Намерение «Яблока» выдвинуть Григория Явлинского кандидатом в президенты в 2018 году встретило поддержку 60 процентов опрошенных на сайте «Эха Москвы» и 70-процентную поддержку в гипотетическом противостоянии с Владимиром Путиным во время голосования в эфире одной из «эховских» программ. Хотя вызвало и ожидаемый скепсис у части представителей демократической оппозиции – о чем ниже.
Однако, не выдвинув в 2018 году на президентских выборах персональную альтернативу Путину (в чьем желании пойти на четвертый срок не сомневается не только столь информированный человек, как Алексей Венедиктов, но и подавляющее большинство политологов), демократическая оппозиция обречена.
Либо на тоскливое наблюдение за очередными «выборами без выбора», как в 2004 и 2008 годах, либо на появление очередного «демократического симулякра», как в 2012 году (вряд ли сегодня кто-то еще продолжает питать иллюзии относительно Михаила Прохорова и его «оппозиционности»).
Неудача протеста 2011-2012 годов, — начавшегося на волне массового недовольства нечестными выборами и запланированной «рокировочкой» в президентском кресле, — была связана, главным образом, с его демонстративно «неполитическим» и «неидеологическим» характером. И с заменой ключевого вопроса – о выдвижении единого оппозиционного кандидата на президентских выборах, — на разговоры, прогулки с белыми шариками и сидение у памятника Абаю.
Все это закончилось отказом Явлинскому в регистрации на выборах и появлением Прохорова. А затем со стороны власти последовал «откат» — серия законодательных запретов, «закручивающих гайки», преследование оппозиционеров (начиная с узников Болотной), атака на независимые СМИ и общественные организации, объявление несогласных «национал-предателями» и «пятой колонной».
В 2018 году нельзя повторять эту ошибку – слишком велика цена: еще шесть лет движения нынешним курсом. Еще дальше в международную изоляцию и экономический кризис. Еще большее нагнетание ненависти к вымышленным «врагам», как внешним, так и внутренним. Еще более высокие стены «осажденной крепости». Еще большее наступление мракобесия и реакции. Потому, что ничего другого нынешний политический режим, основанный на вранье, страхе и ненависти, предложить гражданам не может и не хочет.
Значит, в 2018 году нужна политическая фигура, представляющая альтернативу путинскому курсу и путинской системе.
Нужен ответ на вопрос «Если не Путин, то кто?».
«Яблоко» такую фигуру предлагает – Григория Явлинского.
Политика, имеющего последовательные демократические убеждения, безупречную репутацию и многолетний опыт, который не врал и не воровал.
Лично противостоящего Путину в последние 15 лет (а системе, породившей Путина – с начала 90-х).
Предлагающего содержательную альтернативу курсу власти на всех исторических развилках в последние 25 лет.
Не связанного с олигархическим капиталом и не замешанного в коррупции.
Не сотрудничавшего ни с ельцинскими, ни с путинскими властями, обменяв принципы на должность (как многие видные демократы).
Принципиально не принимающего национализм и ксенофобию, и давно предупреждавшего об их опасности.
Выступающего против аннексии Крыма, против агрессии на востоке Украины, против войны как способа обустройства «русского мира».
Имеющего программу преобразований страны – на основе европейского выбора, с проведением демонополизации как в политической (демонтаж системы политической монополии и несменяемости власти), так и в экономической сфере.
И наконец, что крайне важно – человека с принципиально иным мышлением и способами действий в политике, чем у Владимира Путина. Не «такого же, как Путин, только без коррупции» — о чем грезят некоторые из тех, кто называет себя оппозицией.
Выдвижение Явлинского, как уже сказано, встретили с крайним раздражением сторонники Алексея Навального – считающие, что только он может быть лидером демократической оппозиции. И обрушились на Явлинского с хамскими насмешками и абсурдными обвинениями (типичная реакция фанатов, готовых объявить врагами всех, кто смеет усомниться в величии вождя).
Между тем, их кумир в ближайшие 10 лет — после очевидно неправосудного приговора, — никуда баллотироваться не может. И потому уместно спросить: господа, а вы-то что предлагаете?
У вас есть другая кандидатура на президентских выборах 2018 года? Вы готовы ждать до 2024 года – надеясь, что к тому времени и Навальному можно будет избираться, и Путин сам уйдет с политической сцены?
А мы — не готовы на еще десятилетие путинского курса. И не готовы закрыть глаза на национализм Навального, на «русские марши» и предложения о выдворении из России граждан Грузии, на признание «присоединения» Крыма и известные заявления о «бутербродах». Потому что именно та ненависть к чужим, которая подогревалась на «русских маршах» с его участием обернулась сначала снисходительно-пренебрежительным отношением к протесту украинцев, затем — разговорами про «киевских фашистов», затем — кровью в Донбассе и разрастанием ненависти…
Верный соратник Анатолия Чубайса — Леонид Гозман, в недавней статье в «Ведомостях» призвал демократическую оппозицию смириться с безальтернативным лидерством Навального: мол, «кому не нравится Навальный – ищите другую фигуру».
Но, во-первых, Навальный именно в силу упомянутых взглядов и поступков и «не нравится», а во-вторых – другая фигура есть. И именно она, — если реально оценить ситуацию, — только и может быть альтернативой Путину в 2018 году.
Кто еще? Михаил Ходорковский, пребывающий за границей, и не собирающийся возвращаться, резонно полагая, что путинская власть снова отправит его за решетку?
Михаил Касьянов, который никогда в жизни не участвовал ни в одних выборах, а в оппозиции Путину оказался лишь после отставки с премьерского поста?
Владимир Рыжков, не имеющий сегодня за собой никакой политической организации, и в последние годы выступающий больше как аналитик и комментатор, чем как политик?
Какие еще есть варианты – при том, что Путин позаботился «прополоть» политическую «поляну» на протяжении полутора десятков лет? При том, что вольно или вынужденно эмигрировал целый ряд медийных персон, олицетворяющих в массовом сознании протестное движение?
Да, Явлинский дважды (в последний раз – в 2000 году, состязаясь с Путиным) участвовал в президентских выборах и не одержал победы – но это вовсе не значит, что ему следует уйти на покой (надо ли напоминать, сколько лет, и при скольких поражениях на этом пути боролись за власть Уинстон Черчилль, Франсуа Миттеран, Авраам Линкольн, Вилли Брандт или Ким Де Джун?). И его возраст – сейчас ему 63 года, – не помеха: многие известные политики в эти годы приходили к власти…
Да, сегодня такие политики, как Григорий Явлинский — не приемлющие «крымнашизма», открыто выступающие за европейский выбор для страны и европейские ценности, не согласные с идеологией «осажденной крепости» и «особого пути» (который есть только путь в «третий мир»), – в меньшинстве, информационной и административной блокаде.
Но время, когда честная, антивоенная, демократическая позиция будет востребована гражданами страны, обязательно придет.
И, возможно, даже раньше, чем в 2018 году.
Сегодня надо понять, что очередное «неидеологическое» объединение оппозиции – без четкой программы, без принципов и без кандидата в президенты, — окажется столь же бессмысленным и беспощадным, как уже провалившиеся проекты (Комитет 2008, Всероссийский гражданский конгресс, «Другая Россия», «Солидарность», Национальная ассамблея, Координационный совет оппозиции). Хватит наступать на одни и те же грабли.
Надо добиваться появления демократической фракции в Госдуме в 2016 году – чтобы иметь возможность без сбора подписей выдвинуть кандидата в президенты. И потому выдвижение будущей персональной альтернативы Путину должно стать основой парламентской кампании – подготовку к которой надо начинать уже сейчас.
«Согласие на шанс» — так в 1991 году называлась разработанная Явлинским программа, которая могла позволить сохранить единую страну и интегрировать ее экономику в мировую. Этот шанс не был реализован. Последствия известны.
Выдвижение Григория Явлинского дает сегодня еще один шанс свернуть с пути, ведущего нашу страну в исторический тупик.
Упустить его будет огромной ошибкой.
О ком статья?
Председатель Федерального политического комитета партии «ЯБЛОКО», вице-президент Либерального интернационала. Доктор экономических наук, профессор НИУ Высшая школа экономики