22 мая 2016 я вышел из дома и с удивлением узнал: сегодня, оказывается, проходят выборы. Протер глаза. Посмотрел на календарь. Подошел к бабушке на скамейке. Бабушка даже удивилась моей непонятливости и месте со мною проча объявление на подъезде: а в нем, заботливо размещенным под стеклом стенда, принадлежащего ООО «Чистый город», висело объявление, как выражаются юристы, «до степени смешения» сходное со стандартным объявлением стандартной избирательной комиссии. И это объявление приглашало всех на предварительные выборы кандидата в депутаты 7-й Государственной Думы. И ни слова об «Единой России». Между прочим, бабушка участие в выборах приняла, так и не осознав, что участвовала не в выборах, а в мероприятии лишь одной из 70 партий, праймериз «Единой России».
Рядом висели листовки двух кандидатов –депутата Гос. Думы Сергея Кузина и заместителя директора Департамента соц защиты населения Москвы Татьяны Барсуковой (последнюю я хорошо знаю, и, если бы я был сторонником «ЕР», то голосовал бы за нее).
Невдалеке виднелась листовка третьего единороссовского кандидата по Медведковскому избирательному округу, о котором было известно только то, что ему «нужна Великая Россия». Но что он имеет в виду под величием России из листовки осталось неясным. Впрочем, может быть у них там в недрах партии «Единая Россия» есть фракции – «Великая Россия», «Крутая Россия» и т.д.?
Может быть я что-то пропустил и выборы загадочным образом перенеслись с сентября на май? Чтобы проверить эту догадку я поспешил в ближайшую школу. В первой из посещенных мною школ избирательного участка не оказалось. «В здании выборов нет,» - гласила лаконичная надпись на двери здания. Для недоверчивых фанатов «Единой России», которые могли не поверить и залезть в здание в тщетной попытке проголосовать, висело предупреждение – «Охрана на обходе»: мол, только попробуйте не поверить, что «в здании выборов нет».
Во второй школе мне повезло и я обнаружил избирательный участок. улыбнулась удача и я обнаружил в ней избирательный участок. В не находилась счетная комиссия. На входе дежурили охранник с милиционером, за столом стояла буфетчица, у урн бдил наблюдатель от С. Кузина, за столами сидели члены Счетной комиссия, прозрачные урны содержали некоторое количество бюллетеней. Короче, все, как на настоящих выборах.
Избирателям выдавалось по 2 бюллетеня - медведковский окружной (простынка по меньше) и городской (2 простынки побольше). На информационном стенде висели биографии 128 кандидатов городского списка и примерно 12 кандидатов окружного. Мелкий шрифт избавлял примерно половину избирателей от необходимости читать краткую информацию о кандидатах. И это было правильно: во 1-х, на чтение всей этой информации требовалось часа 2, на обдумывание – еще часа 3-4, но даже, если бы среди пришельцев на участок и оказался бы такой экзотический избиратель, это бы ему все равно ничего не дало: ни о программе, ни о жизненном кредо кандидата из имеющихся в комиссии материалов узнать было решительно невозможно. Оставалось ориентироваться только на обаятельную улыбку кандидатов.
В Интернете списка кандидатов на праймериз «Единой России» по Москве я обнаружить не смог. Хотя искал минут 10. Где-то он, наверное, есть. Но где?
На столах избирательных кабинок лежали анкеты избирателей. В анкете ненавязчиво задавался вопрос, проголосует ли избиратель за этих кандидатов на выборах в сентябре. Далее избиратель должен был сообщить свои ФИО, адрес, телефон, номер паспорта, сферу деятельности и т.д. Умный ход! Очень надеюсь, что, если в сентябре кто – то из избирателей не дойдет до участка собственными ногами, его майскую волю, выраженную в анкете, не учтут без него.
К половине седьмого вечера на участке проголосовало более 300 человек. «Пошли дачники!» - сказали мне члены счетной комиссии. Они были любезны и честно выполняли свою работу. Предложили проголосовать и мне. Я сказал, что сейчас не могу, но пообещал проголосовать в сентябре. Тем более, что, не исключено, что я и буду главным соперником Татьяны Митрофановны Барсуковой по медведковскому округу № 200.
Итак, к концу голосования проголосует примерно 400 человек. Много это или мало? Избирательный участок праймериз включает в себя 5 избирательных участков по выборам в ГосДуму. На них проживает примерно 13 тысяч человек. Может быть чуть больше. На всех 240 кандидатов явилось всего лишь 400 человек. То есть всего лишь 3 %. Передайте московские СМИ в руки оппозиции хотя на месяц, и после таких «праймериз» в обозримом будущем Единая Россия не займет на выборах в Москве даже второго места.
Зачем же нужны «праймериз» «Единой России»? Все дело в том, что большинство кандидатов были определены заранее. Отсюда и мелкий шрифт, и изобилие материалов, и отсутствие информации о кандидатах. Однако для имиджа кандидатов важно, чтобы они могли гордо заявить: мы прошли праймериз! Мы уже победили! нас уже поддержал народ! И теперь дело за малым!
Сработает ли этот прием? Не знаю. Народ наш весьма и весьма доверчив.