Комментарий к работе над поправками:
Минувшая сессия Псковского областного Собрания депутатов была принципиальной в силу самой повестки дня: мы рассматривали и принимали бюджет области на будущий год и трехлетнюю перспективу во втором чтении.
Моей главной задачей на этой сессии было публично и детально показать коллегам по Собранию возможности более оптимального, на мой взгляд, использования ограниченных средств регионального бюджета.
Все 45 поправок нормативного и иного характера, внесенные мной на рассмотрение сессии, были отклонены, но подробный доклад по существу поправок состоялся. Депутаты могли убедиться в их обоснованности и востребованности.
По лицам депутатов, в том числе представителей партии сегодняшнего парламентского большинства, я видел, что, несмотря на легковесное обсуждение самой возможности для представителя оппозиции выступить с развернутым сообщением, внимание эти поправки всё же привлекли, суть моих предложений была ясна, критики по существу предложений и других аргументов против высказано не было.
Да, фракция «Единой России» выполнила указание и молча проголосовала против поправок, кроме беспартийной Ульяны Михайловой.
Но в Собрании при обсуждении проекта бюджета создан важный для всего регионального парламента, а не только для меня лично, прецедент выдвижения содержательной и аргументированной альтернативы по существенному вопросу регионального социально-экономического развития, каким является бюджет.
Альтернативные расчеты были сделаны нами вопреки бойкоту всех моих запросов на получение информации и оказание технического содействия со стороны государственного финансового управления области. Безусловно, этот бойкот был санкционирован вышестоящими лицами. Отмечу, что мои запросы не были также поддержаны руководством областного Собрания, к которому я обратился с просьбой о содействии.
Было сделано всё, чтобы сделать нашу работу по расчетам поправок технически и физически невозможной, но эта работа, тем не менее, была сделана, и планка стандарта обсуждения и принятия регионального бюджета в Псковском областном Собрании поднята выше – не только для меня лично, а для всех парламентариев.
Я надеюсь, что коллеги воспользуются представленными на их рассмотрение результатами работы, вне зависимости от того, как они голосовали по внесенным мной поправкам. Я готов работать с коллегами, отвечать на их вопросы, показывать и аргументировать наши расчеты. Надеюсь, что эти поправки будут внимательно изучены в администрации области.
Важным я считаю также постановку вопроса о степени актуальности для Псковской области целого ряда насыщенных крупными бюджетными средствами региональных долгосрочных целевых и ведомственных программ. Еще раз подтверждаю, что перед тем, как внести предложения о частичном сокращении или приостановлении финансирования тех или иных программ, мы внимательно проанализировали их содержание и приоритеты. В целом все мои поправки в проект бюджета отражают другое, чем у действующей администрации области, понимание приоритетов региональной бюджетной политики.
На сессии был важен также для понимания политической ситуации в парламенте и вокруг него момент с голосованием по проекту областного закона о некоторых особенностях проведения публичных мероприятий на территории области.
Я внес перед сессией две оформленные поправки в проект закона, касающиеся нормативов расчета допустимой численности участников митингов на квадратный метр (два человека вместо предложенного администрацией одного, что соответствует фактической плотности митингов и делает возможным заявки на большее число участников) и о повышении планки числа участников публичного мероприятия, проведение которого возможно без согласования властей, по предварительному информированию, с 100 до 300 человек, что допускается соответствующим Федеральным законом.
Проект областного закона был отклонен в первом чтении. «Единой России» не хватило голосов для его принятия.
В перерыве к депутатам от оппозиции обратились сотрудники администрации области и прокурор с просьбой вернуться к первому чтению закона, чтобы снять угрозу непринятия закона в двух чтениях до конца года.
Мы сообщили, что готовы это сделать при условии учета наших поправок, в том числе поправки о сокращении минимального расстояния места поведения митинга от образовательных учреждений со 100 до 50 метров. При этом мы уточнили, что закон должен быть принят в двух чтениях с этими тремя поправками на этой сессии, так как именно голоса оппозиции были в этой ситуации решающими.
После короткого обсуждения нам сообщили, что компромисс принимается.
Дальше произошли очень неприятные события.
С участием наших голосов закон вернули к рассмотрению в первом чтении (что само по себе большая редкость), и он был принят в первом чтении, к «Единой России» присоединилась «Справедливая».
Мы поставили вопрос о принятии поправок и втором чтении закона на этой сессии, на что представитель администрации области Андрей Карпов сказал: администрация предлагает принять закон в первом чтении и создать комиссию для его подготовки ко второму чтению. Фактически это была команда фракции «Единой России» не поддержать поправки. Очевидно, что консультации у Андрея Карпова прошли не только с депутатами.
Это было очень некрасиво. Только что созданный прецедент успешных консультаций всех парламентских фракций и представителей администрации области был разрушен у всех на глазах.
Доверие к такого рода инструменту урегулирования разногласий в региональном парламенте утрачено при первом же эпизоде.
К содержательной работе с оппозицией администрация Псковской области не готова. Это показали в равной степени и масштабный бюджетный процесс 2012 года, и локальная ситуация с принятием закона о публичных мероприятиях.