Вчера Региональный Совет московского ЯБЛОКА предварительно утвердил список кандидатов на выборах в Мосгордуму. В него вошли, в основном, конечно, члены партии, но не только. Есть гражданские активисты, представители других демократических партий.
В этом списке вы не найдете моей фамилии. Сейчас люди обрывают мне телефон с естественным вопросом: почему? Отвечаю.
Исходя из ранее установленной избирательной системы в Москве, я был намерен участвовать в выборах, возглавлять партийный список, за который голосовали бы все москвичи.
После ликвидации списков и перехода ТОЛЬКО к одномандатным округам неизбежно возникает конфликт интересов. Списочная система сплачивает лидера и партию, так как в списке работа на себя означает работу на всех. Одномандатная система противопоставляет лидера партии, так работа на себя осуществляется им за счет всех остальных. В его пользу стягиваются значительные ресурсы, которые отнимаются у других. И сам он должен на 100 % «пахать» в своем округе, не имея времени на поддержку других.
Я не хочу этого конфликта интересов, на который в том числе, видимо, рассчитывали инициаторы отмены списков. Я хочу работать на всех кандидатов партии. Успех партии в целом по Москве для меня важнее личного мандата в МГД.
Защищать права москвичей и отстаивать их интересы я не переставал все эти 5 лет, не перестану и сейчас. Но для этого, поверьте, нужен не столько депутатский мандат, сколько желание и опыт. Сидение в МГД к ним мало что добавляет. По крайней мере, лично мне. За 5 лет вне МГД я сделал для Москвы и москвичей не меньше, чем за 4 года до этого с депутатским мандатом.
К тому же, рассчитывая на победы своих однопартийцев, я уверен, что мы создадим команду, которая сделает для москвичей гораздо больше, чем я один в качестве депутата.
Но все это – не самая важная причина, по которой меня нет в числе кандидатов.
Главная заключается в резком ухудшении федеральной политики – даже по сравнению с 2009 годом, когда были прошлые выборы в МГД.
Тогда в этой политике была еще какая-то неопределенность, связанная с потугами либерализации и модернизации. Сегодня на смену неопределенности пришла жесткая однозначность движения к какой-то быстро надвигающейся катастрофе.
Сегодня очевидно, что руководство страны окончательно сняло ее с траектории европейского развития. Это как если бы под влиянием каких-то эмоций экипаж развернул в небе самолет, летевший в Европу, и теперь он летит даже не на восток, а неизвестно куда. При этом пассажиры не понимают, что происходит, а для притупления бдительности им еще выдали дополнительный обед с алкоголем.
Противодействовать такой политике – нешуточное дело, требующее полной отдачи сил. Здесь уже невозможно отвлекаться на что-то другое, даже такое важное, как обязанности депутата регионального уровня.
Негоже пассажиру, который понял, что произошло, давать соседу инструкции по борьбе с точечной застройкой. Делать нужно явно что-то другое.
Зная, что страна катится куда-то в пропасть, сидеть в Мосгордуме и вносить поправки в законы, зная, что 99 % из них власть не пропустит, - правильно ли это? Безусловно, да! Но только не для председателя федеральной оппозиционной партии, сохранение которой в агрессивной политической среде с каждым днем становится все труднее.
МГД – не та площадка, откуда можно делать федеральную политику. Напротив, это – место, где от этой политики нужно отрывать минимум 50 % времени и сил на выполнение депутатского долга.
Значимость МГД как политической трибуны была сведена к нулю еще при Лужкове, а с переходом к одномандатной системе она пошла в глубокий минус.
В сложившейся ситуации я считаю правильным выбором сосредоточиться на оппозиционной деятельности и подготовке партии к выборам в Государственную Думу.