[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Программа Российской Демократической партии "ЯБЛОКО"

6. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Природа - это наше общее достояние, которое сегодня бездумно растрачивается, хищнически используется. Сегодня около 14% территории России, на которых проживает около 1/3 населения страны, - экологически неблагополучные территории. Примерно на 30% высокая смертность в стране объясняется крайне неблагоприятной экологической обстановкой. Поэтому необходима разработка долгосрочной экологической политики.

Создание условий для улучшения экологической обстановки - процесс достаточно долгий и трудоёмкий и требует согласованности и последовательности действий многих государственных структур и политических сил. Однако правительство отказывается от проведения экологической политики: распущены структуры, отвечающие за контроль над состоянием окружающей среды и над деятельностью хозяйствующих субъектов, а их функции переданы Минприроды России - ведомству, являющемся пользователем природных ресурсов.
Сложившаяся ситуация диктует новый порядок приоритетов при проведении экологической политики. Необходимо добиваться:

  • обеспечения экологически безопасных условий для проживания людей;
  • рационального использования и охраны природных ресурсов;
  • обеспечения экологической и радиационной безопасности;
  • экологизации промышленного и территориального развития;
  • повышения экологической культуры общества и формирования экологического правосознания.

Обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей

Работая над улучшением экологической ситуации в стране, "ЯБЛОКО" разработало и провело через Государственную Думу ряд важнейших законов, в том числе закон "О государственной экологической экспертизе". Однако для создания экологически безопасных условий для проживания людей необходимы дополнительные меры:

1. Принять политико-правовые меры по защите окружающей среды:

  • существенно повысить роль и значение государственной экологической экспертизы при утверждении всех программ и проектов, развивать систему государственного мониторинга и состояния окружающей природной среды и её компонентов в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга;
  • усилить контроль над состоянием экологической ситуации в городах и обеспечить соблюдение экологических стандартов (питьевая вода, выбросы предприятий и транспорта и т.д.);
  • обеспечить приоритет вопросов охраны окружающей среды и экологической безопасности России при принятии решений в области внутренней и внешней политики;
  • создать законодательные и организационные условия для ликвидации или компенсации ущерба от экологических правонарушений и иных воздействий на окружающую среду, природные объекты и здоровье людей в натуральной форме;
  • принять конкретные меры по защите и восстановлению пригородных зеленых, лесопарковых и водозащитных зон, нарушенных незаконным строительством;
  • содействовать развитию и внедрению разных форм экологического страхования;
  • регулярно проводить профилактические мероприятия с целью предотвращения техногенных катастроф на экологически опасных объектах;
  • развивать международное сотрудничество и проводить внешнюю политику в области охраны природы с учетом национальных интересов России.
  • не допустить перенос экологически грязных технологий и производств из других стран и использования территории России в качестве свалки опасных отходов (в том числе радиоактивных) из других стран;
  • создать систему лицензирования экологически опасной деятельности; внедрить систему экологической сертификации предприятий, их продукции и отходов;
  • осуществить меры по защите от неблагоприятных экологических воздействий, ведущих к заболеваемости и нетрудоспособности населения, проводить реабилитацию населения, проживающего в зонах экологического бедствия, и переселение людей из санитарно-защитных зон;

2. Уделять первоочередное внимание решению проблем территорий экологического риска:

  • территориям, пострадавшим от чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
  • зонам опасного промышленного загрязнения - Кемеровской, Оренбургской, Томской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Иркутской, Омской, Вологодской областям, Красноярскому краю и др.;
  • территориям варварского разграбления природных ресурсов - Приморскому и Хабаровскому краям, Сахалину, Амурской, Архангельской и Камчатской областям, республикам Карелия, Калмыкия и Коми, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому АО;
  • территориям Черноморского и Каспийского побережий, страдающим от деятельности нефтегазовой промышленности, которая сегодня угрожает подрывом развития санаторно-курортной отрасли и экологического туризма, и серьезным нарушением их экосистем;
  • территориям, на которых осуществляются крупные проекты по добыче природных ресурсов на условиях СРП (Сахалин-1 и Сахалин-2);

3. Усовершенствовать систему льгот, штрафных санкций и методик определения величин компенсаций за нанесенный ущерб. Низкий размер штрафов не может компенсировать тот ущерб, который наносят загрязнители природной окружающей среде и здоровью населения своей деятельностью. Кроме того, штрафы не предотвращают загрязнение. Поэтому необходимо:

  • совершенствовать штрафные санкции и законодательство об административных нарушениях и уголовной ответственности за нарушение природоохранительного и ресурсного законодательства, обеспечить прямую зависимость размеров платы за выбросы и сбросы от объема и опасности выбрасываемых веществ;
  • ужесточить административную и уголовную ответственность за браконьерство;
  • создавать и последовательно применять систему эколого-экономических инструментов, воздействующих на наиболее экологически опасные производства: экологические акцизы на товары повышенного уровня загрязнения, налоги на предприятия добывающего сектора, приводящие в своей деятельности к крупномасштабным изменениям природной среды, платежи за все виды загрязнения окружающей среды (необходимо, чтобы еще при составлении проектов экологически опасных предприятий был заложен налог на финансирование экологической деятельности);
    · принять Закон об оценке воздействия на окружающую среду, включающий оценку экологического ущерба в предпроектную стадию принятия решений;
  • ужесточить санкции за причинение экологического ущерба - порчу и вырубку зеленых насаждений, уничтожение газонов, загрязнение водоемов и почв и т.п.;
  • разработать федеральную программу по экологизации автомобильного транспорта, в которой должны быть предусмотрены: выработка жестких требований к топливу и параметрам двигателя; реконструкция нефтеперерабатывающих заводов с целью улучшения качества бензина; стимулирование перехода на газ и метиловый спирт; установление контроля над качеством реализуемого бензина; введение акцизов на некачественный и этилированный бензин;
  • законодательно повысить ответственность хозяйствующих субъектов за загрязнение окружающей среды и негативные последствия на здоровье населения;
  • совершенствовать механизмы обеспечения и защиты конституционных прав граждан на здоровую окружающую среду - возмещать гражданам вред, причиненный здоровью, а не только имущественный ущерб (в случае неустановления нарушителя - возмещать за счет экологического фонда);
  • обеспечить лицензирование всех экологически опасных видов деятельности.

Рациональное использование и охрана природных ресурсов

Без принятия соответствующих мер даже значительные природные богатства России могут быть исчерпаны в кратчайшие сроки. Именно поэтому "ЯБЛОКО" участвовало в разработке Лесного кодекса, который регулирует правовой режим собственности, хозяйственного использования, воспроизводства и защиты лесов. А в 1999 г. по иску "ЯБЛОКА" Верховный Суд отменил 13 распоряжений правительства, разрешающих вырубку "зеленых зон" вокруг крупных городов.

Для рационального использования природных ресурсов необходимо:

1. Четко определить задачи природоохранной политики, сферу ответственности за загрязнение природы, в том числе:

  • обеспечить эффективное разграничение полномочий и ответственности в области контроля за использованием и состоянием окружающей среды между федеральным Центром, регионами и муниципальными образованиями;
  • усовершенствовать методики определения величины компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, сформировать систему налогообложения, стимулирующую снижение уровня загрязнения;
  • обеспечить финансирование и защиту ненарушенных экосистем, в том числе используемых малочисленными народами для традиционного хозяйствования;
  • создание и активное использование механизмов зачета квот на выбросы парниковых газов для обеспечения инвестиций в экологизацию и модернизацию отечественного производства;
  • выделять и реабилитировать территории с экологически неблагоприятной обстановкой.

2. Проводить охрану водных ресурсов, для чего необходимо:

  • снижение водопотребления промышленными предприятиями за счет максимального использования оборотного и повторно-последовательного водоснабжения;
  • изменение технологии полива в сельском хозяйстве;
  • снижение потерь воды при транспортировке;
  • изменение структуры потребления воды в жилищно-коммунальном хозяйстве: введение прогрессивной шкалы платежей за сверхнормативное потребление воды, повышение качества очистки сточных вод;
  • усиление ответственности за загрязнение (особенно сверхнормативное) поверхностных и подземных вод; повышение качества очистки воды, используемой для питьевого водоснабжения;
  • создание эффективной межведомственной службы береговой охраны.

3. Проводить охрану почвенных ресурсов:

  • распространение техники, сводящую к минимуму вредное воздействие на почву;
  • стимулирование сельскохозяйственных предприятий к предотвращению эрозии и деградации земель;
  • повышение ответственность за экологически опасное использование приватизированных и арендуемых земель;
  • сохранение ландшафтное и биологическое разнообразие основных природных комплексов страны;
  • разработка системы обязательств по рекультивации земель пользователями.

4. Проводить охрану лесных ресурсов:

  • довести плату за пользование лесными ресурсами до уровня, обеспечивающего покрытие государственных расходов на управление, охрану, защиту и воспроизводство лесов;
  • обеспечить жесткий контроль над использованием лесных ресурсов;
  • отказаться от практики сплошных рубок леса, ужесточить санкции за незаконные вырубки и продажи леса;
  • осуществлять лесовосстановительные работы с доведением их до объёма, обеспечивающего сокращение непокрытых лесом земель и улучшение структуры лесного фонда;
  • совершенствовать взаимодействие федеральных, региональных и местных органов власти и лесопользователей по обеспечению рационального и неистощительного использования, возобновления и охраны лесных ресурсов;
  • поддерживать и увеличивать лесозащитные насаждения и лесовостановления,
  • финансировать мероприятия по предупреждению и ликвидации лесных пожаров;
  • уделить особое внимание сохранению и рациональному использованию хвойных лесов, в первую очередь кедровых.

5. Обеспечивать охрану воздуха: необходимо снижение выбросов предприятий энергетики, черной и цветной металлургии, топливной промышленности - прежде всего кислотообразующих соединений, парниковых газов и газов-разрушителей озонового слоя.

6. Сохранять природное наследие и биологическое разнообразие: расширить финансирование системы особо охраняемых природных территорий - заповедников и национальных парков, создать условия для традиционного природопользования и ведения натурального хозяйства коренных народов.

Радиационная безопасность

Принятие Государственной Думой законов, разрешающих ввоз отработанного ядерного топлива грозит превратить нашу страну во всемирную свалку ядерных отходов. "ЯБЛОКО" - единственная из политических партий, выступившая категорически и солидарно против данных законов во всех чтениях. Несмотря на то, что мы оказались в меньшинстве в Думе, в условиях игнорирования депутатами мнения 90% избирателей, мы не прекратим борьбу. "ЯБЛОКО" твердо намерено провести общенациональный референдум для недопущения подобной ситуации.
Для обеспечения радиационной и атомной безопасности необходимы как меры по ликвидации ущерба от уже осуществлённой деятельности, так и меры по предотвращению новых рисков, связанных с началом реализации закона о ввозе в Россию отработанного ядерного топлива. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы деятельность по захоронению и переработке отходов (в том числе радиоактивных) стала специализацией России в международном разделении труда. В том числе необходимо:

  • законодательно закрепить, что валютные средства от экспорта и импорта ядерных материалов расходуются только на решение задач повышения безопасности ядерной энергетики, обращения с радиоактивными отходами и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ядерных и радиационных катастроф;
  • обеспечить создание технологий промышленного снятия с эксплуатации атомных станций, предприятий ядерно-топливного цикла и атомных подводных лодок;
  • прекратить практику заключения с зарубежными фирмами контрактов по обогащению, утилизации и захоронения радиоактивных отходов на территории России, а мощности ядерного комплекса направить для решения внутренних задач - таких, как реабилитация загрязненных территорий;
  • направлять на государственную экологическую экспертизу договоры с иностранными государствами по совместному использованию атомной энергии;
  • способствовать проведению на территории РФ независимой экспертизы местностей, где осуществлялись подземные атомные взрывы в мирных целях;
  • разработать государственную программу использования исследовательских ядерных установок, а также провести оценку состояния их безопасности на соответствие требованиям по безопасности в атомной энергетике.
  • Установить конкретные сроки прекращения эксплуатации, а также выполнить мероприятия по снятию с эксплуатации;
  • создать централизованную федеральную систему управления деятельностью специализированных предприятий по сбору, переработке, транспортировке и захоронению радиоактивных отходов.

Экологизация промышленного и территориального развития

Промышленное производство в нашей стране чрезвычайно энерго- и ресурсоемко. Это введет не только к росту издержек, но и к росту загрязнения окружающей среды. В области использования отходов производства и потребления необходимо разработка и внедрение технологий переработки опасных промышленных и бытовых отходов. Это позволит улучшить состояние окружающей среды, уменьшить негативное влияние на здоровье населения, а также увеличить объем производства за счет повторного использования многих видов отходов.
Для решения этой проблемы необходимо:

1. Снижение энерго- и ресурсоёмкости производства и внедрение экологически чистых технологий:

  • обеспечить поддержку программам энергосбережения в производстве, жилищно-коммунальном и других секторах экономики;
  • оказать поддержку разработкам в области альтернативной энергетики, где необходимо стимулировать научные исследования и прикладные разработки, приносящие быстрый эффект;
  • провести экологическую реформу налогообложения, предполагающую изъятие природно-ресурсной ренты при снижении налогов на доходы и потребление;
  • проводить разумную и постепенную переориентацию хозяйства с потребления невозобновляемых на использование возобновляемых природных ресурсов;
  • создать систему стимулов для развития среднего и малого экобизнеса: гибкие производственные структуры - резерв снижения энергоемкости производства. Малые и средние предприятия легко адаптируются к нововведениям, нацеленным на сокращение материалоемкости, снижение уровня загрязнения и т.д.;
  • создать рынок экологических технологий, оказать государственную поддержку разработкам и внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий;
  • создать условия для реконструкции и повышения технологического уровня экологически грязных производств и основных источников загрязнения атмосферы, воды и почвы.
  • стимулировать широкое использование вторичных ресурсов с целью создания замкнутых циклов использования веществ; развивать производства по переработке отходов хозяйственной деятельности;
  • способствовать развитию новых технологий и оборудования для переработки отходов, а также производства такого оборудования;
  • сформировать государственный реестр объектов размещения отходов;
  • способствовать развитию малых и совместных предприятий по переработке вторичного сырья и производству экологически чистой продукции из него;
  • разработать типовую схему раздельного сбора отходов - пищевые, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и др.;
  • создать условия для переориентации ряда предприятий ВПК на разработку экологически чистых технологий.

2. Внедрение экологической составляющей в планы освоения новых территорий

  • изменить процедуру составления и характер территориальных планов, увязать их с национальным планом действий по охране окружающей среды. Сегодня структура размещения производительных сил на территории страны, противоречит интересам человека и целиком обусловлена потребностями производства. В результате она приводит к деградации окружающей среды.
  • внедрять практику зонирования территорий, опирающуюся на разработанную систему нормативов нагрузки на окружающую среду, - что позволит повысить степень управляемости пространственным развитием.
  • образовывать компактные поселения с развитым самоуправлением и хозяйственными функциями, сообразными природному потенциалу территории;
  • -в городах развивать электротранспорт, в т.ч. новый (троллейбус, метро, мини-метро, монорельс и т.д.), автобусное сообщение переводить на использование менее загрязняющего вида топлива;
  • организовывать общественные работы по восстановлению загрязненных территорий;
  • осуществлять программы экологической реабилитации территорий, на которых закрываются или перепрофилируются предприятия.

Формирование экологического сознания

Параллельно с разработкой федеральной экологической политики целесообразно стимулировать создание и реализацию региональных, местных и иных программ и планов действий по охране окружающей среды.
Важным аспектом деятельности должно стать взаимодействие с экологической общественностью. Экологические организации -ресурс, на который следует опираться для эффективного проведения экологической политики. Их следует привлекать для совместной работы по развитию и совершенствованию экологического законодательства и реализации экологических программ, для обеспечения обратной связи с населением, для трансляции этих идей и обеспечения роста экологического самосознания населения.

Кроме того, экологическое образование населения приобретает всё большее значение в обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития России. Решение экологических проблем должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации мировоззрения населения в отношении к окружающей среде.

Мы считаем, что необходимо:

  • отслеживать соблюдение конституционных экологических прав граждан (в том числе права на сбор и распространение экологической информации, права на компенсацию ущерба, причиненного экологическим правонарушением, и права на участие в принятии решений, влияющих на состояние окружающей среды);
  • развивать практику экологического аудита, открытости и доступности информации, улучшения природоохранных стандартов и т.д.;
  • расширить систему налоговых вычетов при осуществлении финансирования благотворительной деятельности, в том числе экологической;
  • усилить государственную поддержку исследований, обеспечивающих разработку государственной политики в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;
  • содействовать организации системы непрерывного экологического образования в системе средней и высшей школы, профессионального образования, в системах повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • обеспечить повышение экологической составляющей естественного и гуманитарного образования;
  • осуществить мероприятия по повышению экологической грамотности высшего и среднего управленческого звена;
  • развивать международное сотрудничество в области экологического образования и просвещения.

 

Предыдущая глава / Следующая глава

Москва, 2001

Cм. также:

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]