Сегодня впервые посетил новое здание Московской ТПП, которое находится на Петровке,15, между Московской думой и мэрией.
Присутствовал на очень полезном круглом столе «Актуальные изменения в законодательстве, связанные с деятельностью малого и среднего бизнеса. Результаты мониторинга за 1-3 кв. 2015 г.», проводимое двумя гильдиями палаты.
Вступительное слово вице-президента Сурена Варданяна о позитивности регулярных встреч с руководством города, позволяющих решать проблемные вопросы, обнадежили. Оказывается, эти встречи проходят раз в неделю, и есть целый список малых побед.
Однако уже первая выступающая сообщила, что Россия, по степени реформ, поднялась за короткое время в международном рейтинге с 31 на 5-е место в мире. Что это для предпринимателей значит? Это беда. Бизнес может выживать, лишь когда существует в стабильной среде. (Из материалов к Госсовету по МСП известна цифра в 22000 законодательных актов за 2014 год, существенно повлиявших на состояние предпринимательства).
Что же делать? – «Позитивно реагировать на происходящие процессы?» Согласен. Переговорный процесс никто не отменял. Он является важнейшей составляющей взаимодействия власти и бизнеса. Но достаточно ли только этих усилий? Мы видим, что нет - всё меньше и меньше у бизнеса остаётся возможности для маневра.
Сегодня не сопоставимы весовые категории всесильной власти и бизнеса (в лице его союзов).
Бизнес в защите своих прав обязан использовать все формы влияния на власть, в том числе, протестную.
Не случайно, мой коллега, Алексей Москвич, вынужден был поправить выступающую докладчицу, назвав истинные причины снижения страховых взносов несколько лет назад. Это было отвоёванное у власти снижение.
Тогда тысячи предпринимателей со всей России с плакатами и транспарантами вышли к Дому правительства и на Пушкинскую площадь. Но протест против ужесточения госполитики вылился и в уход из бизнеса сотен тысяч предпринимателей. Сегодня мы видим подобную картину. Власти в кризис существенно повышают налоговое бремя на бизнес, пытаясь и за счет малого и среднего бизнеса поправить свои дела. Этому есть десятки (если не сотни) примеров. Чем отвечает бизнес, кроме ведения переговоров?
1. Закрывает предприятия.
2. Уходит в тень.
3. Вступает в более тесные коррупционные отношения, покупая тендеры.
4. Ввязывается в авантюры, демпингуя на рынке.
5. Начинает массово производить фальсифицированные продукты.
Почему (по данным Роспотребнадзора) у нас 80% фальсифицированных молочных продуктов? Такую же картину можно наблюдать и в других сферах бизнеса. Разве это вина бизнеса, за которую надо проводить репрессии? Нет! Это результат многолетней неадекватной налоговой и административной политики правительства страны, которую необходимо срочно менять, иначе в России не останется качественной продукции и вменяемого бизнеса.
Бизнес просто обязан требовать коренных реформ во взаимодействии с властью и использовать для этого все свои ресурсы и методы, вплоть до протестных. Должна возрасти роль союзов работодателей, обязанных начать давление на государственные институты. Нужны и реформы ведущих бизнес-объединений, рост их массовости (самоорганизация бизнеса), требование передачи большинства полномочий от контролирующих органов обновленным союзам, сокращение министерств и ведомств, снижение налогового бремени.
Напомнил коллегам про разрабатываемую чиновниками Стратегию МСП до 2030 года. Стратегия никуда не годная. И она не первая. Была провалившаяся к 2000-му году амбиционная программа развития МБ. Был амбиционный проект развития МСП до 2018 года. И снова провал. Кто-то отчитался о результатах, прежде чем замахиваться на 2030 год?
Хочу напомнить, что через год исполнится 30 лет возрождению предпринимательства в России. Чем мы будем встречать эту дату? Какими результатами? Гордиться своим полу крепостным положением? Почему профессиональные сообщества не могут сами себе написать Стратегию. У нам достаточно профессионализма, чтобы сделать эту работу достойно и не по шаблонам власти. Почему мы теряем человеческое достоинство, подчиняясь абсурдным, за наши же деньги, приказам? Понимаем ли мы, что подобные стратегии окончательно поработят нас, учитывая корректировки, состоящие из 22000 ежегодных антипредпринимательских законодательных актов?
Считаю, что предпринимательское сообщество просто обязано выступить с заявлением по этому поводу.