[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Программа Российской Демократической партии "ЯБЛОКО"

7. К ОБЩЕСТВУ БУДУЩЕГО

Успешное развитие России в XXI веке возможно только в том случае, если она сможет найти достойный ответ на глобальные вызовы, в первую очередь, вызов ускоряющегося технологического развития. Его результатом становится трансформация всех сфер жизни, ведущих к формированию так называемого "информационного общества".

Несмотря на то, что научно-техническая революция в СССР началась одновременно с развитыми странами - в 1950-х гг., она концентрировалась преимущественно в оборонном комплексе. Механизм трансферта новых технологий и нововведений в гражданский сектор не был создан. Передовая фундаментальная наука существовала в отрыве от реального производства. Наша страна оказалась неготовой к компьютерной революции в 1970-80-е гг. Свою роль сыграли неповоротливая планово-распределительная система, закрытость общества, уничтожение отечественной кибернетики в сталинский период.

С началом демократических рыночных преобразований появилась надежда на приобщение нашей страны к мировой информационной революции. Однако технологическое отставание от развитых стран лишь усилилось. Наукоемкие отрасли промышленности, оказавшись без государственной поддержки перед лицом иностранной конкуренции, полностью исчезли. В несколько раз сократилось число занятых в российской науке. Лучшие российские ученые, программисты, инженеры, эмигрировали на Запад. В лучшем случае 1/5 населения может себе позволить иметь дома компьютер, даже устаревший. Только 4-5% граждан имеют доступ в Интернет (в развитых странах - 40-60%).
Несмотря на все это, мы считаем, что при проведении целенаправленной государственной политики в России уже в ближайшие десятилетия могут быть сформированы основные параметры информационного общества, и освоены конкурентные преимущества, необходимые для выживания и развития страны в эпоху глобализации.

Наша страна располагает ресурсами, необходимыми для решения подобных задач. Это - относительно высокий уровень образования населения, все еще сохраняющийся высокий технологический потенциал отдельных отраслей промышленности, серьезные заделы в ряде направлений отечественной фундаментальной и прикладной науки, наконец, это традиционный для России высокий процент талантливых людей, способных к созданию новых знаний и технологий, а также ценностей духовной культуры.

"ЯБЛОКО" еще раз подтверждает свою принципиальную позицию - прорыв в информационную эпоху может быть осуществлен только в условиях устойчивого демократического порядка и открытого общества, исключающих любые попытки ограничить свободное распространение информации и знаний.

Три направления интеллектуальной деятельности - образование, наука и создание высоких технологий - должны быть официально признаны важнейшими стратегическими ресурсами развития России.

Первоочередной задачей для нас является возрождение российской науки и преодоление технологического отставания России. Необходимо резкое улучшение финансирования науки, разработка ключевых государственных приоритетов, пересмотр системы управления науки, преодоление кризиса кадров и привлечение молодежи в науку, обеспечение связи науки с производством. Мы выступаем за активную государственную поддержку высокотехнологичных отраслей промышленности: аэрокосмической, отдельных сегментов машиностроения и ВПК, создание новых конструкционных материалов. В то же время задача создания инфраструктуры информационного общества требует опережающего развития микроэлектроники, компьютерной и телекоммуникационной отраслей. Именно эти отрасли, развивающиеся параллельно с проведением политики массовой компьютеризации, удешевления мобильной связи, могут составить основу информационной индустрии, способной стать главным фактором роста и конкурентоспособности российской экономики в будущем.

Государственная стратегия в области развития образования должна быть спланирована с прицелом на формирование в будущем экономики знаний. Рассматривая образование как важнейший стратегический ресурс России, "ЯБЛОКО" выступает за пересмотр государственной политики в этой сфере. Помимо безусловного обеспечения всеобщей доступности и равных возможностей для получения качественного образования, необходимо активное внедрение инноваций и высоких технологий в образовательный процесс.

Во всем мире бурно развивается так называемое "электронное правительство", обеспечивающее открытость и подотчетность государства гражданам.

Особое внимание следует уделить защите интеллектуальной собственности. До тех пор пока, автор идеи и разработчик технологии, изобретатель и рационализатор, не участвуют в прибылях производителя соразмерно их интеллектуальному вкладу, возрождение российской науки и формирования современного технологического уклада будут оставаться пустыми мечтами.

Предметом особой заботы государства должна являться проблема воспроизводства интеллектуального потенциала нации, основные механизмы которого были разрушены в ходе непродуманных радикальных реформ. Только обеспечение самореализации и профессионального роста для молодежи заложит фундамент информационного общества в России.

Возрождение российской науки и преодоление технологического отставания России

Эффективная организация НИОКР и использование научных знаний способны дать необходимый импульс экономическому развитию. Именно наука способна обеспечить место России среди великих держав XXI века. Без роста интеллектуального потенциала, связанного с развитием науки, не удастся решить острые социальные проблемы, достичь гражданского согласия, построить развитое демократическое общество.

За годы реформ науке удалось достичь некоторых положительных результатов: была ликвидирована формально-правовая изоляция российского научного сообщества, появились негосударственные научные институты и государственные научные фонды, осуществляющие конкурсное финансирование научных разработок
Тем не менее, кризис российской науки так затянулся, что общество и власть перестали осознавать необходимость поддержания научных изысканий, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Этот кризис имеет четыре основных составляющих:

  • Резкое сокращение финансирования науки по сравнению с советским периодом. В СССР финансирование науки составляло 2-2,5% ВВП, в сфере науки работало более 2 млн. человек, а сегодня в России совокупные бюджетные расходы на науку составляют менее 1% существенно меньшего ВВП, при сокращении численности занятых в несколько раз. Более того, российская наука столкнулась с невозможностью планировать исследования и разработки по программам и проектам из-за непредсказуемого и недостаточного финансирования, неразвитой конкурсной системы, несовершенного механизма доведения бюджетных средств до конечного исполнителя.
  • Отсутствие ясных стратегических научно-технических ориентиров в новых реалиях - сегодня в России ведутся работы по направлениям, которые охватывают до 52% мирового спектра фундаментальных исследований. Научно-техническая политика непоследовательна, является компромиссом противоборствующих ведомств.
  • Кризис воспроизводства научных кадров - средний возраст специалиста в научно-технической отрасли приблизится к 55 годам, продолжается "утечка мозгов" за рубеж, уход специалистов на более оплачиваемую работу внутри страны.
  • Кризис управления наукой - разрастание количества "заинтересованных" ведомств, между которыми нет чёткого разделения обязанностей.

"ЯБЛОКО" категорически не согласно с тем, что наука должна сама приспосабливаться к рыночным условиям. Мы считаем, что государство должно играть определяющую роль в сохранении и развитии передовых направлений российской науки. Для этого необходимо:

  • Создать эффективный механизм финансирования российской науки;
  • Определить приоритеты государственной научно-технической политики;
  • Создать систему воспроизводства научных кадров;
  • Создать механизм эффективного управления российской наукой;
  • Приступить к реализации активной инновационной политики.

1. Создание эффективного механизма финансирования науки предполагает:

  • увеличение доли расходов федерального бюджета на науку в соответствии с разработанным "ЯБЛОКОМ" законом "О науке и государственной научно-технической политике" до 4% от расходной части при одновременном росте региональной составляющей расходов на науку (до 2-4% от расходной части бюджетов субъектов);
  • поддержку системообразующей структуры науки (РАН, Государственных научных центров, Государственных научных фондов и т.п.);
  • чёткое определение прав научных организаций на использование в уставных целях доходов от использования закреплённого за ними федерального имущества; обеспечение эффективного общественного контроля за расходованием средств, выручаемых от аренды, в интересах саморазвития организации.
  • принятие регионами мер косвенной поддержки научно-технических организаций: снижение тарифов за энергоресурсы и коммунальные услуги для научных организаций, освобождение от налога на ту часть прибыли, которая направляется на расширение и модернизацию производства; снижение ставок арендной платы за пользование землей и зданиями;
  • включение расходов предприятий на науку в состав затрат в целях привлечения в науку внебюджетных средств;
  • увеличение доли конкурсного финансирования фундаментальных исследований через государственные научные фонды и программы до 15-20% от расходной части федерального научного бюджета;
  • увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;
  • реструктуризацию части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитыми финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурами; санацию и закрытие неэффективных организаций;
  • поддержку функционирования научной инфраструктуры.

2. Определение приоритетов государственной научной политики предполагает:

  • создание государственного прогностического научного центра для определения приоритетов развития российской науки;
  • оптимизацию и сокращение числа научно-стратегических ориентиров;
  • совершенствование практики селективной конкурсной поддержки науки и технологий в форме долгосрочных целевых программ;
  • увеличение числа грантов и их размера;
  • обеспечение открытости в деятельности государственных научных фондов: любой заявитель должен иметь право ознакомиться с рецензиями на конкурсный проект, на основании которых фонд выносил по нему решение;
  • разработку рамочной региональной программы развития науки.

3. Преодоление кризиса воспроизводства научных кадров предполагает:

  • переход на контрактную систему найма с заключением временного договора-контракта с научным работником на период выполнения им конкретного задания или на все время работы в данной организации. Контракт позволит устанавливать особые условия оплаты труда для наиболее активных ученых и специалистов высшей научной квалификации, для творческой элиты; предоставление повышающих коэффициентов ЕТС (более 10) для лиц младше 30 лет;
  • создание системы специальных молодежных грантов и стипендий талантливым молодым ученым и студентам;
  • выплату повышенной стипендии талантливым российским ученым, работающим по специальности за счет средств специально созданного бюджетного фонда; компенсацию для них процентных платежей по жилищным ссудам;
  • реализацию программы интеграции науки и высшей школы, в рамках которой студенты будут вовлекаться в процесс современного научного исследования в сотрудничестве с профессорами и сотрудниками Академии наук.

4. Преодоление кризиса управления российской наукой предполагает:

  • преобразование РАН в некоммерческую организацию - ассоциацию; наделение РАН статусом ассоциации снимает проблему субъекта права собственности на имущество самой Академии и входящих в нее организаций;
  • стимулирование преобразования заинтересованных научно-технических организаций из государственных учреждений в автономные некоммерческие организации, для чего необходимо изменить формулировку закона "О некоммерческих организациях", предусматривающую такое преобразование лишь через ликвидацию;
  • создание координационных межведомственных региональных советов (для учёта интересов регионов) и наблюдательных советов (для учёта общественного мнения) с совещательными полномочиями;
  • создание в уставах научных организаций ученых (научных, технических, научно-технических) советов как одного из органов управления. Разработку "Типового положения об ученых советах", которое наделило бы их полномочиями решать финансовые, кадровые и другие важные вопросы.

5. Проведение активной инновационной политики предполагает:

  • поддержку малого предпринимательства в инновационно - научной сфере, создание системы предоставления кредитов организациям малого научного бизнеса, не требующих возврата процентов при условии, что сэкономленные средства передаются "материнским" НИИ и КБ на НИОКР;
  • создание технопарков - научно-инновационных центров на базе государственных НИИ для интеграции науки и малого предпринимательства; предоставление таким организациям льгот по уплате налогов, таможенных сборов, иных платежей, освобождение их от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом, а также предоставление их спонсорам льгот по уплате налогов;
  • переход от финансирования научных организаций к финансированию конкретных НИОКР, а затем от финансирования НИОКР - к их поддержке, отбирая наиболее перспективные для российской экономики проекты;
  • развитие венчурного инвестирования в научно-технической сфере;
  • развитие страхования инновационных рисков;
  • принятие законов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регламентирующие выявление нарушений прав авторов объектов интеллектуальной собственности, а также принятие законов в сфере экспорта интеллектуальной собственности;
  • субсидирование государством импорта новых иностранных технологий;
  • активизацию деятельности государства по продаже лицензий на результаты творческой деятельности изобретателей и патентованию продуктов их деятельности за рубежом;
  • поощрение развития в России оффшорного программирования (выполнения заказов по разработке программного обеспечения для зарубежных компаний российскими программистами);
  • стимулирование заключения отечественными компаниями-разработчиками лицензионных соглашений с зарубежными компаниями на реализацию программного обеспечения (готового продукта) с выплатой роялти;
  • поддержка тесных контактов с российской научной диаспорой - долговременные совместные исследования, проведение совместных семинаров и летних школ и т.д.

Повышение открытости государства путем создания "электронного правительства"

В большинстве стран мира развитие интернет-технологий является одним из главных приоритетов государственной политики. Интернет является общественным благом, что означает обеспечение его всеобщей доступности. США и Великобритания уже объявили о начале общегосударственных программ по обеспечению всеобщего доступа к Интернет.

Важнейшим признаком нового общества является взаимодействие органов государственной власти с гражданами через Интернет. Подобные проекты в большинстве стран получили название "электронное правительство". Они проводятся под лозунгом большей открытости и подотчетности государства гражданам. Подотчетность означает не простое распространение официальных пресс-релизов, а предоставление самого широкого спектра возможностей, от прямого доступа ко всем услугам, предоставляемым госсектором и их оплаты, до непосредственного общения с политиками и голосования.

К сожалению, политика российского правительства в данной области свидетельствует, что электронное правительство понимается как повышение эффективности функционирования власти, и, следовательно, механизмов контроля над гражданами в сферах сбора налогов, борьбы с преступностью и т.д. Это - прямое доказательство попытки создать авторитарное бюрократическое государство в России. Эти тенденции отчетливо проявились в попытке введения системы обнаружения и распознавания материалов (СОРМ-2), что, по сути означало подведение российского Интернета под контроль спецслужб, введения законодательного запрета на применение продвинутых криптографических средств в РФ, правительственного законопроекта об электронной цифровой подписи - ЭЦП, предельно затрудняющего ее использование, и таким образом, направленного на изоляцию страны.
Реализация этой концепции предполагает:

1. Создание защищенной правительственной сети и централизованной базы данных, объединяющих как департаменты министерств, так и региональные органы власти.

2. Перевод государственных служащих на использование электронной почты и отказ от бумажной документации. Всю информацию, распространяющуюся внутри государственного аппарата, следует передавать и хранить в электронной форме.

3. Создание в Сети представительств всех государственных учреждений. Публикация всей несекретной информации в сети Интернет. Этот проект должен быть не внутриведомственным (когда каждое ведомство само себя информатизирует), а единым порталом, с удобным для пользователя интерфейсом. Он должен позволять осуществлять поиск органа, в компетенцию которого входит решение данной проблемы, обеспечивать доступ, исходя не только из существующей структуры органов власти, но и из функциональных соображений (обрабатывать запросы "как мне решить такой-то вопрос").

4. Внедрение информационных технологий в сфере государственного обслуживания - использование Интернет для взаимодействия с гражданами (заполнение налоговых деклараций, оплата услуг, в т.ч. коммунальных, уплата штрафов, продление лицензий и т.д.). Это экономит средства государства и время граждан, избавляет их от необходимости иметь дело со сложной внутренней структурой учреждений и обеспечивать многочисленные согласования. Должно осуществляться консультирование on-line и применяться системы экспертной поддержки для заполнения документов и электронных форм.

5. Перенос снабжения и государственных закупок в Сеть. Создание правительственного электронного рынка, на котором органы государственной власти смогут размещать свои объявления о потребности, а уполномоченные поставщики подавать заявки на участие в тендерах. Это предполагает создание внешних сетей, связывающих государство с коммерческими поставщиками, и системы правительственных закупок, обеспечивающей сбор заказов и предложений, проведение тендеров, бездокументарный учет операций, выставление счетов-фактур. Такая система обеспечит экономию за счет более конкурентных торгов, беспрепятственного доступа к поставщикам, сэкономленного за счет онлайновой обработки заказов времени, менее высокого уровня запасов и т.д.

Развитие новых технологий в области образования

Сегодня система образования должна реагировать на вызовы технологической революции. Она должна активно применять лучшие достижения новых информационных технологий для повышения эффективности образовательного процесса.

Перед российской системой образования стоит задача подготовить будущих граждан страны к жизни в условиях информационного общества, обучить их пользованию новыми средствами коммуникации, необходимыми в их будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, проблема информатизации сферы образования уже не может больше рассматриваться только как проблема повышения материально-технической базы образования. Необходимо изменение целей образования, его ориентация на проблемы информационной цивилизации.

Новые образовательные технологии также повышают открытость и доступность образования, позволяют интегрировать различные традиционные и новые методики обучения:

  • использование в обучении сетевых (распределенных) электронных библиотек;
  • разработка и внедрение систем обучения с использованием интерактивных мультимедийных CD-ROM;
  • Интернет-обучение,
  • развитие обучения с помощью видеоконференций и транслирования лекций преподавателей через Интернет;
  • развитие распределенных региональных учебных терминалов для обучения студентов;
  • электронное тестирование, компьютерные тренинги.

Реализация государством программы внедрения новых информационных технологий в образование предусматривает решение следующих задач:

  • обеспечение интеграции новых информационных технологий в учебный процесс: техническое оборудование учебных заведений и установление сетевых связей между ними;
  • подготовка преподавателей с учетом требований минимальной компьютерной грамотности;
  • освоение и использование в системе образования информационных потоков, а также производство и распространение документов и материалов, основанных на новых информационных технологиях (ИТ);
  • развитие открытого образования.

Для решения этих задач необходимы следующие меры:

1. Обеспечение интеграции ИТ в образовательный процесс

  • использование коммуникационных сетей для расширения профессиональных контактов между преподавателями, обмена профессиональным опытом с коллегами;
  • развивитие технологии дистанционного образования и обучения по индивидуальным программам, что помещает конкретного учащегося и студента в центр учебного процесса - это может оказаться особенно полезным для отдалённых и северных районов России, а потому имеет стратегическое значение и должна финансироваться отдельной строкой в бюджете;
  • оборудование и подключение к сети Интернет всех учебных заведений России, обеспечение их электронными адресами, поощрение организации школьных сайтов;
  • завершение компьютеризации всех учебных заведений страны, для чего необходимо разработать программу поддержки приобретения компьютерной техники, причем расходы на реализацию программы должны быть распределены между Федерацией и регионами в пропорции 70:30, федеральные средства должны выделяться по предоставлению региональными комитетами образования модифицированных учебных планов, предусматривающих внедрение ИТ в учебный процесс;
  • поставка компьютеров в учебные заведения;
  • передача компьютеров, списываемых с баланса федеральными министерствами, учреждениям образования;
  • обязать учёные советы ВУЗов в трехлетний срок выработать план вовлечения ИТ в учебный процесс и определить потребности, связанные с его реализацией;
  • обновить курсы по информатике в средней школе.

2. Создание системы подготовки и переподготовки преподавательского состава с учетом требований компьютерной грамотности. Но для этого необходимо, чтобы преподаватели приобрели соответствующие знания и навыки в области работы с информационными технологиями. Современный уровень подготовки молодых педагогов в области использования НИТ не представляется удовлетворительным. Несмотря на усилия по овладению НИТ, предпринимаемые в ряде ВУЗов, уровень подготовки сильно разнится от заведения к заведению. НИТ до сих пор нигде не стали инструментом широкого применения. Для активизации этого процесса необходимо:

  • оценить возможность и потенциал использования информационных технологий при выработке учебных программ и внести соответствующие изменения в уже принятые учебные планы и программы;
  • организовать систематическую работу по сертификации и аттестации учебных компьютерных программ;
  • создать региональные центры информационных образовательных технологий для переподготовки кадров в области образования.

3. Помощь государства в производстве и распространении учебных материалов, основанных на НИТ:

  • поддержка индивидуальных образовательных проектов для скорейшего внедрения инноваций в образовательный процесс, для чего необходимо организовать конкурс индивидуальных образовательных проектов Минобразования и региональных комитетов народного образования;
  • организовать контакты педагогов и производителей программного обеспечения образовательной направленности в том числе - через организацию оплачиваемых государством стажировок преподавателей-победителей конкурсов в фирмах-производителях программного обеспечения.

4. Поощрение распространения образовательных ресурсов в сети Интернет:

  • финансировать создание сайтов и Web-страниц российскими высшими учебными заведениями;
  • обязать вузы и кафедры публиковать в сети Интернет методические требования и рекомендации к предметам (программы курсов, тезисы лекций, календарно-тематические планы, планы семинарских занятий, списки курсовых и дипломных работ, список рекомендуемой литературы), поощрять публикацию в сети конспектов лекций и раздаточного материала;
  • активно способствовать переводу научных знаний в доступную по сети форму - публиковать в сети дипломные работы, отчёты, статьи;
  • активно внедрять ИТ во все центры документации, и особенно университетские библиотеки (их информатизация, кроме того, позволит значительно расширить предложение информации в сети и использовать дистанционные формы работы);
  • завершить создание в десятилетний срок на базе проекта распределенной библиотечной сети LIBWEB объединённого библиотечного каталога российских ВУЗов и библиотек для обеспечения оперативного доступа к библиографическим описаниям, справочной и полнотекстовой информации;
  • создать сервер российских ресурсов в области образования (способствуя установлению прямых связей между учебными заведениями, сервер также призван стать инструментом сотрудничества с русскоязычными учебными заведениями всего мира).

5. Участвовать в международном сотрудничестве в области интеграции НИТ в образовательный процесс:

  • создать систему дистанционного образования государств-участников СНГ;
  • стимулировать участие государственных ВУЗов в реализации проекта Европейского Союза по программе "Коперникус", предполагающий создание международной мультимедиа сети


6. Разработать и принять федеральную целевую программу "Открытое образование XXI века". В системе открытого образования существуют другие стандарты, которые состоят всего лишь из рекомендаций. Современные стандарты не дают вузам возможности реагировать на требования рынка труда и открывать новые специальности. Вуз должен самостоятельно формулировать стандарты и открывать новые специальности. Принципами открытого образования должны стать:

  • возможность доступа к разнообразным образовательным ресурсам единого качества из любой географической точки страны;
  • возможность строить на этой основе индивидуальную программу обучения;
  • любой человек, который хочет получить высшее образование, должен иметь такую возможность. Прием в вузы в системе открытого образования должен проводиться без экзаменов и без требования аттестата об окончании средней школы;
  • максимальная индивидуализация обучения - человек должен обучаться по индивидуальному плану, составленному им самим.

Поэтому необходимо создать во всех вузах материально-технической и интеллектуальной базы "открытого" образования, довести таким образом долю студентов, обучающихся в системе открытого образования до 1/3.

Обеспечение самореализации и профессионального роста для молодежи

Для "ЯБЛОКА" молодежная политика - это обеспечение молодым людям возможности самореализации, профессионального, творческого и карьерного роста. В наступившем веке именно молодёжь сыграет важнейшую роль в решении задачи обновления и модернизации российского общества и экономики, поэтому развитие потенциала молодых людей не может рассматриваться иначе, как инвестирование в будущее страны. Для того чтобы молодёжь смогла завтра взять на себя всю полноту ответственности за страну, необходимо дать сегодня ей возможность получать востребованное рынком труда образование, принимать участие в принятии решений, затрагивающих её жизнь, пользоваться качественными услугами здравоохранения, пользоваться свободой передвижения и возможностью отдыха. Все эти права закреплены в Европейской социальной хартии, к которой должна присоединиться Россия.

Для того, чтобы молодые люди стали активными и полноправными гражданами российского общества, "ЯБЛОКО" предлагает сосредоточить усилия на следующих направлениях:

  • Защита прав и свобод молодых граждан - соблюдение гражданских прав молодежи, предотвращение всех видов дискриминации.
  • Образование - необходимо подготовить молодёжь к активному участию в построении российского общества и государства, дав каждому молодому человеку востребованное на рынке труда образование.
  • Занятость - борьба с исключением молодых людей из общественной жизни, связанным с трудностями выхода на рынок труда, высокой безработицей.
  • Социальная защита - повышение социальной защищённости молодёжи, укрепление молодой семьи, улучшение жилищных условий.
  • Участие в общественной жизни - привлечь молодёжь в выработке решений как в области собственно молодёжной политики, так и в общественной жизни в целом.

Защита прав и свобод российской молодёжи

К сожалению, молодые люди в нашей стране продолжают сталкиваться с различными видами дискриминации - по возрастному, половому, этническому принципам, неоправданными ограничениями, связанными с физическими способностями. Основополагающие права молодых людей на жизнь и здоровье часто нарушаются в Вооруженных силах, принцип комплектования которых в корне противоречит требованиям нового века. Наша задача - обеспечение повсеместного соблюдения гражданских прав молодежи:

1. Обеспечить безусловное соблюдение прав человека в отношении молодежи в соответствии с международными обязательствами России:

  • информировать молодых людей о их гражданских правах и способах их защиты;
  • оказывать поддержку российским общественным организациям, занимающихся защиты прав человека, способствовать появлению соответствующих молодёжных организаций;
  • законодательное приведение объёма прав и свобод российской молодёжи к европейским стандартам.

2. Обеспечить юридическую защиту молодым людям путем создания основ ювенальной юстиции.

3. Защитить права молодых женщин:

  • бороться с "феминизацией" безработицы и бедности: внести поправки в Трудовой кодекс, гарантирующих права молодых женщин на рынке труда;
  • вести борьбу с насилием в отношении женщин в общественной и частной жизни, со всеми формами сексуальных посягательств;
  • оказать помощь молодым матерям: выделить средства на модернизацию роддомов и системы акушерства. Эти услуги должны бесплатно оказываться на всей территории страны - любые ограничения прав на родовспоможение под предлогом отсутствия прописки, медицинского страхования или материальных средств следует признать незаконными;
  • создать учреждения для временного проживания женщин и детей, ставших жертвами насилия.

4. Защитить права молодых людей, проходящих службу в Вооружённых силах России.

Служба в вооружённых силах XXI века - работа для профессионалов. Разрабатывая альтернативный бюджет в 2001 г. мы показали, что деньги на переход к профессиональной армии и ликвидацию призыва у страны есть уже сейчас. Для этого необходимо:

  • В первый год реформы - принять закон о альтернативной службе, которая должна быть неунизительной, проходить по месту жительства, сохранить поддерживать деятельность, предоставить призывнику право проходить службу по контракту в течение трёх лет. Таким образом, призывнику будет предоставлены следующие возможности на выбор - пройти альтернативную службу, трехгодичную службу по контракту, или полтора года службы по призыву.
  • Во второй год реформы - отменить призыв и полностью перейти на контрактный принцип комплектования Вооруженных сил.

Кроме того, "ЯБЛОКО" неизменно выступает за сохранение всех действующих отсрочек для студентов и молодых учёных, сотрудничает с Комитетами солдатских матерей, настаивает на том, что в горячих точках должны служить исключительно профессионалы.

Обеспечение права российской молодёжи на получение качественного и востребованного на рынке труда образования

Только образованная молодежь сможет успешно реализовать себя в XXI веке, поэтому "ЯБЛОКО" борется за сохранение общедоступного бесплатного высшего образования и за развитие среднего профессионального образования. Речь идёт как о сохранении системы государственных учебных заведений (их приватизация недопустима), так и о развитии негосударственного образования. Повышение уровня образованности российской молодёжи должно сопровождаться адаптацией получаемого ею образования к потребностям рынка труда.

1. Повысить доступность среднего и высшего образования, для чего необходимо:

  • модифицировать систему вступительных экзаменов в ВУЗы, заменить выпускные и вступительные экзамены единым государственным экзаменом;
  • дифференцировать обучение - учащиеся должны иметь свободу выбора предметов при соблюдении минимальных федеральных стандартов среднего образования;
  • радикально снизить стоимость проезда к месту учебы для иногородних студентов - учитывая российскую специфику, размер скидки должен возрастать пропорционально расстоянию проезда;
  • способствовать получению молодыми людьми их всех регионов качественного образования путем развития дистанционного и открытого образования, разработать федеральную программу "Открытое образование";
  • повысить стипендии студентам и учащимся техникумов и ПТУ из малообеспеченных семей до величины прожиточного минимума.

2. Повысить качество получаемого молодёжью образования:

  • завершить компьютеризацию вузов страны;
  • содействовать интеграции науки и высшей школы, поощрять развитие университетских лабораторий,
  • выделять государственные стипендии талантливым студентам, ученым, обеспечить бюджетное финансирование аспирантуры в российских вузах;
  • обеспечить государственную поддержку издательской деятельности вузов и колледжей; международных образовательных обменов (студентов, аспирантов, преподавателей);
  • оказать поддержку вузам в приобретении иностранной специализированной литературы и иностранной прессы.

3. Адаптировать образование к потребностям рынка труда:

  • содействовать переквалификации нетрудоустроенной молодёжи, получению новых профессий, пользующихся спросом на рынке труда;
  • изменить пропорцию между общими и специальными предметами в ВУЗах в пользу специальных, вести более жёсткий контроль за прохождением студентами учебной и производственной практики, сделав практику обязательным элементом учебной программы; поощрять предоставление предприятиями и организациями стажировок для молодых специалистов;
  • начать создание учебных научно-производственных объединений;
  • поощрять тесное взаимодействие учебных заведений с потенциальными работодателями.

Защита трудовых прав молодёжи

Переход от образования к активной трудовой деятельности - важный этап в жизни каждого молодого человека. Он связан с целым рядом проблем, решить которые в одиночку многие молодые люди не в состоянии. Даже если молодому человеку и удаётся найти работу после окончания учебного заведения, он не может с уверенностью смотреть в завтрашний день, принимая во внимание отсутствие достаточного трудового стажа. "ЯБЛОКО" считает, что государство может и должно решительно действовать с целью расширения возможностей трудоустройства молодых специалистов, и предлагает следующие меры:

  • информировать молодежь о ситуации на рынке труда; разработать программы содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодёжи на рынке труда;
  • стимулировать приток молодёжи на работу в систему образования, здравоохранения, государственной службы;
  • создать систему молодёжных бирж, которые могли бы оказывать молодым людям помощь в выборе профессии, бесплатно предоставлять консультации психолога, помощь в составлении резюме, проводить тренинги общения с потенциальным работодателем, осуществлять посредничество между работодателем и потенциальным работником;
  • возродить систему летних трудовых подростковых лагерей и студенческих трудовых отрядов, но при справедливой оплате труда, что поможет решить проблемы летней занятости, снизить молодёжную преступность, приобрести трудовые навыки;
  • создать на государственном уровне механизмы и инфраструктуру поддержки молодёжного предпринимательства;
  • создать для молодых людей возможности работы и самореализации в деле освоения Российского Севера и Сибири путем предоставления жилищных кредитов, субсидирования транспортных расходов, повышения тарифных коэффициентов молодым работникам бюджетных учреждений.

Обеспечение социальной защиты и поддержки молодежи и молодой семьи

Уровень социальной защиты российской молодежи неудовлетворителен. Низкая социальная защищённость препятствует самореализации и полноценному участию в жизни общества. Однако уже сегодня государство может многое сделать в этом направлении:

1. Поддержать молодые семьи:

  • ввести льготные гарантированные государством кредиты на покупку жилья для молодых семей с поэтапным списанием части суммы при рождении детей, и списание всей суммы при рождении третьего ребенка (подробнее см. главу "Обеспечение прав граждан на качественное жилье");
  • организовать при социальных службах для молодёжи клубы молодой семьи, центры планирования семьи, консультации по подготовке молодых пар к семейной жизни;
  • повысить налоговые вычеты на детей из базы подоходного налога до величины прожиточного минимума;
  • облегчить процедуру выдачи детских пособий (принцип "одного окна") и повысить их сумму до величины прожиточного минимума ребенка, повысить единовременные пособия по рождению детей в 3-5 раз.

2. Обеспечить молодёжь качественными услугами здравоохранения:

  • восстановить систему профилактических осмотров в образовательных учреждениях и на предприятиях;
  • создать сеть информационных служб по вопросам предупреждения употребления алкоголя и наркотиков, создать сеть реабилитационных центров для больных наркоманией, ориентированных на длительные сроки госпитализации, привлекать к борьбе с наркоманией общественные организации;
  • оказать поддержку, в том числе финансовую, службам психологической помощи молодёжи;
  • оказать помощь родителям, воспитывающим детей с тяжелыми и множественными нарушениями в психическом и физическом развитии, способствовать социальной включенности этой группы молодёжи;
  • перейти от поддержки профессионального спорта, который самофинансироваться, к поддержке массового молодежного спорта и физической культуры; пропагандировать здоровый образ жизни.

Обеспечение активного участия молодёжи в построении российского общества

Молодёжная политика предполагает создание условий для активного участия молодых людей в жизни общества. Для включения российской молодёжи в процесс построения российского общества следует предпринять следующие шаги:

1. Стимулировать участие молодёжи в общественной жизни родного региона, города, села. Многие молодые люди не находят возможности реализовать себя в родном городе и регионе. Для созданием на местном уровне условий жизни, отдыха и работы, поощряющих участие молодёжи в развитии "малой родины" необходимо:

  • уделить особое внимание регионам с высокой долей безработицы среди молодежи при проведении государственной структурной и региональной политики;
  • поощрять развитие молодежных бирж труда и создание молодыми людьми собственного дела - создавать дополнительные рабочие места, оказывать поддержку малым предприятиям, создаваемым молодыми людьми;
  • поощрять межрегиональные контакты и связи, проведение культурных и спортивных мероприятий; создать систему государственного финансирования художественных выставок и экспозиций творчества детей, подростков и молодёжи в регионах, привлекать спонсоров и меценатов к содействию организации молодёжных конкурсов, фестивалей, выставок, экспозиций;
  • развивать инфраструктуру культуры и спорта - возродить подростковые клубы и дома творчества, создать на базе бывших "домов пионеров" "центры труда и досуга", включающие спортивные секции, социальный психологический центр и агентство по трудоустройству;
  • активно вовлекать молодых людей в общественно-политическую жизнь своих регионов путем повсеместного создания молодежных парламентов, советов представителей молодежных общественных организаций при администрациях субъектов Федерации и органах местного самоуправления.

2. Поощрять участие молодёжи в развитии культурного многообразия, рост осознания молодыми людьми ценностей свободы и демократии, воспитание ответственных граждан:

  • сделать частью образовательных программ для молодежи на всех уровнях обучение культуре толерантности;
  • ввести молодёжные скидки на посещение государственных музеев, проезд к местам отдыха и к местам исторического и культурного значения во время каникул, стимулировать введение молодёжных скидок на посещение театров и кинотеатров;
  • решительно бороться с попытками фашиствующих, националистических, сепаратистских организаций вербовать в свои ряды российскую молодёжь;
  • привлекать молодых людей к активному участию в принятии решений, затрагивающих их судьбу - система образования должна ориентировать молодых людей на активное пользование своим активным и пассивным избирательным правом;
  • поощрять деятельность молодёжных общественных организаций, законодательно определив их статус;
  • создать систему муниципального социального заказа, в который на конкурсной основе вовлекать молодежные общественные организации;
  • привлекать представителей молодёжных общественных организаций к участию в работе властных структур, занимающихся проблемами молодёжной политики, вплоть до соответствующих заседаний Правительства.

3. Формировать у российской молодежи чувство сопричастности европейской цивилизации. Открытость страны для сотрудничества с внешним миром, означает необходимость приобретения молодёжью целого ряда ценностей, общих для европейской цивилизации, и навыков, необходимых для взаимодействия с зарубежными партнёрами. Для этого необходимо:

  • развивать сотрудничество с европейскими государствами в области обмена школьниками и студентами, причём обмен должен быть двусторонним;
  • поднять на более высокий уровень преподавание иностранных языков;
  • оказывать поддержку проведению в России международных образовательных, спортивных и культурных мероприятий, а также участию российской молодёжи в подобных мероприятиях за рубежом.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАЗУМ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ, ШИРОКАЯ НАРОДНАЯ ПОДДЕРЖКА - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Реализация положений данной программы - единственный способ решить стоящие перед нашей страной важнейшие проблемы. Для этого необходимы государственный разум и политическая воля, опирающиеся на широкую народную поддержку. При осуществлении программы придется сломить сопротивление коррумпированного чиновничества, способного спустить на тормозах любую инициативу, а также многочисленных групп давления, кровно заинтересованных в сохранении нынешней ситуации.

Только опираясь на широкую народную поддержку, государство будет действовать в общенародных интересах. Это подразумевает самое широкое общественное обсуждение любых реформ и начинаний правительства, и привлечение к разработке той или иной реформы. Это и поощрение любой общественной инициативы, идущей снизу. Это и уважение и подчинение исполнительной власти решениям законодательной и судебной власти.

Российская демократическая партия "ЯБЛОКО" никогда не оставалось и не собирается оставаться в стороне от кропотливой созидательной работы. Наши инициативы - это не набор лозунгов для извлечения сиюминутной политической выгоды. Напряжённая работа членов фракции "ЯБЛОКА" в Государственной Думе уже привела к принятию свыше 70 федеральных законов, представляющих собой реализацию на практике нашей программы. Эти законы приносят стране инвестиции, защищают политические, экономические и социальные права граждан. Весьма эффективны наши действия на региональном и местном уровне, где трудятся полтора десятка мэров и около 400 депутатов от "ЯБЛОКА".

Мы готовы к сотрудничеству с Правительством, и готовы взять на себя ответственность за формирование ключевых блоков в Кабинете, но мы никогда не согласимся прикрывать своим именем коррупцию, пренебрежение к законам и непрофессионализм.

"ЯБЛОКО" - это гражданская партия. Наша социальная опора - нарождающийся средний класс. Выступая с нашими инициативами, мы апеллируем к гражданам России, которые осознают, что, в конечном счете, все зависит от них, от их готовности отстаивать свои интересы. Вместе с вами мы намерены строить лучшее будущее для нашей страны.

 

Предыдущая глава / Приложения

Москва, 2001

Cм. также:

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]