Эта история, не смотря на свою давность, достойна повествования. Шел февраль 2006 года. Состав первого созыва Общественной Палаты РФ впечатлял. В руководство палаты и председателями комиссий избрали не только известных и умных людей, пользующихся авторитетом в обществе, но и неравнодушных к проблемам гражданского общества: Е. Велихов, А. Шохин, Л. Бокерия, В. Никонов, Л. Рошаль, П. Гусев.
Мне повезло. Я стал правой рукой председателя комиссии по местному самоуправлению и региональному развитию Вячеслава Леонидовича Глазычева. К тому времени мы были хорошо знакомы больше шести лет, изучили друг друга основательно. Совместная работа начала давать первые положительные результаты, вселяла надежды на большее.
На нас с первых дней в комиссии посыпался шквал писем о помощи от граждан из разных концов России, включая Московскую конгломерацию, что объяснимо: наконец в России появилась главная общественная организация по защите прав простых людей. Каждое третье письмо приходило от обманутых дольщиков, с подробным описанием как они стали жертвами финансовых пирамид, построенных на желаниях жителей многоквартирных домов улучшить свои условия проживания. В письмах подробно и про ипотечные кредиты под высокие банковские проценты, и про заключенные контракты с главами местных администраций на строительство нового жилого многоквартирного дома, и про данные гарантии от строителей и местной власти на легитимность строительства. В итоге – вложенные в долевое строительство жилых домов деньги граждан украдены, дома не достроены, строительные организации обанкрочены. В письмах боль, отчаяние, слезы, горе, безысходность, мольба о помощи. Вячеслав Глазычев разрешил «раскручивать проблему» обманутых дольщиков по моему разумению и без вмешательства со своей стороны (профессора не любят скандалов, а разбирательство обещало огромные неприятности).
Еще в 90-х годах я досконально изучил механизм долевого инвестирования на строительство жилья, одобренный Московским Правительством, Мэрией. Поэтому выяснить причины и основания, приведшие к трагедиям, не было необходимости. Альянс главных городских строителей и власти в желании заработать больше денег за счет долевых инвесторов приводил к темным схемам финансирования, глубоким конфликтам. Нужна была конкретика, фактура, фамилии и имена участников от власти, строителей, пострадавших.
Выбрал из нескольких тысяч писем всего пять, наиболее толковых, предметных, с авторами которых, как мне чувствовалось, удастся получить нужную и объективную информацию. Пригласил их в Общественную Палату на Миусскую площадь в Москве и предложил им заполнить развернутую форму по долевым инвесторам, нуждающимся в помощи: когда подписан контракт на строительство дома, стороны по контракту, обязательства сторон, адреса строительства, вложенные реальные средства в долевое строительство, гарантии правительств регионов, состояние строительства, инициаторы банкротства и пр. Попросил, чтобы в списке было внесено правдиво как можно больше имен и фамилий пострадавших.
Мы вновь встретились через 23 дня. На стол была выложена огромная стопа пишущей бумаги формата А-4 из 1782 страниц и 74 823 (!) отпечатанных строчек с полной информацией о пострадавших. Жители более 50 регионов и областей страны уже болели недугом. Я был поражен объемом и качеством выполненной работы, которую организовала группа всего из пяти человек(!). Как это они смоги сделать? – остается для меня загадкой до настоящего времени. Вероятно, серьезная беда – объединяет, сплачивает.
В собранном реестре обманутых дольщиков фигурировали фамилии известных руководителей административных округов Москвы и районов Московской области, глав местных администраций и руководителей городов, а также монопольных строительных фирм, за которые ручались те же властные представители. В служебной записке на имя Вячеслава Глазычева я предложил исправлять ситуацию за счет конкретных физических лиц, обладающих полномочиями в бизнесе или управлении городским хозяйством. Но материал оказался настолько убойным, ведь его обнародование могло причинить немало неприятностей большинству участников процессов по долевому строительству, что на титуле реестра появилась отметка «для служебного пользования».
Закрытые документы проследовали по короткой цепочке – Глазычев – Велихов – Путин. Срочно создали по обозначенной проблеме обманутых дольщиков рабочую группу в Государственной Думе РФ. Создали рабочую группу в Совете Федерации РФ. Выпустили и приняли принципиальные поправки в № 214 ФЗ от 30.12.2004 г. в редакции новых законов от 18.07.2006 г. № 111ФЗ и от 16.10.2006 г. № 160 ФЗ. И закрутилось, и поехало…
В итоге все (!) пострадавшие в долевом строительстве и включенные в упомянутый реестр получили оплаченное жилье, и для них проблема была решена.
Получили ли наказание виновники в создании и поддержании финансовой пирамиды мне не известно. Знаю точно, что трех общественников, занявшихся решением проблемы, не только приметили, но и значительно поощрили. К сожалению, корни злоупотреблений по долевому строительству жилых многоквартирных домов, не устранены до настоящего времени: такие объекты не должны строить совместно Власть, Бизнес, Инвесторы. Только порознь. Власть – строительство арендных муниципальных домов. Бизнес - строительство частных доходных домов.
Инвесторы – строительство кондоминиумов (жилищно-строительных кооперативов). Главная причина не устранена. И обманутые дольщики постоянно проявляются в нашей стране то там, то тут, как грибы после летнего дождя.
Эксперт ОП РФ, кандидат в депутаты Московской городской Думы по 7 округу (Бескудниковский, В. Дегунино, З. Дегунино, Дмитровский) Владимир Самошин