Современное, социально-либеральное направление российской политики должно ясно формулировать ценности, лежащие в основе отношения центральной власти к российским кавказским регионам. Эти ценности - право и культура.
«Право» это не «закон» в его сегодняшнем российском понимании, право основано на правах человека. Закон, противоречащий правам человека неправовой, к исполнению не просто необязательный, а нуждающийся в противоречии ему действием.
Это понимание универсально и оно должно утверждаться прежде всего в федеральной политике, затем уже в региональной. Невозможно требовать от кавказских регионов или любых других краёв и областей того, чего лишён проводящий политику центр. Конечная цель такой политики – личность, ведущая себя в согласии с правом.
И принципиальное отличие такой политики от любой другой, обсуждаемой сегодня, в том, что она не просто не обращает внимания на национальные различия, а стремится сформировать единое правовое пространство. Она направлена на перемены, не мирится с национальной, религиозной ограниченностью, а идёт дальше, от них – к гражданской государственности, в которой национальность и религия будут лишь частным делом.
«Культура» связана с правом. Культурная политика преследует цель сформировать единое, современное культурное пространство, открытое миру, основанное на хорошем знании русского и европейских языков. Такая политика предполагает серьёзное развитие сферы образования, науки, искусств. И здесь подход к кавказским регионам не должен отличаться от отношения к любому другому российскому региону. Не может быть личности правовой без культурности, потому что понимание ценности индивидуальности даётся культурой.
Российская либеральная общественность не лишена, конечно, такого понимания. Но недостаёт твёрдости в отстаивании этих ценностей в спорах с теми, кто придерживается коммунистических, националистических взглядов или является сторонником политики бизнес-чиновничества. Без такой твёрдости нельзя сформировать в обществе основу – понимание того, что необходимо для будущей реформы.
Националисты стоят за разделение и, в общем, как бы они не маскировались – за бесконечную войну в обществе. Коммунисты грезят на руинах умершего государства, старательно скрывая, что их политика, в сущности, всегда была отрицанием права. Путинисты убеждают, что иного пути, кроме как поддерживать то, что есть сегодня (произвол, подкуп, остатки архаичных структур) - нет. Все три направления принадлежат прошлому, все они лишены взгляда вперёд, вектора, уводящего за пределы сегодняшних проблем, государственной воли и разума.
Наш подход может быть реализован только в условиях открытости страны современному миру. Невозможно строить глобальный российский мир без интеграции с Европой и Северной Америкой. Здесь «внешняя» и «внутренняя» политика тесно связаны. И такую связь как раз показывает современное российское бизнес-чиновничества. Его частная (заработанными на общественной собственности капиталами) интеграция в европейский мир разве не находится в тесной связи с его политикой в России и на Кавказе?
Обычно говорят, что всё это «долгосрочно». У нас в России вообще принято рассуждать, что если это будет «через 50 лет», то, как бы и с немедленным началом можно подождать. Такая леность и поиск немедленных результатов – психологическая черта российского политического класса. Это одна из причин жизни страны в разлагающемся прошлом.