17 сентября Европейский суд по правам человека вынес первое решение по «болотному делу». Прочитав этот документ у меня возникли вопросы.
Мне непонятно - почему некоторые адвокаты фигурантов «Болотного дела» обрадовались первому решению Европейского суда в отношении Артема Савелова, Ильи Гущина и Леонида Ковязина? Ведь, хотя в целом Европейский суд признал незаконным содержания «болотников» под стражей - им была присуждена только совсем незначительная компенсация (хотя заявителями была запрошена сумма в десятки раз больше). Европейский суд согласился с правительством России в том, что требуемая фигурантами «Болотного дела» компенсация является чрезмерной.
По мнению европейских судей условия содержания в СИЗО у «болотников» были приемлемыми. Однако как человек, который в этих условиях находился более года, не могу согласится с таким утверждением. Российская тюрьма мало походит на относительно комфортные условия содержания европейских пенитенциарных заведений:
душ только раз в неделю, даже в самую жару; «прогулки» в помещении под крышей; плохое отопление зимой; запрет пользоваться многими бытовыми приборами; свидание только через двойное стекло по телефону, ужасное питание и.т.д.
Это не говоря еще о чудовищных условиях перевозки, конвоирования, унизительных «обысках», и помещения подсудимых на несколько часов в полутораметровые судебные боксы с тусклым освещение по двое человек. Это почему-то вообще не стало предметом рассмотрения в Европейском суде.
Неужели незаконный арест длиной более года можно оценить всего в две или три тысячи евро?! Тем более, что средств только на передачи для узников ушло в разы больше. Уверен, что если бы сами судьи оказались в подобной ситуации, то они не были бы согласны с такой мизерной компенсацией и были бы недовольны условиями содержания в российской тюрьме. Ведь надо учитывать и то, что более чем на год «болотники» были вычеркнуты из своей обычной жизни – не могли работать, учиться, общаться с родными, друзьями.
Досадно, что Европейский суд исходя из каких-то непонятных причин, принял такое половинчатое решение.