С одной стороны, сообщение о том, что соглашение по Греции достигнуто, не может не радовать. Всегда лучше, когда стороны договариваются.
С другой стороны, когда знакомишься с тем, на каких условиях договорилась Греция с кредиторами, верится с большим трудом, что нынешняя, замечу, третья по счёту программа финансовой помощи Греции будет успешно реализована.
Нет, вопрос не в том, будут ли потрачены деньги. Вопрос в том, принесёт ли это пользу, начнёт ли Греция выбираться из нынешнего долгового, да и не только долгового кризиса.
Не может не беспокоить ключевое условие в предоставлении очередной программы помощи Греции — повышение налогов. Планируется, что будет, как минимум, повышена ставка НДС на услуги ресторанов с 13 до 23%, отменят налоговые льготы для островов (сегодня для греческих островов в Эгейском море действует пониженная ставка НДС). А ведь могут ещё и общую ставку НДС повысить. В результате доходы бюджета должны вырасти на 1% ВВП.
Есть ещё меры по приватизации, по оптимизации расходов на пенсионное обеспечение и др. Кстати, интересно, как последнее сочетается с итогами референдума. Да ясно, как: не сочетается, не соответствует. Но не это всё-таки главное. Главное — это повышение налогов.
Понятно, почему греки на это согласились (это же не урезание социальных расходов). Но кредиторы-то почему удовлетворились обещанием повысить налоги? Они что, не понимают пагубность такой меры в условиях непростой экономической ситуации? Или забыли, как сами не повышали, а снижали налоги в первую волну мирового финансового кризиса 2008–2009 годов?
Всё они знают и понимают. Просто объём общего долга Греции таков — 312,7 млрд евро — что, по-моему, никто уже и не верит, что он когда-либо будет отдан. Значит, можно добавить ещё, чтобы прошли очередные платежи по погашению. В общем, финансовая долговая пирамида в действии. Плюс политическая составляющая довлеет — не будем забывать, что создание зоны евро — это не только экономический проект.
В результате кредиторы соглашаются на меры, которые вряд ли улучшат состояние дел. На примере нынешней истории с Грецией я бы сформулировал такое правило: чем больше становится долг и меньше вероятность его возврата, тем менее разумными становятся требования (условия) кредиторов.
Поэтому боюсь, что греческая история ещё совсем не закончилась. Как в русской пословице: «Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало». Греции — мало.