В торжественной обстановке саммита Россия-Африка президент Путин не без гордости сообщил, что за последние годы Россия простила братским государствам «черного континента» $20 млрд. Глаз нельзя было отвести от того, как он встречал африканских лидеров, приехавших, как показалось, на поклон, а вовсе не на новую раздачу плюшек.
Профессор Наталья Зубаревич подсчитала, что $20 млрд — это годовой бюджет здравоохранения всех российских регионов. Новая, уже оптовая закупка лояльности африканских «стратегических партнеров», очевидно, закончится очередными «списаниями долгов». И эти траты кажутся российскому руководству более перспективными и важными, чем финансирование операций для детей или лечение раковых больных в собственной стране.
Снова выбрасывая миллиарды долларов на «геополитику», Путин решительно позабыл, что он — президент страны, где две трети населения находятся у черты бедности или за ней. Где люди живут среди разбитых дорог, домов с протекающими крышами и мусорных полигонов. Где вся территория за границами МКАД сама напоминает Бурунди или Сьерра-Леоне. Африка у нас дома, на самом деле.
А главное — мы все это проходили. Такие «стратегические партнеры» обычно кидают нас при первой возможности как только иссякает односторонний поток кэша. И, нет сомнений, кинут снова.
Я знаю главный аргумент диванных империалистов: любая великая держава должна отстаивать свои интересы и осуществлять экспансию по всей поверхности земного шара — желательно, с применением оружия.
Сейчас Путин собрался конкурировать в Африке с американцами и Китаем, но никакой Китай никому не делает подобных подарков, хотя, в отличии от нас, мог бы себе это позволить. Как ни банально, но в современном мире влияние приобретается только через сильную эффективную экономику. Китай и США — две крупнейшие экономики мира. Россия с ее 2% в мировом ВВП может позволить себе игры в «геополитику» только за счет собственных граждан. Что и происходит.
Африканскую экспансию российского руководства можно объяснить разве что внешнеполитическим куражом Путина (дети и больницы подождут). Но даже если вытрясти из наших карманов еще пару десятков миллиардов, конкурировать в Африке будет затруднительно: КНР и США давно закрепились на континенте, объем их ежегодных вложений никак не сопоставим с российским. А вместо широких жестов они выбирают прагматику и умеют возвращать свое.