23 июля 2012
Блог Максима Томчина

Максим Томчин: Демократическая альтернатива русскому национализму

В последние годы российские правые радикалы, представленные весьма широким спектром организаций, от национально-демократических до откровенно нацистских, активизировались. Свежи в памяти события декабря 2010 года, когда после убийства футбольного болельщика выходцами с Северного Кавказа и безнаказанности этого преступления со стороны власти, тысячи граждан вышли на улицы и едва не учинили погром в центре Москвы. Численность людей, приходящих на «Русские марши» по всей стране, значительно возросла. На общегражданских акциях протеста, захлестнувших Россию после думских выборов 2011 года, обращали на себя внимание «правые колонны», которые вели себя в отношении остальных демонстрантов весьма вызывающе. Также национал-демократом называет себя весьма популярный ныне блоггер, юрист и борец с коррупцией Алексей Навальный, явление которого сделало концепцию про две разновидности национализма – демократическую, «здоровую и безобидную» и радикальную, тоталитарную и опасную – весьма популярной в российском обществе.

Все возрастающие симпатии к право-радикальным движениям красноречиво свидетельствуют о том, что причинами этому являются многие нерешенные проблемы внутри российского общества, не обращать внимания на которые недальновидно и неразумно. Свой рецепт решения этих вопросов должен сформулировать и демократический лагерь.
Все это заставляет внимательнее сфокусироваться на вопросах что такое национализм, какова природа русского этнонационализма, какие основные программные положения русских националистов, и самое главное, как российским демократам адекватно реагировать на это явление, какую иную концепцию решения этих проблем ему выдвинуть. Сейчас, когда на повестке дня стоит строительство идеологической и программной альтернативы существующему режиму, этот вопрос приобретает особенное, можно даже сказать исключительное, значение.
 
1.     Этнос, народ, национальность и нация.  Национализм и патриотизм.
Одна из отличительных черт российской политической культуры – тотальная неразбериха с терминами и понятиями. Не только рядовые политические активисты, но и многие журналисты, политики и чиновники не всегда понимают, о чем они говорят. Эта путаница зачастую приводит к поистине курьезным ситуациям. Чтобы лишний раз избежать путаницы представляется необходимым начать этот небольшой очерк именно с определений ключевых терминов и понятий. Таковыми нам представляются: этнос, этническая общность, этническая идентичность, народ, национальность, нация, национальное государство, империя, патриотизм и национализм.
Этнос – это группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Обычно в эти признаки ученые включают происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. Существует немало научных школ, изучавших этносы под разными углами зрения. В современной науке наиболее популярен конструктивистский подход, согласно которому этнос - это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть этнос является не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т. д.
Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (род, племя, народность, народ, нация), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований. Один человек может принадлежать (= причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя донским казаком и одновременно славянином.
Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).
Народ - группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают мифом об общем происхождении и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности.
Национальность - принадлежность индивида к определённой этнической группе (народу). Современное право позволяет человеку самому определять свою национальность, что логично, поскольку для принадлежности человека к той или иной этнической общности, человеку необходимо самому себя с ней идентифицировать. Ни о каком кровном, генетическом происхождении, вопреки расхожему в повседневном быту мнению, речи не идет.
Нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учеными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта (то, что часто называют «национальной идеей). Географическими границами этого нацпроекта при этом являются актуальные политические границы государства. Этнические же различия населения, участвующего в строительстве такой нации или не являются первостепенно важными, или не имеют значения вовсе.
Государственные образования, объединяющие людей одной национальности следует называть национальными государствами. Положение о национальном характере государства закреплено в конституциях некоторых государств. В идеале такое государство предполагает, что все граждане такого государства принадлежат (= относят себя) к одной этнической общности (народу).
Государственные образования, объединяющие нации, следует называть империями[1].   Таковыми в истории человечества были, например, империя Александра Македонского (его вообще можно отнести к одним из первых правителей, пытавшихся создать новую нацию) Римская империя, империя Карла Великого, империя Наполеона, СССР. В настоящее время такой империей можно считать США (американцы - нация, объединенная единым национальным проектом). Такой страной, при грамотном и ювелирном подходе, может стать и Россия.
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Национализм – политическое учение, которое идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации (в современных российских реалиях – чаще народа) как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов этнической общности в отношениях с государственной властью. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Сейчас выделяют три вида национализма: гражданский, этнический и радикальный (нацизм).
Гражданский(«буржуазный») национализм в целомсинонимичен патриотизму. Легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. В рамках гражданского национализма выделяют подвиды:
- Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.
- Либеральный национализм делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что существуют общечеловеческие ценности, такие как права человека, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.
Этнический национализм (этнонационализм) - полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время националистическими называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ, кровнородственное сообщество. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.
Крайний (радикальный) национализм включает в себя радикальные формы двух первых видов национализма. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением.
Радикальный этнонационализм включает в себя стремление выделить для этнической общности (народа), проживающей внутри страны, своё государство и приводит к сепаратизму.
 Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. При этом многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (шовинизма), а также культурной и религиозной нетерпимости (ксенофобии).
Далее в настоящей работе под общим термином национализм будут рассматриваться два последних типа национализма (этнический и радикальный), тогда как гражданский (буржуазный) национализм во избежание путаницы будет объединен с патриотизмом. Это не случайно, так как между радикальным и этнонационализмом с одной стороны, и патриотизмом (и гражданским национализмом) с другой, существует существенные принципиальные различия. Их два:
А. Первые, в отличие от вторых, ставят интересы нации и народа выше интересов личности; исходя из их концепции, во имя высших интересов своей нации или народа государство имеет право переступать через права человека и гражданина (некоторые признают таковые и называют себя «национал-демократами», но, по их мнению, в «опасные» для нации/народа ситуации, демократическими ценностями можно и поступиться);
 Б. Первые считают, что главным источником создания нации является этническая общность (народ), и все ее признаки являются для нее ключевыми; для них нация – это высшая форма этнической общности, особая ступень национального развития (т.н. «этнонация» - термин отвергнутый наукой после Второй мировой войны). Вторые в этом вопросе придерживаются концепции, принятой современной наукой.
 
 
2.     Истоки русского национализма и его основные программные положения
 
Национализм в России появился довольно поздно. После своего зарождения (середина XIX века) он, в условиях безграмотности и, как следствие, безразличия абсолютного большинства населения и конкуренции в интеллигентных кругах со стороны либералов и социалистов, так и не стал официальной идеологией Российской империи, хотя такие попытки, особенно при Николае II, предпринимались. Все они, начиная с его теоретизации и заканчивая заигрываниями правительства с черносотенцами приводили лишь к разжиганию в России межнациональной розни. Она стала одной из целого комплекса причин, приведших русское самодержавие к своему концу, а самого последнего самодержца к трагической гибели.
В годы гражданской войны белогвардейцы попытались противопоставить большевизму национализм. Это закончилось провалом – окраины бывшей Российской империи и многие национальные меньшинства отшатнулись от них, а население в большинстве своем не признало их власть легитимной. Результатом стали 74 года Советской власти.
Разгромив своих внутрипартийных оппонентов, Сталин отказался от первоначального большевицкого интернационализма, сделав одним из важных «пунктов» своей политической программы т.н. «советский патриотизм», который по сути был национал-большевизмом. Наступила эпоха, достигшая своего апогея после войны, когда риторика об исключительности русского народа стала официальной, когда власть начала решать национальный вопрос путем выселения целых народов и развернула антисемитскую кампанию репрессий против т.н. «безродных космополитов». Можно с уверенностью говорить, что Сталин использовал националистическую риторику с целью укрепления своей личной диктатуры.
После смерти Сталина градус пропаганды «советского патриотизма» значительно поубавился.
Когда в 1987 году наступает эпоха гласности, начался радикальный пересмотр основополагающих ценностей, бурно расцвели как сепаратизм, так и русский национализм в его современном (то есть этническом и/или радикальном) изложении. Центральное место занимало общество «Память», которое позднее распалось на большое множество националистических (а иногда и нацистских) организаций. Массовой поддержки правые радикалы в годы Перестройки и последующего за ней периода, не получили, и к концу 90-х годов в большинстве своем оказались вытеснены за пределы политического поля, и фактически оказались в подполье.
К такому результату привели многочисленные причины, главными из которых, на наш взгляд были:
- отсутствие поддержки у населения России;
- постоянные расколы, разделения и превращение праворадикальный фланг в большое количество постоянно воюющих между собой организаций;
- фактическое превращение русского национализма из разряда политического в субкультурное явление.
В настоящее время существует огромное множество разного рода националистических организаций, которые представляют все возможные его направления. Несмотря на это, в программах движений этого фланга существует ряд вопросов внутренней политики, которые затрагиваются фактически всеми без исключения националистическими организациями невзирая на ту или иную окраску. Вот они:
 
1. «Русский вопрос» - то, что собственно и является «визитной карточкой» националистов. Каждая националистическая организация («Великая Россия», «Русские», НДА, НДП и др.) понимают его по-своему. Чаще всего под ним понимается якобы имеющее место быть «ущемление» национальных прав «государствообразующего русского народа». Причем все иллюстрации этого абстрактного «ущемления» сводятся к спекуляциям на тему национальной принадлежности членов правительства и крупных предпринимателей. Обычное разрешение вопроса – формулировка «России – русскую власть» т.е. введение квот на количество «инородцев» во всех эшелонах исполнительной, законодательной и судебной властей.
 
2. Государство и религия – общим местом всех националистов является объединить российское общество на базе традиций, очевиднее всего выраженных в традициях русского православия (последние годы многие, впрочем, начинают делать упор на некое «славянское язычество»). Фактически это означает клерикализацию общества и десекуляризацию государства.  
 
 
3. Нелегальная трудовая иммиграция – острота вопроса связана с огромным количеством трудовых мигрантов с неурегулированным статусомпрежде всего из Средней Азии и Закавказья, которые, по сути, являются дармовой рабочей силой. Обычное разрешение вопроса – формулировка «Чемодан-вокзал-Кавказ» и требование введения визового режима со Средней Азией.
 
4. Кавказский вопрос – острый вопрос, связанный с неоднозначными результатами Чеченской войны, огромными дотациями на Северный Кавказ, с тем что вооруженные столкновения в данном регионе не затихли по сей день, а также с вызывающим поведением элит кавказских республик. Обычное разрешение вопроса – формулировка «Хватит кормить Кавказ», которая иногда может означать и требование полного отделения Северного Кавказа от «русских регионов России».
 
 
5. Легализация короткоствольного нарезного оружия – очень популярный пункт программ всех националистических организаций. Ежегодно по всей России националисты проводят большое количество акций и пикетов в поддержку этого лозунга.
 
Эти вопросы в той или иной степени действительно беспокоят многих граждан России, и демократам необходимо дать на них свои, альтернативные и исчерпывающие ответы.
 
3.     Ответы на «националистические вопросы» общества
                               
 «Русский вопрос»
 
Ощущение того, что русский народ ущемленнее других в правах проистекает от старинного человеческого ощущения «своя рубашка ближе к телу». В действительности, дело в том, что мы живем в обществе, где попираются права всех граждан – и русских, и евреев, и татар, и народов Кавказа – каждый из них воспринимает это на себе.
Пока нет равенства граждан перед законом, и пока страна охвачена тотальной коррупцией, эта проблема представляется неразрешимой. Вопрос № 1 на сегодняшний день - равенство  всех перед законом. Необходимо донести простую вещь, что невозможно решить никакие другие вопросы, проблемы отдельного человека или группы населения, до тех пор, пока законы избирательны, если все продается и покупается.
Что касается проблемы межнациональных отношений, то здесь прежде всего необходим одинаковый для всех  закон и чистка чиновничества и правоохранительных органов от коррупции. Иначе проблему межнациональных отношений не решить.
В целом, России нужна новая позитивная национальная идея, так как «оградительный» этнонационализм приведет ее только к межнациональным конфликтам и неизбежному сокращению её территорий. Для сохранения территориальной целостности необходимо создание полноценной российской нации, для чего необходима программа воспитания межнационального уважения, терпимости и взаимного сотрудничества. Посему целесообразными представляются следующие шаги:
- разработать государственную программу поддержки языков и культур народов России, ввести в практику государственных федеральных и региональных СМИ регулярные публикации и вещание на языках народов России;
- жителям национальных республик гарантировать возможность получения качественного образования на родном языке.
- обеспечить желающим возможность изучения родного языка и литературы в средних школах по всей территории России;
- разработать специальные программы экономического и демографического развития регионов геополитического риска.
 
Эти шаги, которые необходимо реализовывать тотчас же после достижения равенства всех граждан перед законом, увеличат привлекательность российского государства в глазах национальных меньшинств и создадут предпосылки для создания российской нации.
 
                    
Государство и религия
 
Вопрос религии предельно прост – церковь должна быть отделена от государства, вопрос принадлежности человека к той или иной религии – личное дело каждого. Что касается нравственного воспитания молодежи, то в школе, действительно, должно передаваться знание и уважение к национальной культуре, но при этом важно воспитывать у новых поколений уважение и к любой другой культуре, в первую очередь к культурам и традициям наших соседей.
 
 
Нелегальная трудовая иммиграция
 
Проблема трудовых мигрантов с Кавказа и Средней Азии сейчас остро актуальна. Жители России, особенно городское население, очень резко негативно реагирует на нее. Посему в этом вопросе нужна ювелирная осторожность.
Нужно отметить абсолютную нерегулируемость трудовых отношений. Трудовые мигранты фактически работают в положении рабской рабочей силы: они не имеют никаких прав, не могут рассчитывать ни на какие социальные услуги и адекватную оплату труда, не могут рассчитывать на хоть какие-нибудь элементы охраны труда. Они не имеют жилья, возможностей получить медицинское обслуживание, и они работают на пределе своих физических возможностей  – по 12-18 часов.
Таких людей становится все больше – доходы от их эксплуатации очень высокие, бизнес получает колоссальные доходы и крайне заинтересован в коррумпированной бюрократии, чтобы такое положение дел сохранялось в принципе.
Одним из следствий проблемы трудовой миграции является тот факт, что, зарплаты за физический труд из-за их большой численности на рынке труда очень низкие.
Существует также и культурный аспект данной проблемы. Мигранты, приезжающие в Россию поддерживают свою культуру и традиции (на что имеют полное право), не интегрируясь при этом в российскую национальную культур.
 Все это вызывает волну бытовых конфликтов, что само по себе очень опасно. Важно донести понимание того, что, покуда предприниматели заинтересованы в дармовой рабочей силе из ближнего зарубежья, депортациями и введением визового режима со странами СНГ проблему решить нельзя. 
Поэтому в этом вопросе нужно поставить первостепенной задачей решение проблемы трудовых отношений мигрантов и культурной интеграции. В связи с этим целесообразным представляется настаивать на следующем:
- принятие закона, четко регулирующего трудовой статус мигрантов и вводящего дополнительный налог с предпринимателей, берущих их на работу, для получения средств на реализацию всех следующих пунктов программы.
- усиление контроля за законностью использования труда мигрантов и соблюдением условий техники безопасности. В том числе необходима обязательная профессиональная подготовка и переподготовка мигрантов, работающих в сфере транспортных услуг и строительства.
- создание в России условий для лучшего вхождения приезжих мигрантов в культурный контекст города. Русский язык должен рассматриваться как основа для культурного сближения коренного населения России и вновь прибывающих мигрантов.
- оказание помощи мигрантам в приобретении социальных, культурных навыков жизни, поведения и деятельности, адекватных сложившейся социально-культурной среде России при сохранении собственной культурной идентичности;
- реализация для мигрантов культурных обучающих программ (русский язык, современный этикет, сложившиеся правила поведения и внешнего вида, правила общения и т.д.);
- обучение мигрантов основам трудового и гражданского законодательства, правилам и навыкам поиска работы, заключения трудовых соглашений, основам предпринимательства и правилам ведения бизнеса (для желающих);
- развитие образовательных программ для коренных жителей России (в особенности для школьников) с целью укрепления межэтнического и межконфессионального мира и согласия.
         
 
Кавказский вопрос
 
Лозунг «Хватит кормить Кавказ» сегодня используется для выражения бытовой национальной розни и неприязни к гражданам России, проживающим на Северном Кавказе. На самом деле, деньги вливаемые на Кавказ не доходят до сотен безработных, ведущих натуральное хозяйство жителей этого экономически отсталого региона. Куда целесообразнее нам представляется лозунг «Хватит кормить кавказские элиты».
 Поскольку Северный Кавказ настоящее время является, по сути, внутренним зарубежьем России, демократы, как патриоты России, которых беспокоит территориальная целостность нашей страны, должны доносить программуполитической, социальной, экономической и культурной интеграции Северного Кавказа. Для этого представляется необходимым настаивать на:
- остановке на Северном Кавказе произвола «силовиков», правоохранительных органов и привлечении к ответственности виновных в преступных деяниях лиц из их состава;
- прекращении «вливания» огромных бюджетных средств на местную элиту;
- прекращении преступной практики внесудебных казней;
- восстановлении в полном объеме действие законов РФ де-факто;
- использовании в полной мере потенциала гражданского общества для мирного урегулирования негативных процессов на Северном Кавказе.
Реализация этой программы позволит России избежать крайне опасных для самого ее существования межэтнических конфликтов и сохранить свою территориальную целостность.
 
 
 Легализация короткоствольного нарезного оружия
 
Этот вопрос, столь любимый националистами, сегодня в России весьма популярен. Это говорит о том, что современное государство в России не выполняет функции, которые должно выполнять. Люди чувствуют свою незащищенность от бандитов и, к сожалению, от блюстителей порядка.Однако не стоит идти на поводу у эмоций – легализация короткоствольного нарезного оружия представляется нам в нынешних условиях крайне опасным и безответственным шагом. Дело в том, что в условиях абсолютного беззакония легализация нарезного оружия еще больше ухудшит ситуацию. В нынешних условиях человек с оружием крайне опасен. Достаточно вспомнить историю майора Евсюкова.
Когда наказание станет неотвратимым, когда главный принцип современных российских демократов – равенство всех без исключения перед законом – начнет работать, то тогда  можно будет думать про легализацию и на этот счет могут быть разные точки зрения
 
4.     О необходимости создания полноценной демократической программы решения национальных проблем, альтернативной русскому национализму.
 
Необходимость создания альтернативной демократической программы решения национальных проблем России в настоящее время, когда острота этих проблем в сознании большого количества граждан очевидна, определяется двумя соображениями:
1. Вопросом поднятия престижа демократического лагеря
2. Только демократический подход к решению этой труднейшей проблемы представляется нам спасительным для России, сохранения её территориальной целостности и обеспечения достойной жизни ее граждан, создания полноценной современной российской нации.
 
Важно понимать, что за последние десятилетия в сознании большинства граждан прочно утвердился миф о том, что демократы – это русофобы, которые ставят своей целью расчленение России и превращение ее в сателлита США. Слово же «либерал» и вовсе стало ругательным. К сожалению, только образованное меньшинство в курсе того, что патриотизм исторически был одним из важнейших принципов русских демократов, начиная с освободительного движения XIX - начала XX века, таких его крупнейших идеологов, как П. Н. Милюков (за свои имперские амбиции в шутку прозванного «Милюковым-Дарданелльским»)  или П. Б. Струве.
Этот миф происходит от того, что Ельцин, подписавший пресловутые Беловежские соглашения, и реформаторы-шокотерапевты называли себя демократами. В дальнейшем он широко применялся как нашими конкурентами по оппозиционному лагерю, так и властной пропагандой. Последняя вообще упорно рисовала гражданам картину, в которой её сменщиками представлялись или коммунисты, якобы призывающие «все отобрать и поделить», или националисты с лозунгами рода «Россия для русских», или продавшиеся на корню Западу демократы. Т.е. упорно насаждался миф об отсутствии достойной альтернативы нынешней власти.
Сейчас демократическому лагерю необходимо бороться с этим мифом, так как именно он является одним из главных факторов, сдерживающих демократический лагерь и ограничивающих возможность донесения до людей основы демократической программы. Наша задача – доказать, что между словами «демократ» и «патриот» нет противоречия.
Принятие и широкая информационная раскрутка полноценной демократической программы решения национальных проблем, альтернативной русскому национализму, составленная, например на принципах, озвученных в настоящем очерке, станет доказательством тому, что демократическому лагерю небезразлична судьба нашей страны. Что альтернатива есть и в этом вопросе.
 
 
При подготовке настоящего очерка были использованы следующие материалы: Тишков В. А. Этнология и политика. Научная публицистика, Лурье С. В. Историческая этнология, программные документы РОДП «ЯБЛОКО», Большая Советская Энциклопедия, Википедия


[1] Часто под империями понимается многонациональное образование, управляемое из одного центра принятия решений в интересах всего политического пространства; одновременно это, как правило, континентальная империя с обширными окраинами без чёткого выделения метрополии. Империи всегда многонациональны, и одной из своих задач их правители ставят создание из разноплеменной массы подданных полноценную и единую нации. Стоит оговориться, что существуют также колониальные империи, но это явление иного порядка.  
 

 

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Межнациональные отношения


Все статьи по теме: Межнациональные отношения