После Чернобыля на слуху была строчка «И теперь наш мирный атом вся Европа кроет матом».
В 2001 году Путин подписал законы, разрешающие ввозить в Россию радиоактивные материалы из других стран. Самые страшные радиоактивные отходы – отработавшее ядерное топливо, – пока не ввозится, но вот обедненный гексафторид урана (отходы от первичной переработки урана, на жаргоне атомщиков – «хвосты») потекли в Россию потоком под видом давальческого сырья – для вторичной переработки, из Западной Европы Германии и Франции.
Эти «хвосты» ввозятся для дообогащения, после которого 10% обогащенного урана отправляется в Германию и Францию, а 90% навсегда остаются в России.
Переработка этого отвального гексафторида не планируется, и, в точной соответствии с законом «Об использовании атомной энергии" (1995), отвальный гексафторид урана является самыми настоящими радиоактивными отходами (РАО), ввоз которых в страну пока еще полностью запрещен законом «Об охране окружающей среды».
И европейские, и отечественные зеленые всегда считали этот бизнес французской «Areva», и германско-нидердландской «Urenco» с нашим Росатомом грязным – в прямом и переносном смысле.
Публичные протесты зеленых и у нас, и особенно в Германии, уже пять лет время от времени привлекают к этому сомнительному бизнесу внимание общества. Вот и вчера группа активистов «Гринпис Франции» приковалась к рельсам и на день задержала отправление поезда с 480 тоннами урановых «хвостов» в порт Шербур для погрузки на судно «Капитан Куроптев». Через неделю этот груз будет в Санкт-Петербурге, где его, наверняка, традиционно встретит пикетами наша «Экозащита!».
Отсюда этот токсичный и радиоактивный груз отправится по российским просторам в Томскую область, в город Северск, на Сибирский Химический комбинат.
Ростехнадзор признает, что хранение сотен тысяч тонн отвального гексафторида урана в Ангарске (Иркутская обл.), Северске (Томская обл.), Зеленогорске (Красноярский край) и Новоуральске (Свердловская обл.) представляет серьезную проблему, так как не соответствует требованиям безопасности.
Под давлением зеленых поставки «хвостов» в Россию из Германии в прошлом году были прекращены.
Росатом заявлял, что этот позорный «отходный» бизнес и с Францией будет прекращен в 2010 г. (контракты с Германией и Францией заключались в 1990-х гг., когда в России простаивали обогатительные мощности).
Дай то бог, но только непонятно, для чего тогда в новом порту Усть-Луга (Ленинградская обл.) предполагается построить перевалочный пункт для хранения гексафторида урана?
Трудно поверить, что сооружение стоимостью в десятки миллионов рублей создаётся только для нескольких месяцев работы. И уж совсем непонятно, почему в законопроекте о обращении с радиоактивными отходами, внесенном в Госдуму Правительством пару месяцев назад, и три дня назад принятом в первом чтении не содержится даже упоминания о запрете ввоза в Россию радиоактивных отходов.
Не потерявшие еще чувства юмора россияне теперь говорят: «Пусть Европа кроет матом, Вова любит мирный атом».