Наверняка вы слышали про беспредел (он же – «экспедиция» РВИО и Министерства обороны), который творится в Сандармохе. Если нет, то напомню.
В середине августа от общественников со ссылкой на неофициальные источники стала поступать информация о том, что в урочище Сандармох Российское военно-историческое общество (РВИО) и Минобороны с 25 августа планируют начать раскопки для поиска военнопленных Красной армии, расстрелянных финскими оккупантами. Сандармох – памятник истории регионального значения как место захоронения жертв политических репрессий, открытый Юрием Дмитриевым, который находится в настоящий момент за решеткой но надуманному обвинению.
24 августа я направила факсы и обращения в электронные приемные МВД, прокуратуры, следственного управления по Карелии и Управления по охране объектов культурного наследия РК. В них я просила проверить законность планируемых раскопок. В этот же день об этом сообщили региональные СМИ.
Тем не менее, 25 августа в Сандармохе появились армейские грузовики, палатки, люди в военной форме, журналисты, но не появились правоохранители. А у меня появились их бумажные ответы. Следственное управление СК все переадресовало в прокуратуру республики, прокуратура, «учитывая общественную значимость и важность поставленных в обращении вопросов», переадресовала проведение проверки Управлению по охране объектов культурного наследия республики, а МВД Карелии — в ОМВД по Медвежьегорскому району. Ответ от Управления по охране объектов культурного наследия к тому времени ответ уже был мною получен. Искусно обходя острые углы, руководитель ведомства пытается обосновать необходимость проведенного на памятник налёта: «границы территории не утверждены» (хотя имеется письмо министра от 2014 г. о том, что утверждены, и на публичной кадастровой карте сформированный участок можно увидеть), «информация о нем неполная» (и ни слова о том, что именно не хватает), «предмет охраны не утвержден» и т.д. и т.п. За это время РВИО и Минобороны благополучно и «экспедицию» в Сандармохе завершили, и пресс-конференцию об ее итогах провели в Москве.
Как говорил один из великих русских актеров, если хочешь понять истинный смысл слов говорящего, слушай не то, что говорят, а то, как это делают. То, как действуют защитники законности, лишь подтверждает истинные цели этой экспедиции: переформатировать Сандармох, скрыть масштабы сталинских преступлений, переключить внимание общества, а в конечном счете переформатировать наше сознание.
Ситуация усугубляется еще и тем, что грозит если не скандалом, то серьезным осложнением российско-финских отношений, так как финские историки уже давно раскрыли и придали общественной огласке всю информацию о местах и обстоятельствах расстрела военнопленных. Для них эти вопросы не являются, в отличие от отечественных историков, высказывающих мутные гипотезы, белым пятном, и они уже активно не соглашаются с предложенной версией.
Легкость, с которой российская власть рушит взаимоотношения с нашими соседями, в очередной раз подтверждает ее безответственность и провальный внешнеполитический курс. К сожалению, историческая память стала серьезным инструментом государственной пропаганды. Но в наших силах – противостоять таким планам. Свой контрплан подготовила.