6. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Природа - это наше общее достояние, которое сегодня бездумно
растрачивается, хищнически используется. Сегодня около 14%
территории России, на которых проживает около 1/3 населения
страны, - экологически неблагополучные территории. Примерно
на 30% высокая смертность в стране объясняется крайне неблагоприятной
экологической обстановкой. Поэтому необходима разработка
долгосрочной экологической политики.
Создание условий для улучшения экологической обстановки
- процесс достаточно долгий и трудоёмкий и требует согласованности
и последовательности действий многих государственных структур
и политических сил. Однако правительство отказывается от
проведения экологической политики: распущены структуры,
отвечающие за контроль над состоянием окружающей среды и
над деятельностью хозяйствующих субъектов, а их функции
переданы Минприроды России - ведомству, являющемся пользователем
природных ресурсов.
Сложившаяся ситуация диктует новый порядок приоритетов при
проведении экологической политики. Необходимо добиваться:
- обеспечения экологически безопасных условий для проживания
людей;
- рационального использования и охраны природных ресурсов;
- обеспечения экологической и радиационной безопасности;
- экологизации промышленного и территориального развития;
- повышения экологической культуры общества и формирования
экологического правосознания.
Обеспечение экологически безопасных условий для проживания
людей
Работая над улучшением экологической ситуации в стране,
"ЯБЛОКО" разработало и провело через Государственную
Думу ряд важнейших законов, в том числе закон "О государственной
экологической экспертизе". Однако для создания экологически
безопасных условий для проживания людей необходимы дополнительные
меры:
1. Принять политико-правовые меры по защите окружающей
среды:
- существенно повысить роль и значение государственной
экологической экспертизы при утверждении всех программ
и проектов, развивать систему государственного мониторинга
и состояния окружающей природной среды и её компонентов
в рамках Единой государственной системы экологического
мониторинга;
- усилить контроль над состоянием экологической ситуации
в городах и обеспечить соблюдение экологических стандартов
(питьевая вода, выбросы предприятий и транспорта и т.д.);
- обеспечить приоритет вопросов охраны окружающей среды
и экологической безопасности России при принятии решений
в области внутренней и внешней политики;
- создать законодательные и организационные условия для
ликвидации или компенсации ущерба от экологических правонарушений
и иных воздействий на окружающую среду, природные объекты
и здоровье людей в натуральной форме;
- принять конкретные меры по защите и восстановлению
пригородных зеленых, лесопарковых и водозащитных зон,
нарушенных незаконным строительством;
- содействовать развитию и внедрению разных форм экологического
страхования;
- регулярно проводить профилактические мероприятия с
целью предотвращения техногенных катастроф на экологически
опасных объектах;
- развивать международное сотрудничество и проводить
внешнюю политику в области охраны природы с учетом национальных
интересов России.
- не допустить перенос экологически грязных технологий
и производств из других стран и использования территории
России в качестве свалки опасных отходов (в том числе
радиоактивных) из других стран;
- создать систему лицензирования экологически опасной
деятельности; внедрить систему экологической сертификации
предприятий, их продукции и отходов;
- осуществить меры по защите от неблагоприятных экологических
воздействий, ведущих к заболеваемости и нетрудоспособности
населения, проводить реабилитацию населения, проживающего
в зонах экологического бедствия, и переселение людей из
санитарно-защитных зон;
2. Уделять первоочередное внимание решению проблем территорий
экологического риска:
- территориям, пострадавшим от чернобыльской и других
радиационных аварий и катастроф;
- зонам опасного промышленного загрязнения - Кемеровской,
Оренбургской, Томской, Пермской, Свердловской, Челябинской,
Иркутской, Омской, Вологодской областям, Красноярскому
краю и др.;
- территориям варварского разграбления природных ресурсов
- Приморскому и Хабаровскому краям, Сахалину, Амурской,
Архангельской и Камчатской областям, республикам Карелия,
Калмыкия и Коми, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому АО;
- территориям Черноморского и Каспийского побережий,
страдающим от деятельности нефтегазовой промышленности,
которая сегодня угрожает подрывом развития санаторно-курортной
отрасли и экологического туризма, и серьезным нарушением
их экосистем;
- территориям, на которых осуществляются крупные проекты
по добыче природных ресурсов на условиях СРП (Сахалин-1
и Сахалин-2);
3. Усовершенствовать систему льгот, штрафных санкций и
методик определения величин компенсаций за нанесенный ущерб.
Низкий размер штрафов не может компенсировать тот ущерб,
который наносят загрязнители природной окружающей среде
и здоровью населения своей деятельностью. Кроме того, штрафы
не предотвращают загрязнение. Поэтому необходимо:
- совершенствовать штрафные санкции и законодательство
об административных нарушениях и уголовной ответственности
за нарушение природоохранительного и ресурсного законодательства,
обеспечить прямую зависимость размеров платы за выбросы
и сбросы от объема и опасности выбрасываемых веществ;
- ужесточить административную и уголовную ответственность
за браконьерство;
- создавать и последовательно применять систему эколого-экономических
инструментов, воздействующих на наиболее экологически
опасные производства: экологические акцизы на товары повышенного
уровня загрязнения, налоги на предприятия добывающего
сектора, приводящие в своей деятельности к крупномасштабным
изменениям природной среды, платежи за все виды загрязнения
окружающей среды (необходимо, чтобы еще при составлении
проектов экологически опасных предприятий был заложен
налог на финансирование экологической деятельности);
· принять Закон об оценке воздействия на окружающую среду,
включающий оценку экологического ущерба в предпроектную
стадию принятия решений;
- ужесточить санкции за причинение экологического ущерба
- порчу и вырубку зеленых насаждений, уничтожение газонов,
загрязнение водоемов и почв и т.п.;
- разработать федеральную программу по экологизации автомобильного
транспорта, в которой должны быть предусмотрены: выработка
жестких требований к топливу и параметрам двигателя; реконструкция
нефтеперерабатывающих заводов с целью улучшения качества
бензина; стимулирование перехода на газ и метиловый спирт;
установление контроля над качеством реализуемого бензина;
введение акцизов на некачественный и этилированный бензин;
- законодательно повысить ответственность хозяйствующих
субъектов за загрязнение окружающей среды и негативные
последствия на здоровье населения;
- совершенствовать механизмы обеспечения и защиты конституционных
прав граждан на здоровую окружающую среду - возмещать
гражданам вред, причиненный здоровью, а не только имущественный
ущерб (в случае неустановления нарушителя - возмещать
за счет экологического фонда);
- обеспечить лицензирование всех экологически опасных
видов деятельности.
Рациональное использование и охрана природных ресурсов
Без принятия соответствующих мер даже значительные природные
богатства России могут быть исчерпаны в кратчайшие сроки.
Именно поэтому "ЯБЛОКО" участвовало в разработке
Лесного кодекса, который регулирует правовой режим собственности,
хозяйственного использования, воспроизводства и защиты лесов.
А в 1999 г. по иску "ЯБЛОКА" Верховный Суд отменил
13 распоряжений правительства, разрешающих вырубку "зеленых
зон" вокруг крупных городов.
Для рационального использования природных ресурсов необходимо:
1. Четко определить задачи природоохранной политики, сферу
ответственности за загрязнение природы, в том числе:
- обеспечить эффективное разграничение полномочий и ответственности
в области контроля за использованием и состоянием окружающей
среды между федеральным Центром, регионами и муниципальными
образованиями;
- усовершенствовать методики определения величины компенсаций
за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан
в процессе хозяйственной деятельности, сформировать систему
налогообложения, стимулирующую снижение уровня загрязнения;
- обеспечить финансирование и защиту ненарушенных экосистем,
в том числе используемых малочисленными народами для традиционного
хозяйствования;
- создание и активное использование механизмов зачета
квот на выбросы парниковых газов для обеспечения инвестиций
в экологизацию и модернизацию отечественного производства;
- выделять и реабилитировать территории с экологически
неблагоприятной обстановкой.
2. Проводить охрану водных ресурсов, для чего необходимо:
- снижение водопотребления промышленными предприятиями
за счет максимального использования оборотного и повторно-последовательного
водоснабжения;
- изменение технологии полива в сельском хозяйстве;
- снижение потерь воды при транспортировке;
- изменение структуры потребления воды в жилищно-коммунальном
хозяйстве: введение прогрессивной шкалы платежей за сверхнормативное
потребление воды, повышение качества очистки сточных вод;
- усиление ответственности за загрязнение (особенно сверхнормативное)
поверхностных и подземных вод; повышение качества очистки
воды, используемой для питьевого водоснабжения;
- создание эффективной межведомственной службы береговой
охраны.
3. Проводить охрану почвенных ресурсов:
- распространение техники, сводящую к минимуму вредное
воздействие на почву;
- стимулирование сельскохозяйственных предприятий к предотвращению
эрозии и деградации земель;
- повышение ответственность за экологически опасное использование
приватизированных и арендуемых земель;
- сохранение ландшафтное и биологическое разнообразие
основных природных комплексов страны;
- разработка системы обязательств по рекультивации земель
пользователями.
4. Проводить охрану лесных ресурсов:
- довести плату за пользование лесными ресурсами до уровня,
обеспечивающего покрытие государственных расходов на управление,
охрану, защиту и воспроизводство лесов;
- обеспечить жесткий контроль над использованием лесных
ресурсов;
- отказаться от практики сплошных рубок леса, ужесточить
санкции за незаконные вырубки и продажи леса;
- осуществлять лесовосстановительные работы с доведением
их до объёма, обеспечивающего сокращение непокрытых лесом
земель и улучшение структуры лесного фонда;
- совершенствовать взаимодействие федеральных, региональных
и местных органов власти и лесопользователей по обеспечению
рационального и неистощительного использования, возобновления
и охраны лесных ресурсов;
- поддерживать и увеличивать лесозащитные насаждения
и лесовостановления,
- финансировать мероприятия по предупреждению и ликвидации
лесных пожаров;
- уделить особое внимание сохранению и рациональному
использованию хвойных лесов, в первую очередь кедровых.
5. Обеспечивать охрану воздуха: необходимо снижение выбросов
предприятий энергетики, черной и цветной металлургии, топливной
промышленности - прежде всего кислотообразующих соединений,
парниковых газов и газов-разрушителей озонового слоя.
6. Сохранять природное наследие и биологическое разнообразие:
расширить финансирование системы особо охраняемых природных
территорий - заповедников и национальных парков, создать
условия для традиционного природопользования и ведения натурального
хозяйства коренных народов.
Радиационная безопасность
Принятие Государственной Думой законов, разрешающих ввоз
отработанного ядерного топлива грозит превратить нашу страну
во всемирную свалку ядерных отходов. "ЯБЛОКО"
- единственная из политических партий, выступившая категорически
и солидарно против данных законов во всех чтениях. Несмотря
на то, что мы оказались в меньшинстве в Думе, в условиях
игнорирования депутатами мнения 90% избирателей, мы не прекратим
борьбу. "ЯБЛОКО" твердо намерено провести общенациональный
референдум для недопущения подобной ситуации.
Для обеспечения радиационной и атомной безопасности необходимы
как меры по ликвидации ущерба от уже осуществлённой деятельности,
так и меры по предотвращению новых рисков, связанных с началом
реализации закона о ввозе в Россию отработанного ядерного
топлива. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы деятельность
по захоронению и переработке отходов (в том числе радиоактивных)
стала специализацией России в международном разделении труда.
В том числе необходимо:
- законодательно закрепить, что валютные средства от
экспорта и импорта ядерных материалов расходуются только
на решение задач повышения безопасности ядерной энергетики,
обращения с радиоактивными отходами и оказания помощи
лицам, пострадавшим в результате ядерных и радиационных
катастроф;
- обеспечить создание технологий промышленного снятия
с эксплуатации атомных станций, предприятий ядерно-топливного
цикла и атомных подводных лодок;
- прекратить практику заключения с зарубежными фирмами
контрактов по обогащению, утилизации и захоронения радиоактивных
отходов на территории России, а мощности ядерного комплекса
направить для решения внутренних задач - таких, как реабилитация
загрязненных территорий;
- направлять на государственную экологическую экспертизу
договоры с иностранными государствами по совместному использованию
атомной энергии;
- способствовать проведению на территории РФ независимой
экспертизы местностей, где осуществлялись подземные атомные
взрывы в мирных целях;
- разработать государственную программу использования
исследовательских ядерных установок, а также провести
оценку состояния их безопасности на соответствие требованиям
по безопасности в атомной энергетике.
- Установить конкретные сроки прекращения эксплуатации,
а также выполнить мероприятия по снятию с эксплуатации;
- создать централизованную федеральную систему управления
деятельностью специализированных предприятий по сбору,
переработке, транспортировке и захоронению радиоактивных
отходов.
Экологизация промышленного и территориального развития
Промышленное производство в нашей стране чрезвычайно энерго-
и ресурсоемко. Это введет не только к росту издержек, но
и к росту загрязнения окружающей среды. В области использования
отходов производства и потребления необходимо разработка
и внедрение технологий переработки опасных промышленных
и бытовых отходов. Это позволит улучшить состояние окружающей
среды, уменьшить негативное влияние на здоровье населения,
а также увеличить объем производства за счет повторного
использования многих видов отходов.
Для решения этой проблемы необходимо:
1. Снижение энерго- и ресурсоёмкости производства и внедрение
экологически чистых технологий:
- обеспечить поддержку программам энергосбережения в
производстве, жилищно-коммунальном и других секторах экономики;
- оказать поддержку разработкам в области альтернативной
энергетики, где необходимо стимулировать научные исследования
и прикладные разработки, приносящие быстрый эффект;
- провести экологическую реформу налогообложения, предполагающую
изъятие природно-ресурсной ренты при снижении налогов
на доходы и потребление;
- проводить разумную и постепенную переориентацию хозяйства
с потребления невозобновляемых на использование возобновляемых
природных ресурсов;
- создать систему стимулов для развития среднего и малого
экобизнеса: гибкие производственные структуры - резерв
снижения энергоемкости производства. Малые и средние предприятия
легко адаптируются к нововведениям, нацеленным на сокращение
материалоемкости, снижение уровня загрязнения и т.д.;
- создать рынок экологических технологий, оказать государственную
поддержку разработкам и внедрению ресурсо- и энергосберегающих
технологий;
- создать условия для реконструкции и повышения технологического
уровня экологически грязных производств и основных источников
загрязнения атмосферы, воды и почвы.
- стимулировать широкое использование вторичных ресурсов
с целью создания замкнутых циклов использования веществ;
развивать производства по переработке отходов хозяйственной
деятельности;
- способствовать развитию новых технологий и оборудования
для переработки отходов, а также производства такого оборудования;
- сформировать государственный реестр объектов размещения
отходов;
- способствовать развитию малых и совместных предприятий
по переработке вторичного сырья и производству экологически
чистой продукции из него;
- разработать типовую схему раздельного сбора отходов
- пищевые, цветные и черные металлы, текстиль, бумага
и др.;
- создать условия для переориентации ряда предприятий
ВПК на разработку экологически чистых технологий.
2. Внедрение экологической составляющей в планы освоения
новых территорий
- изменить процедуру составления и характер территориальных
планов, увязать их с национальным планом действий по охране
окружающей среды. Сегодня структура размещения производительных
сил на территории страны, противоречит интересам человека
и целиком обусловлена потребностями производства. В результате
она приводит к деградации окружающей среды.
- внедрять практику зонирования территорий, опирающуюся
на разработанную систему нормативов нагрузки на окружающую
среду, - что позволит повысить степень управляемости пространственным
развитием.
- образовывать компактные поселения с развитым самоуправлением
и хозяйственными функциями, сообразными природному потенциалу
территории;
- -в городах развивать электротранспорт, в т.ч. новый
(троллейбус, метро, мини-метро, монорельс и т.д.), автобусное
сообщение переводить на использование менее загрязняющего
вида топлива;
- организовывать общественные работы по восстановлению
загрязненных территорий;
- осуществлять программы экологической реабилитации территорий,
на которых закрываются или перепрофилируются предприятия.
Формирование экологического сознания
Параллельно с разработкой федеральной экологической политики
целесообразно стимулировать создание и реализацию региональных,
местных и иных программ и планов действий по охране окружающей
среды.
Важным аспектом деятельности должно стать взаимодействие
с экологической общественностью. Экологические организации
-ресурс, на который следует опираться для эффективного проведения
экологической политики. Их следует привлекать для совместной
работы по развитию и совершенствованию экологического законодательства
и реализации экологических программ, для обеспечения обратной
связи с населением, для трансляции этих идей и обеспечения
роста экологического самосознания населения.
Кроме того, экологическое образование населения приобретает
всё большее значение в обеспечении экологической безопасности
и устойчивого развития России. Решение экологических проблем
должно осуществляться не только техническими средствами,
но и путем переориентации мировоззрения населения в отношении
к окружающей среде.
Мы считаем, что необходимо:
- отслеживать соблюдение конституционных экологических
прав граждан (в том числе права на сбор и распространение
экологической информации, права на компенсацию ущерба,
причиненного экологическим правонарушением, и права на
участие в принятии решений, влияющих на состояние окружающей
среды);
- развивать практику экологического аудита, открытости
и доступности информации, улучшения природоохранных стандартов
и т.д.;
- расширить систему налоговых вычетов при осуществлении
финансирования благотворительной деятельности, в том числе
экологической;
- усилить государственную поддержку исследований, обеспечивающих
разработку государственной политики в области охраны окружающей
природной среды и обеспечения экологической безопасности;
- содействовать организации системы непрерывного экологического
образования в системе средней и высшей школы, профессионального
образования, в системах повышения квалификации и переподготовки
кадров;
- обеспечить повышение экологической составляющей естественного
и гуманитарного образования;
- осуществить мероприятия по повышению экологической
грамотности высшего и среднего управленческого звена;
- развивать международное сотрудничество в области экологического
образования и просвещения.
Предыдущая глава
/ Следующая глава
|