Друзья, огромное спасибо всем, кто пришел сегодня на шествие и митинг на Марсовом поле.
Нас было много. Очень много. Гораздо больше, чем рассчитывала власть.
По моим оценкам, Троицкий мост переходило не менее 15 тысяч человек. А может быть, и 20 тысяч.
На Марсовом поле было, как минимум, 10 тысяч человек. А то и больше.
Я такое большое количество граждан не видел на протестных акциях, наверное, с 1991-го. Пожалуй, даже митинги «за честные выборы» 2011-2012 годов собирали меньше людей.
Да, был трагический повод. И во многом, именно он, - а не только антивоенный протест, - заставил многих выйти из виртуального пространства в реальное. Оторваться от компов, ленты твиттера и страниц фейсбука. Оторваться от диванов и телевизоров. И выйти на площадь. Перестать быть равнодушными и ленивыми.
Это была акция памяти Бориса Немцова. Но это была, конечно же, и антивоенная акция. О войне, одной из жертв которой стал Немцов, и против которой он боролся, говорили почти все выступающие.
Пришли представители «Яблока» (выступали мой коллега по ЗАКСу Александр Кобринский, председатель питерского отделения партии Андрей Палевич и член нашего бюро Анатолий Голов), РПР-ПАРНАС, «Солидарности», «Партии прогресса», «Демократического выбора», «Партии 5 декабря», движения «Весна» и движения «Ингрия», «Центристского союза» и «Открытой России», христианские демократы и «Левый альянс», гражданские активисты и правозащитники.
Выступали заслуженная артистка России Лариса Дмитриева, ответственный секретарь Правозащитного совета СПб Наталия Евдокимова, бард Михаил Новицкий и группа «Зеленая волна», журналист и поэт Татьяна Вольтская, депутат ЗАКСа третьего созыва Сергей Гуляев, журналист Светлана Кульчицкая…
Мы показали, что нас много.
Мы показали, что против политики Путина, против войны, против лживой пропаганды выступает гораздо больше людей, чем нам рассказывают по России-1 и пишут в «Петербургском дневнике». И все они пришли по зову сердца, а не по команде начальства и не за 300 рублей, как на черносотенный «антимайдан».
Кстати, эта черная сотня (грозившая, что будет ходить на оппозиционные акции и разгонять их) сегодня если и появлялась, то немедленно и трусливо спряталась в ближайшую щель. Потому что она смелая только впятером на одного. А когда нас 15-20 тысяч – тут им до дрожи в коленках страшно кричать про «пятую колонну» и «национал-предателей»…
Мы хотим, чтобы нас услышала власть – и начала менять политику.
Потому что, как верно заметил один из выступавших, «это не народ должен бояться власти, а власть должна бояться народа».
И мы хотим, чтобы нас услышало общество.
Загипнотизированное пропагандой о якобы заоблачных рейтингах первых лиц и якобы отсутствии альтернативы их политике.
Альтернатива – есть.
Она – в принципиально другой политике. Честной и открытой. Без лжи и лицемерия. Без войны и агрессии. Без политической цензуры. Без ядовитой пропаганды по федеральным каналам и «часов ненависти» у Соловьева или Киселева.
Она – в демократии и свободе, как альтернативе «вертикали» и полицейщине. В честных выборах и сменяемости власти по воле народа. Во всем том, что обеспечивает процветание демократическим странам – и чего как огня боятся авторитарные властители всех видов, потому что это не позволяет им править до тех пор, пока их не выносят из кабинетов вперед ногами…
Мы должны вернуть себе нашу страну и наш город.
Это – наша страна, а не страна Путина и Медведева, Якунина и Сечина, Бастрыкина и Патрушева, братьев Ротенбергов и кооператива «Озеро», и других представителей так называемой «элиты».
Настанет время – и все они будут забыты, как дурной сон. И будут упоминаться в учебникам мелким шрифтом – как реакционные персонажи «смутного времени». Как временщики, сошедшие с политической сцены «толпой угрюмою и скоро позабытой»…
Сегодня в Петербурге (и в Москве, конечно) мы доказали, что у нашей страны есть будущее.
И оно - не в мрачной изоляции, не во вражде со всем окружающим миром, не в режиме «осажденной крепости», у которой снаружи враги, а внутри предатели. Не в массовом безумии, ежедневно подпитываемом пропагандой.
Оно – в европейском пути. В открытости и доброжелательности к миру. В свободе и достоинстве. А «особый путь России» или «третий путь» - это только путь «третий мир», в застой и болото…
Гордость за тех, кто вышел на площадь, и благодарность им – два главных чувства, которое я испытывал сегодня.