Циничный кремлевский партфункционер Олег Морозов, давно и последовательно держащий нос по ветру, давая интервью журналистке «Газеты.ру» Наталье Галимовой, заявил:
— Есть оппозиция в лице КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России». Либеральная оппозиция сегодня не имеет веса в обществе. Вы согласны?
И журналистка, только что задававшая ему неудобные, «либеральные» вопросы, послушно отвечает: «Да».
При этом оба знают, что сказана ложь. Но есть такая конвенция: внушать людям, что все демократические, либеральные политики «не имеют веса в обществе», что сама демократическая идея никому не нужна.
Вот в этом — главная проблема на сегодняшний день.
В России много избирателей, считающих себя сторонниками демократической, либеральной идеи. Еще больше (гораздо больше половины) — сторонников европейского пути развития. И это понятно: несмотря на все крики про «гейропу» и тотальную пропаганду ненависти к США, которые снова стали виновниками всех наших бед, россияне все-таки делают евроремонт, а не китаеремонт и тоннами везут из-за границы сыры — в сумках, чемоданах, багажниках — при наличии родных пальмовых сыров в магазинах. Граждане также понимают, что на Западе есть суд, а в России есть судебная система, что коррупция, конечно, есть везде, но там она начинается с сотен тысяч евро, а в России — со ста рублей — и так далее…
Запрос на демократическую оппозицию в России есть — и никогда не исчезал.
Однако надо понимать, что у избирателей — что у сторонников власти, что у сторонников демократии — есть одна общая черта. Идея должна быть персонифицирована. Партия должна иметь яркого лидера. Против идеи должна быть выдвинута другая, против одного лидера — другой.
Наш избиратель не хочет анализировать программы партий и кандидатов. Он не хочет думать и выбирать. Он хочет, чтобы выбор сделали за него. Пусть поле будет зачищено самой оппозицией. И тогда избирателю ничего не останется, как прийти и поставить крестик напротив поддержанной всеми фамилии. Пусть выбор будет между черным и белым. Оттенки белого, серый, бежевый, — все это запутывает и мешает.
Вот почему последние 20 лет в демократическом стане звучит один и тот же стон-призыв:
— Объединитесь!
Объединения не произошло. И не произойдет. Более того — на демократическом фланге постоянно исчезают и появляются новые партии и союзы. С 1993 года существует «ЯБЛОКО», но мы знаем и «Демократическую Россию» — «Демвыбор России» — «Союз правых сил» — «Правое дело» — «Гражданская сила» — «Гражданская платформа» — «Гражданская инициатива» — «Партия прогресса» — «Партия народной свободы» — «Республиканская партия России» и другие. Появляются, исчезают, переименовываются.
Причины этого понятны: есть разные интересы. Одни за монополизированный рынок, другие — за свободный. Одни за олигархию, другие — за демократию. Одни просто за демократию, другие — за демократию, но суверенную. Одни считают неприемлемым национализм, другие считают, что есть национализм «плохой», а есть — «хороший».
Поскольку для партии победа на выборах — это преодоление 5% барьера, никакого объединения не требуется.
Эта логика не работает, когда речь идет о персонификации демократической альтернативы.
Тут нужна одна кандидатура. Это должна быть яркая и ясная альтернатива нынешнему курсу — и вокруг этого кандидата в президенты могут группироваться самые разные политические силы, причем не потребуется никакое «объединение» — всех объединит стремление к демократизации политического поля в России.
Эта кандидатура должна отвечать целому ряду требований:
1. Приверженность европейскому демократическому пути развития.
2. Наличие серьезной политической силы (партии), которая бы стояла за этой кандидатурой.
3. Повсеместная известность.
4. Опыт государственной работы, профессионализм в политике и экономике.
5. Способность к диалогу со всеми политическими силами.
Это еще не все, но главное.
На сегодня единственный представитель демократической оппозиции, который удовлетворяет всем этим критериям, — это Григорий Явлинский.
Перед тем, как предложить обсудить эту (а также возможные другие) кандидатуру, хочу крупными буквами написать: АЛЕКСЕЙ НАВАЛЬНЫЙ, ОТБЫВАЮЩИЙ ДВА УСЛОВНЫХ СРОКА, НИКУДА БАЛЛОТИРОВАТЬСЯ НЕ МОЖЕТ.
Разумеется, — одной из составляющих программы единого кандидата несомненно будет отмена всех драконовских законов, ограничивающих право на участие в выборах как партий, так и отдельных кандидатов — и немедленный пересмотр всех дел с политической подоплекой. Не сомневаюсь, что в случае победы Григория Явлинского тот же Навальный будет участником следующих президентских выборов, причем, конечно, не через шесть лет, а через 4-5, — этот срок должен быть сокращен.
Политические силы демократического спектра не могут не понимать, что отсутствие единого лидера — обрекает их на роль зрителя в президентских выборах. А это значит, что ничего не изменится, так как именно президентские, а не парламентские выборы решают все в нашей стране.
Более того — нет сомнений, что власти, прекрасно понимающие наличие в стране демократического электората, обязательно подбросят ближе к 2018 году какого-нибудь очередного генерала Лебедя — Барщевского — Прохорова и т.п., которых усиленно станут раскручивать по всем каналам — и о котором, разумеется, все забудут после выборов.
Между тем, следовало бы помнить, что Путин постоянно испытывает терпение элиты. Совсем недавно он изрек самую страшную вещь, которую только мог: он «настоятельно порекомендовал» чиновникам и депутатам «лечиться дома». Вы понимаете, что это значит? Они же ВСЕ — чуть что — немедленно ехали в Германию, в Израиль, в США. В России лечили только насморк, да и то — если без осложнений. Что если власть сменится не на выборах? Надеюсь, ни у кого нет иллюзий, что произойди это сегодня — она попадет не к демократам, что может установиться такой режим, при котором мы будем Путина тоскливо вспоминать как светоча свободы и демократии?
Вот поэтому — уже сейчас нужен единый кандидат. И этим кандидатом может и должен стать Явлинский.
Он обладает безупречной репутацией демократа. Он блестящий экономист, по чьим учебникам учатся в Гарварде. Его не надо «раскручивать» — потому что любая старушка на Камчатке знает, кто такой Явлинский, а ведь это важнейшая проблема, упирающаяся в миллионы долларов — как раскрутить нового политика вне интернета. Явлинский последовательный противник нынешнего режима, причем он с самого начала наступил на самую болезненную его мозоль, выступив против крымско-донбасской авантюры. Наконец, — он основатель партии «ЯБЛОКО», которая представлена в целом ряде региональных парламентов и в городских думах столиц субъектов федерации.
Явлинский будет противостоять кандидатам от «кремлевского пула» — карманных партий, аффилиированных с «Единой Россией».
Репутация депутатов от «ЯБЛОКА» в региональных парламентах кажется, не подлежит сомнению. Имя Шлосберга, с которым организовал расправу губернатор Турчак, — у всех на слуху. Борьба карельских «яблочников» с местными властями тоже всем известна — она идет не на жизнь, а на смерть и сопровождается фабрикацией уголовных дел против депутатов. Наконец, всем известна работа возглавляемой Явлинским фракцией «ЯБЛОКО» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. Думаю, имя еще одного нашего коллеги по питерскому ЗАКСу — Бориса Вишневского — тоже в представлениях не нуждается.
Явлинский обладает колоссальным политическим опытом и способен к диалогу со всеми политическими силами.
Возражения, связанные с прошлым, категорически надо отмести. Мы обсуждаем не прошлое, а будущее. Если забыть прошлые обиды и раздоры, объединенных сил демократической оппозиции хватит на то, чтобы заставить власть считаться со своим кандидатом.
Вот пример: Борис Немцов незадолго до гибели призвал поддержать кандидатов от «ЯБЛОКА» на выборах в Мосгордуму. Сложные, если не сказать больше, отношения Немцова с «Яблоком» всем известны. Однако Борис Ефимович понимал одну важную вещь: ситуация в стране сегодня такая, что всю историю личных взаимоотношений следует забыть до лучших времен. Он был политиком, а не обидчивым неврастеником.
Можно и нужно начинать переговоры. Можно и нужно выставлять свои требования.
Вы хотите, чтобы Навальный стал генеральным прокурором, Рыжков — министром обороны, а Касьянов снова премьер-министром?
Не стесняйтесь! Выдвигайте свои условия. Если, конечно, вы их не стесняетесь.
Главное, чтобы все переговоры происходили максимально публично.
Главное, чтобы все для начала согласились с тем, что без единого кандидата в президенты нельзя — и времени для его выдвижения уже почти не осталось.
Ведь другого кандидата просто физически нет. Неужели мы снова отдадим Кремлю право придумывать для людей демократическую альтернативу? А ведь Кремль обладает не ВЦИОМовскими, а настоящими социологическими опросами. Не случайно же в 2011 году Явлинского по указанию властей не допустили к президентским выборам, заменив симулякром в виде Прохорова.
Или вы считаете, что альтернативный демократический кандидат в президенты имеется? Называйте, не стесняйтесь.
Я — не вижу. Есть только одна альтернатива — это культивирование обид, отказ от любого диалога и личные оскорбления. Но мне кажется, что именно по этим признакам все смогут опознать тех, кто работает на власть. Давайте посмотрим.