21 июля руководитель «Росатома» Алексей Лихачёв сообщил, что загрузка ядерного топлива в реакторы плавучего атомного энергоблока «Академик Ломоносов» и их пуск состоятся в Мурманске на базе «Росатомфлота» после того, как блок будет достроен и доставлен туда без топлива на борту.
По словам главы «Росатома», такое решение приняли из-за обеспокоенности соседей России по Балтийскому региону тем, что в международном морском праве отсутствует такое понятие, как «несамоходный плавучий ядерный объект». Получается, что мнение соседних стран для «Росатома» и чиновников важнее, чем мнение тысяч петербуржцев, сказавших нет ядерным экспериментам на Неве. Видимо, легче признаться, что решения в «Росатоме» принимаются под давлением иностранных государств, чем в том, что собственные граждане способны влиять на безумные инициативы властей.
Я убежден, что решающую роль в пересмотре планов по загрузке ядерного топлива и запуск реакторов АЭС в двух километрах от Исаакиевской площади сыграли, прежде всего, усилия экологов, общественных активистов и тысяч петербуржцев.
Безусловно, отмена запуска АЭС на берегах Невы — это победа, но мы не должны забывать, что по-прежнему нет никаких законодательных барьеров для проведения радиационно-опасных работ в черте Петербурга. Более того, в данный момент в городе ведется строительство трех атомных ледоколов — «Арктика», «Сибирь» и «Урал», что само по себе неплохо, если загрузка ядерного топлива и пуск реакторов будут производиться вдали от крупных городов. Пока ледоколы даже не включены в перечень объектов, на которых вводится постоянный госнадзор за радиационной безопасностью, а проверяющие структуры вынуждены согласовывать свои нечастые визиты на предприятия, где возводятся атомные суда, с прокуратурой.
Чтобы Фукусимы на Неве никогда не произошло, необходим полный законодательный запрет на проведение любых радиационно-опасных работ в черте Санкт-Петербурга, кроме того, на уже строящихся плавучих АЭС и атомных ледоколах нужно ввести режим постоянного государственного контроля.
В конце концов, неважно, как власть будет объяснять отказ от проведения ядерно-опасных операций, главное, чтобы в центре пятимиллионого города навсегда прекратили загружать ядерное топливо и запускать атомные реакторы. Фракция «ЯБЛОКО» в Законодательном собрании Петербурга со своей стороны приложит все силы для того, чтобы это произошло. Очевидно одно — петербургским экологам, общественникам и активным жителям еще предстоит много работы в этом направлении, но, как показывает практика, общественное мнение способно влиять на решения власти, особенно накануне президентских выборов.