5 февраля 2015 года Законодательное собрание Приморского края отметило 20-летний юбилей. Всё как заведено: статусные гости, высокопарные речи, фуршет для узкого круга.
Но не оставляет ощущение, что что-то не так, чего-то не хватает.
Так и есть, не хватает, наверное, главного: нормальной объективной оценки итогов работы, места Законодательного собрания в системе действующей власти, дееспособности так называемого депутатского корпуса, определения целей, задач и направлений дальнейшей работы.
За общими хвалебными фразами эти ключевые вопросы как-то растворились.
А без них непонятно, что это за орган сейчас такой, чьи интересы представляет, какие задачи решает, какие реальные цели перед ним стоят, зачем он вообще нужен?
По Конституции Законодательное собрание должно представлять (то есть ЗАЩИЩАТЬ) интересы избравшего его населения (то есть всех граждан-жителей Приморского края), а ещё принимать законы (то есть ПРАВИЛА, по которым должен жить Приморский край, причем все его субъекты: и власть, и бизнес, и общественность (как сейчас принято называть – «гражданское общество»), и совершенно разные категории граждан), причем так, чтобы жизнь в крае становилась всё комфортнее, удобнее, привлекательнее.
На деле этого нет. Конечно, Законодательное собрание представляет чьи-то интересы, но если объективно посмотреть на принимаемые им решения, то интересы населения, простых граждан тут на последнем месте. Главное, без сомнения, интересы фискальные: установить сложные порядки, процедуры получения доступа к государственным и муниципальным благам, услугам (а иначе все захотят, и придется давать – как бы чего не вышло), постоянно повышать налоги, сборы, иное обложение населения (самый примитивный источник для финансирования неэффективного государственного аппарата, излишеств высшего чиновничества, имиджевых игр по созданию «комфортного инвестиционного климата», безумных строек никому не нужных гостиниц и т.п.).
Действительно, давайте посмотрим–уже давно президент Российской Федерации поставил задачи краевым властям: снимите административные барьеры, наладьте работу комплексных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг (многофункциональных центров), внедрите в полной доступной форме систему электронных коммуникаций (так называемое «Электронное Приморье»), систему универсальных электронных карт для населения, дайте земельные участки гражданам, наведите порядок и устраните коррупцию в сфере земельных и имущественных отношений (прежде всего в деятельности департамента по земельным и имущественным отношениям Приморского края, в администрации города Владивостока и т.п.). Для краевой власти это непосильные задачи. Пиар-отчеты видим, обещания видим, а дела нет.
Очереди за государственными и муниципальными услугами не уменьшаются (в краевое управление Росреестра очередь занимают с ночных часов, платят деньги посредникам за вожделенные талончики), в управлении градостроительства и архитектуры города и департаменте по земельным и имущественным отношениям царит полный произвол – подача заявки в законном порядке на получение земельного участка без подкрепления её финансовым и административным ресурсом ничего не дает, никаких гарантий и никакой уверенности, что этот земельный участок у тебя не отберут под какие-то иные «более ценные» для чиновников нужды. Примечательно, что люди, с именами которых связывают этот правовой беспредел, спокойно сидят в своих креслах, несмотря на смену губернаторов, например, зам. директора департамента по земельным и имущественным отношениям Р. Кудельский или руководитель управления Росреестра Е. Русецкий.
Просматривается также серьезное представительство интересов бизнеса, правда, не всего в целом, а в основном связанного с самими же депутатами и иной властью. Активны здесь прежде всего лидеры правящей партии, определяющей и ответственной за политику в Законодательном собрании: С.А. Сопчук, И.С. Чемерис, П.С. Савчук, В.В. Николаева, Д.А. Текиев, С.В. Слепченко, Р.А. Маноконов и другие. И действительно, зачем же они вкладывали свои кровные в избирательные кампании? Какие-никакие, а всё же деньги: партию подкормить, население подкупить, членов избирательных комиссий поддержать. Подход соответственный – деньги надо «отбить». Никто, наверное, и не сомневается, что эти «избранники» народа о народе вспоминают только когда интервью дают (кстати, за народные бюджетные деньги).
По данным ВЦИОМ, за последние годы доверие населения к депутатам ниже, чем к любому другому институту власти! С точки зрения здравого смысла, это же катастрофа для законодательной власти! Что тут можно сказать? Либо немедленно уходите, либо немедленно меняйте порядок своей работы! Картину, на первый взгляд, немного выправляют лидеры так называемых «оппозиционных» партий –К.А. Межонов, Е.А. Зотов, В.Г. Беспалов, Е.В. Бочаров, позволяющие себе якобы трезвый критический взгляд на социально-экономическую и политическую ситуацию в крае. Но это обманка. Поскольку доподлинно известно, как половина фракции КПРФ, во главе с фальшивым оппозиционером, голосовала за назначение губернатором Приморья ставленника «Единой России» из Москвы Владимира Миклушевского, которого они так неистово критикуют на встречах с избирателями.
Некоторый образ приличия и благообразия Законодательному собранию придают умные и опытные политики В.В. Горчаков, В.С. Дубинин, В.В. Милуш, которые, кстати, не злоупотребляют бестолковым самопиаром, в отличие от лидера их партийной фракции. Но они просто хорошие люди и понимают, что происходит в стране и крае.
Но этого мало. Мало, чтобы оправдать немалое бюджетное финансирование Законодательного собрания, не говоря уже о миссии, предназначении этого органа власти.
При словах «краевой депутат» на память приходят чаще негативные факты и ассоциации. Например, криминальная история с государственными квартирами, разворованными С. Сопчком при двусмысленном молчании прокуратуры края. Интересно, окончательная уголовно-правовая оценка деяниям Сопчука будет?
Хамское поведение И. Чемериса, который более полугода прогуливал заседания Законодательного собрания, скрываясь от правоохранительных органов, и в отношении которого так и проводятся проверки этими органами.
Манипулирование С. Слепченко аукционными процедурами по распределению промысловых участков. Криминальная слава Р. Маноконова в городе Находке и его окрестностях (смотри в интернете по ключевым словам:«БИМСы», «фантазеры», «ливадийская группировка»).
Обесценение роли Законодательного собрания налицо. Нет там народных трибунов, народных заступников! Причины очевидны. Это в целом непонимание и отрицание большинством депутатов ценности ГОСУДАРСТВА как ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА, как механизма СОЦИАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ. Государство ими рассматривается как машина, которая должна приносить им прибыль.
А в частности, непонимание предназначения и характера Законодательного собрания как ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО органа власти, представляющего непосредственно население в системе органов государственной власти, служащего амортизатором и противовесом от самодурства, технократии и бюрократизма органовисполнительной власти. Наши же депутаты в большинстве своём примитивно подражают руководителям исполнительных органов власти, главная ценность для них – принять участие в распределении государственных ресурсов, бюджетных средств. При этом эффективность их работы стремится к нулю, вся текущая работа давно свалена на работников аппарата Законодательного собрания, вопросы к заседаниям Законодательного собрания в большинстве случаев не изучаются, голосование по принятию законов зависит от настроения и сиюминутных интересов (к слову, таким стилем работы депутаты серьезно отличаются от тех же чиновников органов исполнительной власти, которые при всех недостатках работают гораздо профессиональнее и последовательнее).
Функции защиты интересов населения депутатами не выполняются, парламентского контроля за исполнением законов нет, связь с населением формальная (обычно заканчивается отписками депутатов о том, что вопрос не относится к их компетенции). Нет общественных обсуждений, депутатских слушаний по актуальным вопросам ЖКХ, здравоохранения, образования, социальной защиты, благоустройства городов и поселков, получения гражданами государственных и муниципальных услуг, борьбы с преступностью и коррупцией. Депутатские комиссии по делам военнослужащих, репрессированных граждан не работают, никаких результатов нет.
За внешней ширмой статусности–простая штамповка актов, которые подготовлены исполнительной властью. Давно возник вопрос: зачем нужно такое Законодательное собрание? Большинство его членов откровенно решают личные вопросы, депутатской работой не занимаются, их интересует только политический статус для лоббирования своих интересов.
20-летний юбилей – хороший повод дать реальную объективную оценку этому органу. Если он работает как подразделение исполнительной власти, может, его реорганизовать в некий краевой исполнительный департамент, а ещё лучше в управление или отдел существующего департамента внутренней политики? Может, господину Полищуку удастся организовать работу депутатов, чтобы она приносила хоть какую-то пользу краю?
Функции представительства интересов населения уже сейчас частично выполняет Общественная палата Приморского края. Она выгодно отличается тем, что в её составе нет жуликоватых бизнесменов, преступников и коррупционеров, её деятельность более прозрачна и понятна. Она уже работает и с законами (дает заключения по ним на предварительном этапе). Адекватная замена Законодательному собранию есть!
Как метко сказал уральский фермер В. Мельниченко, «если не несется вперед наша птица-тройка, может, не тех коней запрягаем?».