Главное ощущение после послания президента Путина Федеральному Собранию – нам нужен другой президент с другим посланием, а этого президента надо бы послать на заслуженный отдых.
Послание президента Федеральному Собранию оказалось дежурным. С его относительно кратким содержанием можно познакомиться, например, здесь. Если вы попросите в двух словах рассказать, о чем говорил президент, нам это вряд ли удастся. Просил зал аплодировать труженикам села и солдатам в Сирии, говорил, что нет худа без добра применительно к допингу и антисанкциям…
«Не надо думать, что произнесение вот таких речей – это какая-то ошибка или пустое дело, - сказал в интервью на Радио Свобода Григорий Явлинский. - Нет, это важная часть идеологической работы, заключающаяся в том, что это еще один шаг к апатии, к неверию, к недоверию государству, к безразличию перед государством. Потому что там проблемы людей не рассматриваются, они не анализируются, на них нет ответа». В интервью Явлинский подробно рассказывает, о чем Путину следовало бы говорить в послании.
В послании президент пообещал, например, развивать службу санитарной авиации. С учетом обширной географии нашей страны идея хорошая, но вот эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» пишут, что доступность медицинской помощи в стране в ближайшие 20 лет ухудшится настолько, что население может начать доплачивать государству за медуслуги. Причина тому - демографическая ситуация. К 2034 году трудоспособное население России сократится на 4,4 млн человек, а количество пенсионеров вырастет на 5 млн. Как будет решаться эта проблема, Путин в послании ничего не сказал.
А еще надо иметь в виду, что зачастую обещания из прежних посланий Путина через какое-то время имеют свойство превращаться в ровно противоположное. Несколько таких примеров в своем фейсбуке приводит председатель «Яблока» Эмилия Слабунова.
России нужен другой президент. В этой связи интересны результаты исследования, которое проводили ученые кафедры социологии и психологии МГУ. Григорий Явлинский стал третьим по популярности кандидатом в президенты России после Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Готовность поддержать лидера «Яблока» на выборах выразили 18,8% участников опроса, проведенного в рамках исследования. Явлинский существенно обошел Алексея Навального (13,2%) и традиционных кандидатов от парламентских партий — Владимира Жириновского (6,8%), Геннадия Зюганова (6%) и Сергея Миронова (2,8%).
Скамейка запасных в путинском кабинете министров настолько коротка, что пост арестованного за взятку министра экономического развития Алексея Улюкаева занял 34-летний Максим Орешкин. Он стал самым молодым министром российского правительства. Ходят слухи, что приход выходца из Минфина в Минэкономразвития означает скорую ликвидацию последнего. И правда, зачем министерство того, чего нет?
В послании, говоря о борьбе с коррупцией, президент сказал удивительную вещь: «до решения суда никто не имеет права выносить вердикт о виновности или невиновности человека». Никакой тебе презумпции невиновности – как суд решит, так и будет (про наши суды см. ниже). Такая трактовка не мешает руководителю Центра антикоррупционной политики «Яблока» (ЦАП) Сергею Митрохину выводить жуликов на чистую воду, невзирая на их близость к телу Самого. На этой неделе Митрохин проверил, как «повар Путина» кормит детей, и остался недоволен. Родители в детском саду школы № 41 Москвы пожаловалась в «Яблоко» на плохое питание от компании «Школьник-ЮЗ» и попросили помощи. Как считают в ЦАП, фирму вместе с другими московскими комбинатами контролирует «повар Путина» Евгений Пригожин. В феврале ЦАП выпустил расследование «Котлетный король», в котором рассказал, как поделены 30,5 миллиардов на питании детей в Москве. В ЦАП намерены собрать как можно больше доказательств и добиться следствия, а пока Митрохин потребовал обеспечить детей качественной едой.
Верховный суд отказал партии «Яблоко» в удовлетворении иска об отмене результатов выборов в Государственную Думу. Чтобы изучить десятки доказательств нарушений и фальсификаций коллегии суда под председательством Николая Романенко хватило всего нескольких часов. Заседание началось в 10 утра и закончилось около 6 часов вечера, днем судьи прервались на обед. Председатель «Яблока» Эмилия Слабунова пообещала, что партия обжалует это решение в вышестоящей инстанции и, если потребуется, дойдет до Европейского суда по правам человека. Присутствовавший на процессе зампред «Яблока» Николай Рыбаков заверил, что партия продолжит сбор доказательств, что прошедшая избирательная компания не установила действительного волеизъявления граждан.
Самым громким скандалом этой недели стало задержание французского музыканта, лидера известной в 80-х годах группы Space Дидье Маруани по заявлению Филиппа Киркорова. Маруани считает, что Киркоров незаконно использовал принадлежащую французскому музыканту мелодию в своей песне «Жестокая любовь» (припев и правда похож). Француз рассчитывал добиться компенсации через суд, но к делу подключились пранкеры Вован и Лексус. От имени Киркорова они пытались решить вопрос миром. Маруани приехал в Москву и отправился в банк, чтобы получить причитавшийся ему в качестве компенсации миллион евро, где и был арестован полицией. Оказалось, что пранкеры рассказали о переговорах адвокату Киркорова, который и написал в полицию заявление о вымогательстве. Через несколько часов музыканта отпустили. Теперь он называет Киркорова мафиози и решительно настроен добиться победы над обидчиком в суде.
И о настоящей культуре. Главное культурное событие этой недели в Москве - ярмарка интеллектуальной литературы non/fichtion. Все издательства и критики публикуют списки книг, без которых нельзя уйти из ЦДХ.
Новые книги Алексея Иванова - это mustread! Исторический роман «Тобол» про петровское время и историко-географическое исследование пугачевского бунта «Вилы». Иванов изучает, что получится, если совместить «историю и территорию». Утверждает, что пугачевщина - это «борьба за идентичность». Пишет, как всегда, уверенно. Все продумал, серьезен и ироничен, связывает концы истории и географии, судьбы офицеров и их детей, ставших славой литературы (Иван Андреевич Крылов, например, и, конечно, Даль, с которым Пушкин беседовал еще в Оренбурге, а местные барышни залезали на дуб, чтобы первого поэта увидеть). Не боится пафоса. «В «Капитанской дочке» только честь спасает Петрушу Гринева и от Пугачева, и от Екатерины. «Капитанская дочка» - это символ веры в спасительность чести. Урок о том, что страна превращается в улус Пугачева, когда у нее хватает пушек, но не хватает Пушкиных». Хорошо же! А название! «Вилы» - наше все! (шутка)
Читайте хорошие книги, а не плохие послания!
Ваше «Яблоко»
P.S. Если вам понравился этот дайджест - поделитесь ссылкой на него в своих социальных сетях. Кстати, 6 декабря в московском офисе «Яблока» пройдет интересная лекция «Лайк, репост, арест: фольклор под судом советским и современным». Приходите или смотрите он-лайн!