30 лет назад, как сказал Центризбирком, была принята Конституция Российской Федерации! Я был участником Конституционного совещания 1993 года, которое было предпоследним этапом подготовки проекта, вынесенного на референдум 12 декабря 1993 года.
В Кремле было собрано более 600 человек, которые много дней оттачивали текст в бурных дебатах. Я бы разделил участников на две группы – на романтиков и прагматиков. Романтики говорили – надо Конституцию делать «на вырост». Заложить туда то, к чему надо стремиться. И поэтому в Конституции есть вторая глава, посвящённая правам и свободам человека! Прагматики говорили – Конституция должна быть прямого действия. И поэтому в ней надо прописать механизмы власти, особенно сдержки и противовесы.
Всё, что мы наработали, поступило в администрацию Ельцина. И тут, на последнем этапе, в проект были внесены серьёзные изменения. К счастью, они не коснулись прав и свобод человека. Но, на мой взгляд, разрушили сдержки и противовесы в механизмах власти.
Вот простой пример - по требованию Ельцина было добавлено право президента издавать указы, имеющее силу законов, по вопросам, не отрегулированным действующим законодательством. Как это так, сказал он, я и не могу издать указы! Напомню, именно такие права дал Ельцину Съезд народных депутатов РФ для проведения экономических реформ. Известно, чем это закончилось.
Известно, чем это продолжается. Нынешний президент, не стесняясь, издаёт указы, которые, на мой взгляд, противоречат действующему законодательству.
После расстрела Белого дома в октябре 1993 года по указу Ельцина были назначены очередные выборы. Именно тогда был создан «Блок Явлинский-Болдырев-Лукин». Де-юре этот блог создали три партии – Социал-демократическая, Республиканская и Христианско-демократический Союз. Блок формировался в авральном порядке – выборы были внеочередные и времени на подготовку было очень мало. Однако вопрос Конституции нас очень волновал. И уже тогда проявилась принципиальная позиция «Яблока» – мы были единственными из всех участников выборов, кто призывал голосовать против проекта Конституции. Нас хотели снять с выборов – не получилось!
В этих условиях мы не смогли проконтролировать подсчет голосов по всей стране. Я и сейчас убеждён, что проект Конституции не был принят. К сожалению, теперь доказать ничего невозможно – бюллетени были в экстренном порядке сожжены, чтобы следов не осталось.
Я хочу закончить этот текст словами диссидентов советского времени: «Соблюдайте вашу Конституцию!». В первую очередь вторую главу, гарантирующую права и свободы человека!