18 декабря 2013
Заявление Федерального совета

Федеральные власти ведут регионы России к бюджетному банкротству

Принято Федеральным Советом

Решение № 22 от 14 декабря 2013 года

 

Бюджетная политика федеральных органов государственной власти России, в первую очередь Президента РФ и Правительства РФ, привела к разрушению бюджетных систем большинства регионов России. Отказ от принципа бюджетного федерализма и сверхконцентрация налоговых доходов в федеральном бюджете привели к ситуации массового бюджетного дефицита и приближения объема государственного долга регионов к размеру собственных доходов. Преодоление этого барьера является основанием для запуска процедуры введения внешнего управления региональным бюджетом.

Сильнейшим ударом по бюджетам субъектов Российской Федерации стали майские (2012 года) указы президента РФ В. В. Путина, которыми на бюджеты регионов была возложена полная ответственность за повышение заработных плат десяткам миллионов работников бюджетной сферы – как государственной, так и муниципальной.

При этом не было произведено никаких изменений в межбюджетных отношениях, собственные доходы регионов увеличены не были, федеральное правительство оставило регионы один на один с ультимативными решениями президента, для исполнения которых регионам не было передано никаких дополнительных средств.

Эти указы отражают полное непонимание В. В. Путиным бюджетной ситуации в России, реального состояния региональных и муниципальных бюджетов.

Результаты такой политики оказались для региональных и муниципальных бюджетов разрушительными как никогда после 2000 года.

Только из-за повышения зарплат расходы региональных бюджетов в 2014 г. вырастут на 7% (а в 20 регионах — более чем на 10%), в 2015 г. — еще на 10%.

Чтобы исполнить «нефинансируемый мандат», регионам потребуется около 1,7 трлн руб. в 2013-2015 гг. и по 1 трлн руб. ежегодно в 2016-2018 гг.

Исполнение указов финансируется, кроме того, за счет перераспределения расходов от программ и проектов развития: доля расходов в бюджетах на зарплату увеличится с 24% в 2012 г. до 35% в 2015 г., а примерно в 10 регионах превысит 50%.

При этом по итогам первого полугодия 2013 года в 23 регионах России социальные расходы составили 70-75% от всех расходов, и это соотношение постепенно распространяется на большинство регионов. Но даже при сокращении других трат обеспечивать исполнение указов президента РФ регионам приходится в долг. Если с 2010г. по 2013 г. госдолг регионов вырос на 50% - почти до 1,5 трлн руб., - то за следующие два года он увеличится на 100% , т.е. до 3 трлн. руб.

В половине регионов уровень государственного долга в 2015 году может превысить 60% текущих доходов, сейчас такая нагрузка уже у 21 региона; несколько регионов нарастили долг, превышающий 100% собственных доходов.

По данным Минфина, общий объем госдолга российских регионов на 1 января 2013 года составил 1,36 трлн. рублей, что соответствует 26,1% от суммы доходов региональных бюджетов. При этом объем погашения долговых обязательств в 2013 году составит только 420,6 млрд. рублей, что меньше трети общего объема государственного долга.

По прогнозам Минфина, к 2018 году дефицит региональных бюджетов увеличится до 1,8 трлн. рублей. Резкий рост задолженности региональных бюджетов коммерческим банкам отрицательно повлияет на устойчивость бюджета в целом и банковской системы.

Федеральная помощь регионам сокращается: в 2013 г. Минфин предоставил регионам почти 160 млрд. руб. помощи, план на 2014 г. составляет только 80 млрд. руб.

Выполняя т. н. «дорожные карты», региональные и муниципальные руководители начинают сокращать должности в организациях социальной сферы, чтобы добиться выполнения спущенных сверху показателей средней заработной платы по отрасли.

Федерация намерена продолжить давление на регионы, требуя выполнения президентских указов, при этом условия предоставления им помощи не предусматривают никаких структурных изменений в федеральной налоговой и бюджетной политике.

При этом экономическая ситуация остается неблагоприятной: по итогам 2013 года доходы регионов вырастут только на 1% против официально прогнозировавшихся 15%, а поступления от налога на прибыль упадут на 15%, хотя планировался рост на 10%.

Бизнес в России остается неблагоприятным для большинства рядовых предпринимателей, государственная поддержка оказывается, за редким исключением, только бизнесу, связанному с властями, что приводит к росту коррупции.

Все эти факторы делают положение большинства регионов практически безвыходным. Они будут сдаваться на любые условия федерального правительства в любой сфере деятельности, утрачивая практически все рычаги формирования собственной политики.

Между тем общие затраты на Олимпиаду в Сочи увеличились в начале 2013 года до 1,526 триллиона рублей (37,5 млрд. евро), что в пять раз больше изначальной сметы, утвержденной в 2007 году. Эти расходы в десять раз превышают бюджеты прошедших зимних олимпиад в итальянском Турине, американском Солт-Лейк-Сити и канадском Ванкувере, вместе взятых.

Сильнейший контраст между затратами на государственный пиар и финансированием безусловных социальных обязательств регионов полностью отражает отношение федеральных властей России к рядовым гражданам. Разрушение бюджетного федерализма является частью разрушения демократического устройства государства, государства в целом.

Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» требует от президента РФ, Федерального Собрания РФ и правительства РФ:

1. Внести в 2014 году в Бюджетный кодекс РФ изменения, необходимые для установления реального бюджетного федерализма в Российской Федерации.

2. Обеспечить законодательные условия, при которых в консолидированном бюджете Российской Федерации в консолидированные бюджеты российских регионов будет поступать не менее 50% налоговых доходов бюджета.

3. Разработать новую государственную программу Российской Федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности российских регионов, позволяющую остановить рост искусственно сформированного государственного долга регионов, за счет сокращения неэффективных расходов бюджета.

4. Во исполнение майских 2012 года указов президента РФ обязать правительство РФ нести солидарную с органами государственной власти субъектов Российской Федерации ответственность по исполнению этих указов, не менее чем в соотношении 50/50, за счет средств федерального бюджета.

Председатель Партии
С.С.Митрохин


Статьи по теме: Бюджетная сфера


Все статьи по теме: Бюджетная сфера