которые ездят и угрожают людям или раздают подачки (скажем, 100 или 150 тысяч рублей — чтобы люди проголосовали как надо)»…
В ответ на интервью, которое Карпов дал «Парламентской газете», Илюмжинов подал на него в суд. И потребовал 2 миллиона рублей в качестве компенсации ущерба для своей деловой репутации, ущемленной, по его мнению, двумя фразами из интервью Карпова. О том, что за командой Илюмжинова «закрепился шлейф коррупционности» и о том, что «размышления» Российской шахматной федерации (РШФ), выбирающей кандидата в президенты ФИДЕ между Карповым и Илюмжиновым, можно объяснить «лишь достаточно грязными закулисными играми».
Заметим: Илюмжинову, занимающему государственную должность, запрещено получать доходы от предпринимательства – и, значит, что у него нет и в принципе не может быть никакой «деловой репутации», которая могла бы пострадать. Тем не менее, суд принимает иск – но это, как ни парадоксально, имеет немалое положительное значение. Потому что, по словам Гарри Каспарова, «впервые деятельность Илюмжинова будет подробно рассматриваться в суде – где придется подробно исследовать все скандалы и коррупционные истории, которые с ним связаны, и ему не удастся уйти от их обсуждения и множества неприятных вопросов».
И последнее. 9 июля шахматные федерации Франции, Германии, США, Швейцарии и Украины обратились в Международный спортивный трибунал в Лозанне, оспаривая законность выдвижение Илюмжинова на пост президента ФИДЕ. По их мнению, выдвижение от РШФ не имело место, потому что его не принимали в установленном порядке (о чем уже сказано выше), а выдвижение от шахматных федераций Мексики и Аргентины неправомерно, потому что Илюмжинов не является членом этих федераций…
Борьба за пост президента ФИДЕ – это не борьба между старым и новым, между «либералом Дворковичем» и «коммунистом Карповым». Это борьба, где по одну сторону баррикады, как язвительно заметил публицист Андрей Пионтковский, «советские и антисоветские», а по другую – воры и бандиты, пусть даже и рядящиеся якобы в «либеральные» одежды. Это борьба, где по одну сторону – порядочные люди, независимо от своих убеждений (недаром Карпова поддерживают его в прошлом непримиримые оппоненты – Каспаров и Корчной), а по другую – те, для кого цель всегда оправдывает средства. Или – что будет точнее – оправдывается вложенными в нее средствами.
Борис ВИШНЕВСКИЙ, обозреватель «Новой газеты», лауреат премии «Золотое перо России», специально для «Псковской губернии»
1 В 1992 году российская текстильная промышленность переживала не самые лучшие времена – не хватало сырья. Глава ассоциации «Степь», тогда еще мало кому известный Кирсан Илюмжинов, предложил правительству РФ свои услуги: пообещал обеспечить российские фабрики высококачественной шерстью. Но для этого ему нужен был крупный кредит. Правительство выделило на закупку шерсти примерно 11 млрд. неденоминированных рублей. Получив деньги, ассоциация «Степь» перечислила их фирмам, которые должны были закупать шерсть. Например, московскому АО «Гендур Семур» досталась половина кредита. Почти миллиард рублей перебросили санкт-петербургской корпорации «САН». Крупная сумма оказалась в Нижнем Тагиле. Ни одна из коммерческих структур, подключенных к программе спасения «Ростекстиля», так и не поставила ему ни грамма шерсти. «Гендур Семур» из 5,4 млрд. рублей вернуло лишь 3,5 млрд. Большая часть кредита исчезла бесследно.
Газета "Псковская губерния" № 27 (498) 14-20 июля 2010 г.
Источник: gubernia.pskovregion.org