Кто бы ожидал, что вокруг идеи продлить время работы петербургского метро развернётся битва не на жизнь, а на смерть.
В недалёком прошлом, как и в Москве, петербургская подземка работала до часу ночи. Закрывать переходы в 0.15 решил губернатор Владимир Яковлев, запомнившийся также тем, что при нём же светильники на станциях зажигали через один. Впрочем, это было понятно, на дворе стояли нищие 90-е.
С тем же графиком работы метро город пережил сытые «нулевые», удвоение и утроение бюджета и уже два года как живёт в «десятые» - с «золотыми ёршиками» и миллионными расходами на реконструкцию дома приёмов губернатора.
В 0.15 жизнь в городе замирает – люди бегут в метро. Те, кто не успеет, рискует вместо сна любоваться белыми ночами: город разделяет Нева, а мосты по ночам разводят с апреля по октябрь.
Опросы, проведённые петербургскими СМИ, показывали: продление работы метро поддерживают 60% горожан. В Смольный переданы подписи 20 тысяч горожан с ходатайством о таком решении.
В общем, никто не удивился, когда депутат городского парламента от «Яблока» Борис Вишневский написал губернатору Георгию Полтавченко запрос с просьбой подумать, возможно ли придти к одному из двух вариантов – продлить работу метро до 1 часа ночи или ввести круглосуточное движение поездов (с большим интервалом – в полчаса) по выходным и в сезон разводки мостов.
Написал и отправил. И тут началось.
Губернатор ответил на запрос депутата тиражом в 300 тысяч экземпляров – через официозный «Петербургский дневник», сообщив, что ночью в метро никто не ездит.
Вишневский логично ответил: потому и не ездят, что закрывается в 0.15.
На этом аргументированный спор завершился. И поехал пропагандистский каток.
Начальник петербургского метрополитена Владимир Гарюгин выступил с передовицей в газете «Метро» (тираж 400 тысяч экземпляров), в которой сообщил, что идея Вишневского «является необоснованным популизмом и желанием некомпетентных людей просто попиариться».
Затем посыпались письма – коллективные и «по поручению коллектива».
Здесь и стиль поразителен, и аргументы!
Вот лучшее из письма «группы молодых специалистов Петербургского метрополитена сверстникам из Молодёжного Яблока», которое в пятницу разослала (сюрприз-сюприз!) пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга:
«Образ «Яблока» и его основателя, ныне депутата городского Законодательного собрания, Явлинского всегда ассоциировался с обоснованной экономической политикой. Никакого популизма, заигрывания с электоратом путем невыполнимых обещаний, только трезвый экономический расчет…» И сразу следом: «На этот раз на «Яблоке» явно образовалась червоточина. Ибо ничего, кроме дешевого популизма, мы в инициативе яблочников не видим».
Вместе с ним из Смольного пришло письмо профсоюзного босса метро В. Кабаргина, который «по поручению коллективы Петербургского метрополитена»… «предлагает нашему вниманию мнение профессионалов».
И передовица, и письма состоят из одних и тех же фраз и аргументов. Например, о замене рельсов в метро в ночное время – так, будто рельсы меняют каждую ночь.
Невежливый (если не сказать – хамский) стиль «писем из подполья» с лихвой компенсируется непониманием вопроса. И начальник, и его профсоюзный босс, и молодые специалисты отчитывают «Яблоко» за идею метро «24 часа в сутки». Но ведь в запросе Вишневского об этом нет ни слова – он говорит о продлении работы на 1 час либо о введении круглосуточной работы с получасовым перерывом между поездами в выходные и во время разводки мостов!
Да и прочие аргументы, как выясняется, не выдерживают критики. Вот В. Кабаргин сообщает, что «львиная доля расходов метрополитена – плата за электроэнергию на тягу поездов», а Вишневский якобы не указал «из какой статьи городского бюджета должны быть изъяты эти деньги».
Борис Вишневский написал подробный и аргументированный ответ Кабаргину, но лучшее в нём, конечно, вот это:
«Из отчета по исполнению финансового плана, размещенного на сайте Петербургского метрополитена (он также доступен для всеобщего сведения), следует, что на электроэнергию в 2011 году потрачено 1,75 млрд. руб. (только около 10% от всех годовых расходов), в то время как на необозначенные «прочие расходы» - почти 2 млрд. руб. Так что, я полагаю, резервы есть и у самого метрополитена, и у города».
2 млрд. «прочих расходов» - это не лев начихал. За них руководству метро можно и побороться, и письма гневные порассылать.
Вот только понимают ли руководители метро, что борясь с желанием горожан продлить работу метро, они – сотрудники предприятия, которое существует на наши налоги – рассуждают как в частной лавке?
Борис Вишневский пишет: «Городской транспорт должен работать для людей, с учетом их потребностей и требований времени. А не наоборот, когда люди вынуждены приспосабливаться к технологическим особенностям транспортных предприятий».
У профсоюзного лидера метро В. Кабаргина другое мнение: «А может быть, для того чтобы любоваться белыми ночами подписавшим Ваше обращение, мы должны сделать «дневное технологическое окно», к примеру, в час пик. Готовы рассмотреть любые предложения».
Сегодня в Петербурге отмечают День Достоевского. И как же к месту здесь последние фразы его «Записок из подполья»:
- Впрочем, здесь еще не кончаются «записки» этого парадоксалиста. Он не выдержал и продолжал далее. Но нам тоже кажется, что здесь можно и остановиться.