В открытом разговоре приняли участие приглашенные гости, а также члены и сторонники «Яблока». Во время дискуссии участники обращались к тексту «Цинковых мальчиков» – документальной книги белорусской писательницы Светланы Алексиевич, изданной в 1989 году и посвящённой Афганской войне.
Среди участников открытого разговора были:
- Надежда Ажгихина, писатель, журналист, директор Ассоциации ПЭН-Москва;
- Александр Гнездилов, театральный режиссёр, член Федерального политкомитета партии «Яблоко»;
- Саша Николаенко, писатель, лауреат премий «Русский Букер» и «Ясная поляна»;
- Руслан Козлов, писатель, журналист;
- Николай Рыбаков, политик, председатель партии «Яблоко»;
- Григорий Гришин, филолог, режиссер-документалист;
- Виктор Коган-Ясный, один из основателей «Мемориала», эксперт партии «Яблоко».
«Много книг, рассказывающих об ужасах войны, включены в школьную программу – а это предполагает, что такую литературу читали практически все россияне, – отметил председатель «Яблока» Николай Рыбаков. – Удивительно то, что они в итоге не смогли стать той самой вакциной для общества от пропаганды, от возможности разрешения конфликтов с помощью военных действий, не помогли остановить, предотвратить то развитие событий, участниками которого мы все сегодня с вами являемся».
Тексты о войне были всегда. «Проблема в том, что… тогда было принято много читать, было меньше отвлечений, массовая культура не распространилась. И вот это стремление к лучшему, которое объединяло людей, базировалось на очень многих текстах. Книги были частью повседневности», – поделилась воспоминанием о жизни советского общества после Афганской войны журналист Надежда Ажгихина.
Сейчас мы мало об этом говорим и мало говорим о текстах, считает Ажгихина.
Писатель Руслан Козлов, вспоминая о годах после Афганской войны, отметил, что в стране не было покаяния и публичного признания бессмысленности произошедшего. Более того, документальная книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» вызвала в обществе волну ненависти. За правду, как считает писатель Козлов.
«Мы должны понимать, что с нами произошло и в какой момент мы упустили точку невозврата, в которую нужно вернуться», – анализирует наши дни Руслан Козлов. – Возможно, у вас много возможностей что-то делать, как-то донести до людей свою позицию. У нас, писателей и журналистов, – книжку написать и пропагандировать… Я не владею статистикой, но я думаю, что люди сейчас читают очень мало».
Режиссер Александр Гнездилов рассуждал о том, что декларируемые учителями в рамках школьной программы ценности противоречат реальному положению дел в школе и обществе. «Нам преподают в школе «Горе от ума», мы читаем, мы все читаем. И нам рассказывают, что прав Чацкий, но из жизни школы мы видим, что все по-другому… В жизни прав Молчалин», – приводит пример Гнездилов. Режиссер также напомнил, что литература может быть инструментом, используемым в любых руках. Так, в творчестве Александра Пушкина можно найти доказательства того, что он и революционер, и придворный поэт, и эскапист.
Писательница Саша Николаенко считает, что необходимо больше говорить об опасности ядерной войны, последствиях атомного взрыва даже небольшой мощности. Дочь физика-ядерщика, Николаенко с детства помнит о страшных последствиях Чернобыльской катастрофы. Если люди лишены милосердия, с ними нужно говорить об ужасах атомной войны.
«Я люблю свою страну. Я просто люблю ее с незакрытыми глазами», – говорит Саша Николаенко и просит помнить о самой большой угрозе нашего времени.
Самые страшные злодеи мира в большинстве своем были люди начитанные. Эта начитанность была формальная. Это чтение и писание, которое они делали рассудочно, приводило их к чудовищному злу. Поэтому дело не конкретно в чтении и нечтении, считает один из основателей «Мемориала», эксперт партии «Яблоко» Виктор Коган-Ясный. Он считает, что важнее в этом разговоре вспомнить об ответственности интеллигенции за состояние культуры в обществе.
Филолог, режиссер-документалист Григорий Гришин сравнил современное культурное пространство нашей страны с застывшим бетоном, в котором на протяжении последних лет не может появиться ничего живого. Гришин также считает, что ответственность за происходящее в культуре и обществе лежит на постсоветской медийной интеллигенции, которая предпочла проигнорировать милитаристскую кампанию, развернутую властью.
«Представители интеллигенции совершили над собой немыслимое насилие, закрыв глаза на то, что было сделано с памятью о Великой Отечественной войне, дав замазать псевдо-патриотической шелухой мучительно горькую правду о ней», – заявил Григорий Гришин.
Своим видением причин произошедшего делились и другие участники открытого разговора члены – сторонники партии и гости «Яблока».