Два десятилетия в России работает правозащитная организация "Комитет за гражданские права", но сегодня ее существование оказалось под угрозой. "Комитет за гражданские права" – фактически единственная организация в России, которая в значительном объеме (несколько тысяч обращений в год) регулярно и последовательно помогает заключенным по всей России. Главные проблемы – невыносимые условия содержания в тюрьмах и колониях, пытки при задержании. Комитет пытается помочь, когда в камере СИЗО на 15 человек приходится 10 шконок. Или когда в красной колонии действует формально упраздненная "секция дисциплины и порядка": из заключенных выколачивают деньги, а тех, кто не платит, жестоко избивают и отбирают у них последнее. Организация пытается помочь, когда арестанты без выхода месяцами содержатся в штрафном изоляторе, хотя предельный срок содержания там не должен превышать 15 суток. Оказывается помощь тем, кого заставляют работать по 16 часов в день без выходных с заработной платой 70 рублей в месяц.
Если у вас появятся желание и возможность, то "Комитету за гражданские права" еще можно помочь
Это серьезные нарушения, но ведь даже некоторые вещи, кажущиеся обычным людям мелочами, для зеков очень важны. Очень хорошо про это писал Владимир Буковский в своей книге "И возвращается ветер…": "Вот стоит сваренная из металлических стержней кровать. На ней ватный матрац – все вроде бы нормально. Но, оказывается, заключенные, спавшие на таких кроватях, даже голодовку объявляли, требуя, чтобы уменьшили просветы между металлическими стержнями. Странно как-то – стояли кровати лет уже, наверно, двадцать, и никто не заикался насчет просветов. Сдурели, что ли, зэки, есть им не хотелось или куражились? Дотошный архивист, может быть, раскопает в тюремных архивах, что примерно в то же время распорядился начальник тюрьмы отбирать у заключенных старые газеты и журналы. Вполне разумное распоряжение – чтобы, стало быть, не захламляли зэки камеру всякой макулатурой. Похвально. Но никакой связи между этими двумя событиями даже архивист не усмотрит, и только зэк может понять эту связь, если спать на этой кровати он мог, только подложив под матрац кучу журналов и газет. Но вот отобрали их – и моментально кровать обратилась в орудие пытки. За одну ночь матрац весь провисает в дырки, и ты спишь на железной решетке".
Когда, будучи обвиняемым по "Болотному делу", я сидел в Бутырской тюрьме, сам с этим сталкивался. На собственном опыте знаю, что без множества газет и журналов спать на шконке с одним матрасом почти невозможно. Спина у меня болела сильно.
Деятельность "Комитета за гражданские права" очень важна для заключенных и их родственников. Однако вероятно, что скоро "Комитет" закроется. Я работаю в этой организации уже лет шесть и впервые наблюдаю такой серьезный кризис. У организации уже давно нет грантовых средств. Выживаем за счет немногочисленных пожертвований. При этом денег сильно не хватает: и на аренду, и на оплату телефона. Перед сотрудниками у организации многомесячные долги по зарплате.
При этом сотрудники не справляются с потоком жалоб и обращений, многие письма остаются без ответа, ведь за день к нам в организацию их приходит несколько десятков. По-хорошему, нужны еще люди, которые будут работать с обращениями заключенных. Если у вас появятся желание и возможность, то "Комитету за гражданские права" еще можно помочь!