[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Программа Российской Демократической партии "ЯБЛОКО"

5. СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

Сегодня Российская Федерация оказалась в новой международной обстановке. С одной стороны, она определяется ускорением процессов глобализации, взаимодействия и взаимозависимости между государствами, усилением роли нетрадиционных субъектов международных отношений (неправительственных организаций, корпораций и даже отдельных людей). С другой стороны, - большую роль стали играть новые параметры безопасности, которые связаны с экономическим и финансовым положением стран, научно-технической революцией, развитием информационных и коммуникационных систем, трансграничной преступностью, международным терроризмом, торговлей наркотиками и оружием, незаконной миграцией.

Для того чтобы противостоять новым вызовам, нужны профессиональные спецслужбы, вооружённая по последнему слову техники профессиональная армия, выделение нескольких ключевых направлений внешней политики, концентрация усилий на которых даст ощутимый результат. Но нельзя забывать и о традиционных составляющих баланса сил и военно-политических отношений между центрами силы - России и в будущем необходимо поддерживать достаточный потенциал ядерного сдерживания.

Стратегия в области обеспечения национальной безопасности нашей страны, которую предлагает "ЯБЛОКО", основана на принципиальном отказе от крайних установок на:

  • с одной стороны, мобилизацию внутренних ресурсов для возвращения утраченного статуса сверхдержавы;
  • с другой стороны, пассивную внешнюю политику, надежду на участие третьих стран в обеспечении нашей безопасности.

Принципиальная позиция "ЯБЛОКА" состоит в том, что прочные позиции нашей страны в мире ХХI века могут быть обеспечены исключительно построением сильной конкурентоспособной экономики при поддержании достаточной для сдерживания любого агрессора военной мощи, сильных спецслужб под гражданским контролем и проведении разумной внешней политики, основанной на отсутствии жестких союзов с кем бы то ни было, и сохранении и упрочении влияния на постсоветском пространстве.

Создание профессиональной, боеспособной армии

Создание современной, хорошо вооружённой и материально обеспеченной, профессиональной армии - одно из важнейших направлений государственной политики: от этого зависит национальная безопасность. В ближайшие годы это не только вопрос обеспечения защиты России от внешней опасности, но и путь предотвращения угрозы социально-политической стабильности и безопасности общества.

Стратегическая цель военной реформы - поддержание достаточной оборонной мощи в условиях новых вызовов безопасности. Достаточность оборонной мощи определяется способностью ВС России обеспечить надёжный ядерно-космический щит для одновременного сдерживания масштабной агрессии и гашения не менее трёх локальных приграничных конфликтов, достаточность сил ПВО, ВВС и ВМФ для нанесения неприемлемого ущерба врагу в случае агрессии, гашение локальных конфликтов и эффективное участие в миротворческих операциях. Для реализации этих целей России нужна качественно новая армия.

Профессионализация армии и решение социальных проблем военнослужащих - первоочередная задача. Если мы не решим её сегодня, то завтра из армии уйдут лучшие кадры и она окажется обескровленной. Поэтому еще в 1999 г. при активном участии нашей фракции было законодательно повышено денежное довольствие военным в 1,6 раза, в 2001 г. - выделено дополнительно 1,5 млрд. руб. на жилье для офицеров, а на 2002 г. по предложению "Яблока" 16,5 млрд. руб. предусмотрено на военную реформу.

Для создания современной профессиональной боеспособной "ЯБЛОКО" предлагает решить следующие задачи:

1. Перейти к новому типу комплектования вооружённых сил на профессиональной основе:

  • Принять на базе разработанного "ЯБЛОКОМ" в 1993 г. закон "Об альтернативной гражданской службе", гарантированной Конституцией РФ, обеспечивающий призывникам, отказывающимся от несения военной службы, прохождение неунизительной альтернативной службы в регионе проживания. При этом альтернативная служба не должна превращаться в повинность, исполнение которой было бы намного тяжелее воинской службы.
  • Предусмотреть в следующем бюджете средства на поэтапный перевод Вооруженных Сил, а затем и других войск (внутренних, пограничных, железнодорожных, войск Минюста, ФАПСИ и пр.) на контрактную основу, с тем, чтобы в период 2000-2004 гг. полностью отменить призыв в мирное время. Одновременно повысить суммарное денежное содержание всех военнослужащих примерно на 100%, помимо компенсации за отменяемые льготы (ныне планируется повышение денежного довольствия, фактически сводящееся на нет отменой льгот). То и другое обойдется в сумме примерно в 14 млрд. руб. дополнительных ежегодных ассигнований (с учетом экономии благодаря сокращению личного состава). Это позволит набирать контрактников на конкурсной основе из хорошего контингента и при этом сохранить существующие пропорции в денежном довольствии рядовых, офицеров и генералов.

2. Повысить денежное содержание и пенсии военнослужащих. Профессионализация армии начинается с сохранения в армии и улучшения положения действующих профессионалов. Для этого необходимо:

  • Доведение оплаты труда военнослужащих до уровня федеральных государственных служащих (принять подготовленные при участии "ЯБЛОКА" изменения в закон "О статусе военнослужащих"). В перспективе, с 2004 г., с учетом особых, связанных с риском для жизни и здоровья условий военной службы, материальное обеспечение военнослужащих должно быть повышено по сравнению с обеспечением гражданских служащих с сохранением существующих льгот.
  • Безусловное обеспечение жильём военнослужащих в рамках программы жилищных сертификатов, а также посредством механизма прямого перечисления на персональные счета военнослужащих в Сбербанке соответствующих сумм.
  • Принятие разработанного "ЯБЛОКОМ" законопроекта "О статусе участников боевых действий", позволяющий четко определить получение дополнительных льгот и выплат военнослужащим, участвующим в боевых действиях, в том числе в операции в Чечне. Сейчас статус участника боевых действий определяется в нескольких законах, противоречащих друг другу, а механизм дополнительных выплат - в указах Президента и постановлениях Правительства. Принятие данного закона приведет к тому, что государственная власть, начиная боевые действия, будет учитывать, что ей придется выполнять материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий.
  • обеспечение детям военнослужащих права на льготный прием в вузы, а членам семей военнослужащих - на льготы по медицинским услугам.
  • обеспечение членам семей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга, получение пособия, эквивалентного денежному его содержанию.

3. Усовершенствование технического оснащения вооружённых сил, для чего необходимо:

  • сократить численность личного состава Вооруженных Сил к 2004 г. дополнительно к намеченному Правительством (на 300 тыс.чел. к 2003 г., то есть до 1 млн.чел.) еще на 200 тыс.чел. - до общего уровня примерно в 800 тыс.чел. Это сокращение потребует суммарно около 13 млрд.руб. на обеспечение увольняемых военнослужащих жильем, денежным пособием и другими выплатами - сверх того, что запланировано Правительством по статье "Военная реформа" (16,5 млрд.руб. на 2002 г.).
  • направлять в полном объеме средства, поступающие от подготовки военных кадров для иностранных государств, на материально-техническое обеспечение военнослужащих;
  • изменить пропорции военного бюджета между содержанием и оснащением вооруженных сил с 80:20 на 50:50.
  • максимально продлить срок службы имеющихся в боевом составе вооружений и военной техники за счет адекватного ремонта и техобслуживания.
  • поддержать передовые военные производства, технологии и научные центры.
  • ввести особый порядок финансирования российского "ядерного щита". Отказаться от радикального пересмотра (как это предусматривает правительственный план военной реформы) соотношения ассигнований между стратегическими ядерными силами (СЯС) и силами общего назначения в пользу последних (это создает реальную опасность разрушения единственно надежной оборонительной системы страны -СЯС). Приоритетом должно стать оснащение вооружённых сил межконтинентальными баллистическими ракетами наземного стационарного (шахтного) и грунтово-мобильного базирования, которые могут оснащаться как моноблочной головной частью, так и разделяющейся (РГЧ ИН).
  • в целях экономии средств следует сосредоточить их на производстве и совершенствовании системы МБР "Тополь-М", с тем чтобы к 2010 г. иметь в боевом составе не менее 500 таких ракет при оптимальном сочетании их шахтного и грунтово-мобильного базирования. Разработку новой унифицированной ракетной системы для РВСН и ВМФ замедлить и перевести в разряд перспективных НИР (для возможного развертывания после 2015 г.).
  • прекратить разработку и строительство нового класса стратегических подводных ракетоносцев. Вместо этого максимально продлить срок службы самых новых существующих ракетных подводных лодок и произвести для них боекомплект новых баллистических ракет. Вывести тяжелые бомбардировщики из состава СЯС и переориентировать их на региональные боевые задачи, в том числе с использованием высокоточного оружия. После 2015 г. СЯС будут опираться только на одну составляющую - МБР наземного стационарного и мобильного базирования.
  • в свете перспектив распространения ракетно-ядерного оружия и угрозы международного терроризма с ОМУ, мы считаем достаточным в обозримой перспективе уровень СЯС примерно в 1000 боеголовок в рамках соглашения с США и, возможно, другими ядерными державами. Ядерные триады или диады - это реликт холодной войны, от которого надо смело отказаться. В случае новых непредвиденных угроз или развала договорно-правовой системы ограничения наступательных и оборонительных стратегических вооружений - российские СЯС в составе 500 МБР "Тополь-М" смогут при максимальной загрузке иметь более 2500 боеголовок или многообразные комплекты средств преодоления ПРО. К тому же можно будет быстро расширить производство и развертывание самих ракет.
  • резко увеличить финансирование новых программ нестратегической ПРО и ПВО для защиты страны от ракет и авиационных носителей оружия массового уничтожения со стороны третьих и пороговых ядерных держав, террористов и покрывающих их режимов.
  • переключить ВВС и ВМФ на региональные задачи, включая операции в локальных конфликтах и спецоперации против террористов.

4. Усовершенствование структуры управления вооруженными силами и установление действенного гражданского контроля над армией, для чего необходимо:

  • принять разработанный "ЯБЛОКОМ" закон "О гражданском контроле над деятельностью военных организаций", в т.ч. законодательно закрепить наличие гражданского министра обороны.
  • чётко разграничить функции Министерства обороны и Генерального штаба. Генштаб должен быть законодательно избавлен от функций оперативного управления войсками и быть исключительно "мозгом" армии, прогнозируя военные угрозы и потребности страны, определяя стратегические концепции и оперативные планы, принципы боевой подготовки и оснащения войск вооружениями и военной техникой.
  • создать единое командование Стратегических сил сдерживания, подчинив ему оперативное управление всеми компонентами нынешней триады, включив в него все средства системы предупреждения о ракетном нападении, Военно-космические силы, Ракетно-космическую оборону.
  • создать реальные рычаги общественного контроля над армией и оборонными вопросами, придать расходам на оборону максимальную открытость, в том числе принять поправки "ЯБЛОКА" к законам о "Государственной тайне" и "О бюджетной классификации".
  • создать механизм независимого парламентского контроля за исполнением бюджета и привлечения к ответственности должностных лиц за ложную информацию и нарушение принятого закона о бюджете.
  • установить порядок проверки Счётной палатой финансовой деятельности Министерства обороны.
  • принять разработанный "ЯБЛОКОМ" закон "О преемственности Верховного командования Вооруженных сил РФ" для недопущения кризиса командования в случае чрезвычайной ситуации.

Развитие военно-промышленного потенциала

ВПК занимает важное место в экономике России. В отраслях ВПК сосредоточена существенная часть научно-технического потенциала страны. Рост в оборонном секторе приведет к росту смежных отраслях. Мы считаем, что России нужен интегрированный в рыночную экономику и диверсифицированный военно-промышленный комплекс, восприимчивый к высоким технологиям, стимулирующий развитие отечественного научно-технического потенциала, способный существовать в системе развитых кооперационных связей, в том числе со странами ближнего и дальнего зарубежья, способный удовлетворить потребности оборонной безопасности России и быть источником валютных поступлений от экспорта вооружений.

К сожалению, ВПК России унаследовал от ВПК СССР множество проблем: олигополистический характер внутреннего рынка, разомкнутость технологических связей, избыточность производственных мощностей, дублирование однотипных исследований, разработок и производств, монополию заказчика при ограничении выхода предприятий на внешний рынок; градообразующий характер предприятий.

Начиная с 1989 г. военно-промышленный комплекс подвергается постоянному сокращению и реорганизации. Конверсия, представлявшая собой простое сокращение объемов военного производства, не могла дать положительных результатов. Однако на нее были потрачены огромные средства, которых сегодня так не хватает для реализации целенаправленной структурной перестройки и селективной поддержки наиболее эффективных проектов. В результате, идёт деградация кадрового, производственного и технологического потенциала, обусловленная резким снижением объемов Государственного оборонного заказа (ГОЗ), уменьшением доли основных средств в активах предприятий и увеличение их износа, задолженностью государства за поставляемую продукцию отраслей ВПК, опережающим ростом затрат по сравнению с ценами на конечную продукцию. Повышение объемов ГОЗ в 1999-2000 гг. привели к некоторому оживлению ВПК, однако за сокращением ГОЗ в 2001 г. последовало сокращение и объемов производства. Это свидетельствует о том, что ВПК в нашей стране не может существовать без государственной поддержки.

Мы считаем, что в основе политики в отношении ВПК должны лежать следующие принципы, обусловленные тенденциями развития ВПК в современном мире:

  • "интеллектуализация" вооружений, повышение технологической сложности их производства, выпуск оружия по новейшим технологиям и ускорение НИОКР в соответствующих областях;
  • интеграция - создание крупных интегрированных корпораций, финансирующих весь цикл разработки - переход от ведомственной ориентации НИИ и ОКБ к интеграции их в систему крупных корпораций ВПК. Во всем мире идет рост монополизации, процессы слияний и поглощений компаний, занимающихся производством вооружений;
  • диверсификация производств для избежания привязки к военному сектору на основе универсально применяемых технологий вместо конверсии;
  • развитие сети "фирм-сателлитов" - мелких и средних компаний, способствующих переливу технологий и конверсионной продукции в гражданский сектор;
  • развитие конкуренции между предприятиями ВПК за получение Федерального оборонного контракта в рамках Федеральной контрактной системы;
  • экспортоориентированность - конкурентоспособные предприятия ВПК должны ориентироваться на экспорт.

Основными направлениями экономической политики для ВПК должны быть:

  • Стабилизация финансового состояния предприятий ВПК
  • Форсирование экспорта обычных вооружений
  • Структурные изменения в ВПК
  • Конверсия
  • Формирование государственного заказа на продукцию ВПК

1. Завоевание достойного места на мировом рынке обычных вооружений. Экспортная ориентация решает проблему формирования платежеспособного спроса на продукцию ВПК и проблему финансирования перспективных разработок. Главной задачей ориентированной на экспорт стратегии развития ВПК является расширение доли российской продукции на мировых рынках обычных вооружений. Основные меры поддержки экспорта:

  • Государственное кредитование экспортных поставок и страхование кредитов.
  • Упрощение взаимных поставок комплектующих и компонент в рамках системы кооперирования, особенно среди предприятий стран СНГ.
  • Освобождение от уплаты таможенной пошлины на оборудование и другую продукцию, не производимые отечественной промышленностью и ввозимые для технического переоснащения организаций, выполняющих оборонный заказ
  • Развитие военно-технического сотрудничества, повышение кооперации с зарубежными фирмами, осуществление сотрудничества на основе разработки и производства совместного продукта, а не продажи технологий или технических решений. Включение отечественных предприятий в мировую субконтрактную систему.
  • Защита интеллектуальной собственности. Поощрение патентования разработок в России, а не за рубежом; противодействие неэквивалентному вывозу результатов отечественных НИОКР. Создание нормативно-правовой базы, касающаяся экспортно-импортных лицензионных соглашений военного профиля.

2. Стабилизация финансового состояния предприятий ВПК. Стабилизацию финансового состояния предприятий ВПК невозможно обеспечить с помощью макроэкономической политики - необходима работа с каждым конкретным предприятием. Для этого необходимо:

  • провести полную инвентаризацию всех накопившихся по вине государства долгов, в том числе по зарплате, пеням и штрафам всех составляющих;
  • по результатам инвентаризации составить графики погашения уточнённой задолженности по заработной плате, провести взаимозачёт по коммунальным платежам, провести реструктуризацию задолженностей;
  • ввести государственные гарантии по вкладам в инвестиционные проекты;
  • предоставить предприятиям ВПК право на ускоренную амортизацию основных фондов;
  • ввести особый порядок работы с предприятиями промышленности, имеющими задолженность за выполненный оборонный заказ (с приложением всего перечня предприятий), до проведения полных расчетов Государства с предприятиями.
  • запретить отключение энергетического и газового снабжения, прекращение подачи воды, тепла и отключения телефонов; прекращение и запрещение описи имущества и других принудительных мер, чтобы добиться выплаты несуществующих долгов;
  • ввести постоянный мониторинг предприятий ВПК.

3. Структурные и организационные изменения в ВПК. Реструктуризация оборонной промышленности России весьма выгодна экономически. Она обеспечивает: высвобождение производственных мощностей и реализацию их ликвидной части, сокращение управленческих и накладных расходов, увеличение темпов обновления и улучшение использования оборонно-производственных фондов. Мы считаем, что основными направлениями реструктуризации ВПК должны быть:

  • Концентрация научного и промышленного капитала и высококвалифицированных кадров в рамках мощных вертикально и горизонтально интегрированных концернов, образующих ядро ВПК. Создание крупных интегрированных структур позволит исключить дублирование НИОКР и серийного производства, отфильтровать неэффективные и неперспективные производства и научные разработки; проводить унификацию и стандартизацию во всех областях; сосредоточить ресурсы на создании новых прорывных технологий и продукции; для чего следует создать законодательную базу.
  • Приоритет горизонтальной интеграции (которая осуществляется на основе единых базовых технологий) перед вертикальной (разработчик-производитель-поставщики комплектации); так как при подобной интеграции решаются задачи повышения управляемости сквозным технологическим процессом. Создание же вертикально-интегрированных концернов ведет к монополизации.
  • Прекращение создания государственных унитарных предприятий и их преобразование в АО со 100-процентным пакетом акций в федеральной собственности. Ограниченный состав федеральных казенных предприятий может быть ориентирован на выполнение государственных заказов, главным образом, в области экологически вредных производств (производств с особыми требованиями к безопасности). Предприятия, не имеющие оборонного заказа, должны приватизироваться.
  • Поддержать те отрасли, которые конкурентоспособны на мировом рынке, - авиастроение, космическую и атомную промышленность, частично судостроение, радиопромышленность.

4. Инновационная политика и двойные технологии. Инновационная политика в сфере ВПК должна быть направлена на расширение сферы использования технологий двойного назначения. Для этого Министерство обороны должно сформировать перечни критических технологий. В первую очередь, это технологии, отражающие современные тенденции ведения войны, технологии, ориентированные на получение фундаментальных и прикладных научных результатов, технологии, направленные на создание образцов и элементов конкретного оружия. Должен быть создан особый механизм поиска и финансирования новинок и исследований, потенциально пригодных для оборонных целей - аналог Управления перспективных исследований Министерства обороны (ДАРПА) США.

Фундаментальные военные НИОКР - создание высокоточного оружия с упором на микроэлектронике; форсирование исследований и разработок оружия на основе новых физических принципов (пучковое, сверхчастотное, инфразвуковое, электромагнитное, лазерное оружие); создание глобальной системы ПРО с элементами космического базирования. Это - не фундаментальные научные исследования, и не представляется возможным отдать их на откуп гражданским структурам. В условиях же сокращения госзаказа и выживания производств конкурентоспособных систем, поддержку этой части ВПК необходимо взять на себя государству.

Серийное производство ВВТ - предусмотреть возможность гибкого наращивания или сокращения его масштабов и состава за счет использования технологий двойного применения, позволяющих осуществлять быструю конверсию и реконверсию предприятий.

Принять федеральный закон о порядке передачи технологий, содержащий положения, упрощающие взаимодействие в процессе организации и выполнения НИОКР, финансируемых и осуществляемых федеральными органами и исследовательскими центрами (в том числе и преимущественно ведущими работы оборонной направленности) и частным бизнесом.

Способствовать формированию новой категории специалистов-менеджеров по анализу рынков высокотехнологичной продукции и услуг, разработка методического аппарата экономической и коммерческой оценки технологий двойного назначения и НИОКР по их созданию.

5. Конверсия должна предусматривать административное вмешательство в организационно-технические основы функционирования фирм. Для развития конкурентоспособных предприятий мы считаем крайне важным участие местных органов власти в конверсии - в идентификации и государственной поддержке так называемых "точек роста" в ходе реализации конкретных инвестиционных проектов. Мы считаем, что успешная конверсия предполагает:

  • участие местных органов в планировании выпуска продукции, перепрофилировании мощностей, создании программ участия работников в маркетинге и проектировании новой продукции; оценке влияния сокращения военных расходов на экономику района;
  • формирование спроса (через госзаказ) на конверсионную продукцию;
  • поддержка правительством конверсируемых предприятий в течение длительного времени (льготные кредиты; дотации; льготы по налогообложению; гарантии частных кредитов) необходима для сохранения промышленно-технологической базы территории, квалифицированных рабочих мест;
  • создание специальных фондов для компенсационных выплат лицам, пострадавшим от проведения конверсии;
  • создание в рамках администрации Президента совета для координации местных и федеральных усилий по конверсии;
  • закупка недостающих лицензий ведущих фирм США, Великобритании, Франции, ФРГ и Японии (в связи с заметным отставанием отечественных разрабатывающих предприятий в этой области) для развёртывания производства
  • в ходе конверсии на базе крупных неэффективно работавших предприятий с замкнутым циклом производства следует создавать относительно малочисленные сборочные предприятия-производители конечной продукции, работающие по контрактам с потребителями, и узкоспециализированные предприятия-производители комплектующих изделий и полуфабрикатов, работающие по субконтрактам с изготовителями конечной продукции.
  • объектами государственной поддержки должны стать так называемые "стратегические бизнес-единицы" (СБЕ) - рисковые малые и средние подразделения, выделяющиеся из крупных фирм для реализации инноваций, в том числе в порядке диверсификации основного производства крупного предприятия, которое часто оставалось и главным заказчиком, и потребителем его продукции.

Такая конверсия оставляет фирмам свободу технологического планирования и инвестиционного планирования; обеспечивает поддержание занятости и загрузки производственного потенциала некоторых важнейших очагов экономики регионов, т.е. самих оборонных компаний и их поставщиков, что сохраняет действие мультипликатора государственных расходов.

6. Военно-техническая политика. Военно-техническая политика должна, во первых, обеспечить достаточную насыщенность войск готовыми к бою и законсервированными ВВТ в совокупности с созданием мобилизационного потенциала для резкого наращивания производства. Во-вторых, создать фундаментальный научно-технический задел, обеспечивающий развитие оборонной промышленности на перспективу. В-третьих, не допустить серьезного отставания в военной области от наиболее развитых государств.

ориентация заказываемых вооружений на поддержание высокой боеготовности стратегических сил сдерживания; на создание мобильных сил и оснащение их современными боевыми и транспортными средствами; на обеспечение России и ее союзников эффективной системой предупреждения о ракетном нападении;

создание наиболее важных базовых технологий, в первую очередь, обеспечивающих конкурентоспособность наших вооружений; концентрация средств на развитии этих технологий.

использование модернизации и продления сроков эксплуатации ВВТ, уже находящихся на вооружении.

7. Реформирование государственного заказа на продукцию ВПК. Система государственного заказа должна быть реорганизована и впоследствии трансформироваться в Федеральную контрактную систему, что подразумевает:

  • интегрирование цикла "исследования - разработки - производство", введение порядка сквозного учёта Госзаказа;
  • трансформация в систему "федерального контракта", в котором были бы предусмотрены права и обязанности государственного заказчика и подрядчика; надзор за исполнением положений и ответственность за их нарушение;
  • регламентация поставок финальных и комплектующих изделий; порядок заключения и выполнения субконтрактов.
  • Контракт должен распределяться на конкурсной основе; служить гарантией приемки продукции и оплаты произведенных работ.

Гражданский контроль над спецслужбами

Важнейшим элементом обеспечения национальной безопасности является эффективная деятельность спецслужб под жёстким общественным контролем.

"ЯБЛОКО" считает, что в нашей стране необходимо покончить с практикой нарушения спецслужбами прав человека во имя самостоятельно интерпретируемых ими "государственных" интересов, а также с практикой обслуживания спецслужбами интересов правящих элит. Спецслужбы должны избавиться от репутации "карающего меча" в руках государства, разящего без разбора правых и виноватых. Мы категорически против воссоздания КГБ или иного ему подобного "монстра".

Создание сильных спецслужб для нас - это адаптация к новым вызовам безопасности и к высоким требованиям защиты прав гражданина. В демократическом обществе спецслужбы призваны исполнять важную функцию: противодействовать любым угрозам демократическому устройству общества, демократическому строю государства, национальной безопасности - борьба со шпионажем, терроризмом и подрывной деятельностью, с деятельностью агентов иностранных держав. Количество таких угроз в современном мире возрастает.

Однако, занимаясь построением сильных спецслужб, наше государство должно разрешить проблему, с которыми сталкиваются все демократические общества: практически неизбежно возникает противоречие между правом общества на защиту своей безопасности и демократического строя и правами личности (охрана частной жизни, свобода слова, право обратиться в суд для защиты своих попранных прав). В обществе должен существовать консенсус по поводу того, что деятельность спецслужб может ограничивать права человека исключительно тогда, когда существует угроза высшим интересам государства и общества. Но и в этом случае абсолютно недопустимы такие нарушения прав человека, как нанесение физического ущерба, пытки и т.д. Методы деятельности российских спецслужб не должны противоречить Европейской конвенции по правам человека, к которой присоединилась Россия.

Гражданский контроль, тем не менее, не должен мешать исполнять возложенные на спецслужбы задачи. Закон в равной степени должен предусматривать как возможность отказа в предоставлении информации, разглашение которой нанесёт ущерб интересам национальной безопасности, информации о конкретных методах добывания данных, информации о сотрудниках спецслужб, так и особый механизм предоставления доступа к этой информации.
Таким образом, "ЯБЛОКО" предлагает следующие меры:

1. Создание системы гражданского контроля над спецслужбами. Спецслужбы должны действовать исключительно в интересах общества, а не в ведомственных или "государственных" интересах. Внутриведомственный контроль не обеспечивает гласности и не предоставляет пострадавшим возможности защиты своих прав. Конечно, нереально требовать от спецслужб, чтобы их деятельность была полностью прозрачной, но они должны нести ответственность за соответствие своих действий относящемуся к ним законодательству. Поэтому необходимо поставить их под жёсткий гражданский контроль, осуществляемый исполнительной, законодательной и судебной властями:

  • Контроль исполнительной власти - Президент и Совет Безопасности должны утверждать все важнейшие секретные операции, проводимые спецслужбами и следить за их реализацией. Все спецслужбы России должны подчиняться главе правительства, который имеет доступ к любой необходимой информации, а также получает ежегодные отчёты о результатах деятельности спецслужб. Премьер-министр ежегодно представляет парламенту доклад о деятельности спецслужб внутри страны.
  • Контроль законодательной власти - парламент должен разработать чёткие законодательные рамки деятельности спецслужб, установив, какие виды их деятельности, ущемляющие права человека, допустимы и при каких условиях, а также разработать гарантии против злоупотреблений. Бюджет спецслужб должен утверждаться лишь вместе с отчётом о расходовании средств за предыдущий год. Счётная палата должна иметь право контролировать финансовую деятельность спецслужб. Должна быть создана особая парламентская Комиссия по разведке и безопасности в ограниченном составе (5-9) человек. Закон должен предусмотреть обязанность глав спецслужб предоставлять Комиссии всю необходимую информацию для подготовки ежегодного доклада парламенту.
  • Контроль судебной власти - в виде полномочий на выдачу ордеров на проведение специализированных действий в отношении граждан. Особый судебный орган по делам спецслужб должен заниматься расследованиями жалоб граждан и обращений Уполномоченного по правам человека на действия спецслужб и выяснять, не вышли ли действия спецслужб за пределы полномочий, установленных законом. Граждане должны обладать возможностью обжаловать в суде (а не в вышестоящих инстанциях того же ФСБ, как сейчас) неправомерные, по их мнению, действия спецслужб в их отношении, в связи с чем суды должны получать всю необходимую информацию от спецслужб в ходе проведения разбирательства.
  • Уполномоченный по правам человека должен иметь доступ к информации спецслужб при проведении расследований нарушений прав человека.
  • Каждый гражданин должен иметь предусмотренную законом возможность доступа к собранной внутренними спецслужбами информации за исключением той, раскрытие которой запрещено законом, как наносящее ущерб интересам национальной безопасности.

2. Оптимизация системы организации спецслужб, для чего необходимо:

Сократить число спецслужб и увеличить их финансирование за счёт высвободившихся средств. В России существует неоправданно сложная и раздутая система спецслужб (11 по сравнению с 3-мя в Великобритании). Такая система представляется, во-первых, слишком дорогостоящей для федерального бюджета. Во-вторых, каждая из многочисленных спецслужб стремится расширить область ответственности, чтобы оправдать своё существование. Это ведёт к конкуренции между спецслужбами и дублированию их функций. Кроме того, чем больше спецслужб, тем труднее и дороже контролировать их деятельность.

  • Преобразовать полувоенную организацию спецслужб в гражданскую.
  • Избегать расширительного толкования понятия "защита национальной безопасности", понимая под этим противодействие явным и прямым угрозам демократическому строю и гражданскому обществу.
  • Законодательно определить исчерпывающий список задач, решаемых каждой из спецслужб, не допустить произвольного расширения предоставленного им мандата (границы которого сегодня начинают простираться от борьбы с политическим экстремизмом до борьбы за собираемость налогов и предотвращения "утечек" неудобной правительству информации).

1. Четкое определение полномочий спецслужб, для чего:

  • Изъять из сферы ведения спецслужб полномочий, несовместимых с демократическим устройством общества и международными обязательствами России в области прав человека. Методы деятельности спецслужб должны ограничиваться сбором и обработкой информации. Они не должны заниматься поддержанием общественного порядка, проведением следственных действий в отношении граждан; не должны иметь права на арест и содержание под стражей граждан (не должно существовать никаких отдельных следственных изоляторов ФСБ). Такие полномочия чреваты злоупотреблениями.
  • Принять специальный федеральный закон, регулирующий практику прослушивания телефонных разговоров, а также визуального и аудиослежения за деятельностью граждан. В законе необходимо установить:
  • обязательность предварительного судебного ордера на проведение подобных действий в отношении граждан;
  • требование к спецслужбам предоставлять убедительные доказательства в пользу того, что подобные действия отвечают требованиям национальной безопасности, а полученная таким образом информация никак не может быть получена иным способом;
  • обязанность спецслужб информировать лицо, чьи телефонные разговоры стали объектом прослушивания, о факте прослушивания после его завершения;
  • ограниченность действия во времени (не более трёх месяцев) разрешения на проведение прослушивания и слежения за гражданами.

Учитывая требования оперативности в работе, в распоряжении спецслужб постоянно должен находиться особый судья для выдачи ордеров на прослушивание и иные действия подобного рода.

Укрепление позиций России в мире

Внешняя политика - важный инструмент государственной политики. Стратегическая цель внешней политики - создание наиболее благоприятных условий для проведения внутренних реформ и устойчивого повышения уровня жизни наших граждан при утверждении достойного места России в мире. Внешняя политика России должна быть:

  • ориентированной на сотрудничество со всеми миролюбивыми государствами, приверженными соблюдению норм международного права и уважающими права собственных граждан;
  • предсказуемой;
  • основанной на прагматичном учёте современных реалий;
  • иметь высшей долгосрочной целью защиту интересов и прав человека и прав гражданина РФ.

Мы поддерживаем тезис о необходимости интеграции России в мировую экономику, а также считаем, что главная угроза России проистекает от неразрешённых внутренних проблем.
Для укрепления позиций России в мире необходимо решение следующих задач:

  • Реформа внешнеполитического механизма;
  • пересмотр внешнеполитических приоритетов.

Реформа внешнеполитического механизма

В принятых базовых документах (Концепции внешней политики РФ", "Концепции национальной безопасности РФ", "Военной доктрины РФ", "Доктрины информационной безопасности РФ") оценки потенциала России недостаточно реалистичны, практически обходится проблема выборов, которые стоят перед российской внешней политикой. А действия во внешнеполитической сфере часто расходятся с провозглашаемыми целями. Отсюда и ошибки, и нереализованные возможности. Поэтому мы предлагаем:

1. Принять закон о координирующей роли МИДа, где чётко определялся бы круг органов (профильный комитет Государственной думы, Совет Безопасности и т.д.), ответственных за выработку и проведение внешней политики, сфера их ответственности, механизм координации их деятельности. Принять закон о статусе и полномочиях Совета Безопасности, в котором определить уровень его участия в проведении внешней политики.

2. Принять дальнейшие меры по обеспечению прозрачности внешней политики. При активном участии "ЯБЛОКА" уже был принят закон, позволяющий парламенту активно влиять на порядок ратификации международных договоров. Кроме того, необходимо представление в Комитет ГД по международным делам всех текстов межправительственных соглашений, его предварительное ознакомление с содержанием важных внешнеполитических инициатив страны, особенно сопряжённых с дополнительными расходами. Более тесное взаимодействие Комитета с МИДом позволит избежать нежелательных "экспромтов", затягивания с ратификацией важных документов (СНВ-2), присоединения страны к договорам, ущемляющим её национальные интересы (Стамбульские соглашения).

3. Принимать на себя только такие международные обязательства, которые соответствуют нашим внутренним ресурсам.

  • Уточнение внешнеполитических приоритетов

Для обеспечения более эффективной внешней политики список внешнеполитических приоритетов должен быть сокращён, отразив следующие направления:

Европейский Союз - наш важнейший экономический партнёр. Мы приветствуем расширение Европейского Союза и ставим целью возвращение России в "Большую Европу". Россия может и должна участвовать в процессах европейской интеграции. В рамках Европейского объединения бесконфликтным и взаимовыгодным будет интеграция России с Украиной и Белоруссией. Для этого "ЯБЛОКО" предлагает:

  • предпринять усилия по гармонизации с ЕС своих стандартов и законодательства, что позволит решить многие проблемы, в том числе проблему развития Калининградской области в перспективе расширения ЕС;
  • выдвигать инициативы и активно участвовать в построении новой системы Европейской безопасности, включающей предложенное "ЯБЛОКОМ" создание российско-европейской нестратегической системы ПРО;
  • наращивать экономическое сотрудничество с ЕС, постепенно выводя его за рамки поставок в ЕС сырья и энергоносителей;
  • отстаивать в объединённой Европе интересы российских производителей.

Такой путь потребует от России преодоления больших экономических и политических проблем, но ведь то же самое, в любом случае, предполагает правильное новое направление собственно российских реформ.

НАТО - прекращение холодной войны не повлекло за собой пересмотр НАТО своей роли. Операция против Югославии показала, что НАТО может не считаться с основополагающими принципами международного права, игнорировать сотрудничество с Россией в рамках созданных институтов и даже положения собственного устава.
Отношения с НАТО не должны сводиться исключительно к противодействию расширению блока на Восток. Ведь европейская безопасность, основанная на НАТО, не может быть эффективной без полного и равноправного участия крупнейшей европейской державы - Российской Федерации:

  • Необходимо построить полномасштабное партнёрство в сфере обеспечения безопасности Европейского континента, партнерство, участниками которого будут все европейские страны. В рамках такого партнёрства должны быть выработаны методы урегулирования конфликтов и, вероятно, созданы коллективные силы быстрого реагирования.
  • Россия должна проводить в отношении ведущих стран НАТО стратегию "вовлечения", используя механизмы в рамках Основополагающего Акта и создавая новые. Необходимо добиваться превращения Совместного постоянного совета в механизм принятия решений по урегулированию конфликтов и миротворческим операциям, в которых Россия будет иметь такие же права, как все страны НАТО. Крайне важно сотрудничество в борьбе с международным терроризмом;
  • Необходимо преодолеть негативные стереотипы восприятия друг друга, создать атмосферу доверия. Важными шагами в этом направлении могло бы стать значительно более глубокое сокращение обычных вооружённых сил в Европе, отказ от размещения тактического ядерного оружия в Центральной и Восточной Европе.
    Стратегическое сотрудничество с НАТО возможно на равноправной основе и при признании права России преследовать свои важнейшие геополитические интересы. Мы поддерживаем усилия Президента России по налаживанию такого сотрудничества.

США - важнейший партнёр в поддержании стратегической стабильности. Исходя из этого, нам следует:

  • договориться с США о дополнительных сокращениях наступательных вооружений в свете их выхода из Договора по ПРО.
  • сконцентрировать наши усилия на обсуждении вопросов, представляющих взаимный интерес: противодействие терроризму, борьба с распространением ядерных и ракетных технологий, космическое сотрудничество, борьба со СПИДом и торговлей наркотиками.

Китай - важнейший партнёр России на Дальнем Востоке, хорошие отношения с которым жизненно важны для России. Сотрудничество России с КНР имеет такие перспективы, которых у нашей страны нет на многих других направлениях внешней политики. В отношениях с крупнейшим южным соседом "ЯБЛОКО" исходит из того, что стратегический интерес для нашей страны - сохранение стабильности в Китае, и продолжение его устойчивого развития. Кроме того, необходимо:

  • отказаться от поставок самого современного оружия в КНР при форсированном развитии поставок обычных вооружений на этот перспективный рынок;
  • совместное решение проблемы нелегальной иммиграции на российский Дальний Восток - здесь необходимо не столько усиление пограничного контроля, сколько создание стимулов для закрепления там российского населения;

Отношения с Китаем должны строиться на прочном экономическом фундаменте и не зависеть от отношений каждого из партнёров с третьими странами.

Российско-европейская система противоракетной обороны

Военная сила продолжает играть важную роль в мире, при этом состояние ВС России таково, что важную роль в обеспечении нашей безопасности играет ядерное оружие. Сохранение Договора по ПРО являлось залогом сохранения всей системы договоров по ограничению и сокращению стратегических ядерных сил и гарантией против эскалации гонки ядерных вооружений в странах, граничащих с Россией.

Ещё в конце 1998 года "ЯБЛОКО" предложило свой вариант действий по укреплению стратегической стабильности в новых условиях. Суть предложений "ЯБЛОКА" заключается в создании совместной российско-европейской нестратегической ПРО, исходя из следующего:

  • как и США, и Россия, и Европа имеют право на создание системы нестратегической противоракетной обороны, защищающей от непредсказуемых полутеррористических режимов. Россия и Европа заинтересованы в создании совместной нестратегической ПРО, так как технически сложно обеспечить полноценную защиту России и Европы по отдельности;
  • продукция российского ВПК становится базой для российско-европейской ПРО. Наши комплексы С-300 "Фаворит", С-300В "Антей 2500", "Top", "Бук-M1" - соответствуют и даже превосходят мировые аналоги по тактико-техническим характеристикам и стоимости;
  • объединение систем исключает дублирование, Россия и НАТО получают уверенность, что создаваемые системы ПРО не противопоставят их друг другу;
  • США и Россия должны сократить количество ядерных боеголовок до 1,5 тыс. единиц.

Безопасность российских границ и борьба с терроризмом

Теракты в США в сентябре 2001 г. заставляют по-новому подойти к проблеме международной безопасности. Для нас очевидно, что национальная безопасность России в современном мире не может быть обеспечена в отрыве от решения проблем международной безопасности.

Необходимо помнить, что если в ходе войн прошлого обе стороны использовали друг против друга одинаковые методы и средства борьбы, то сегодня акцент на гуманитарном ответе терроризму - это единственный путь к эффективной борьбе с ним без уступок в области базовых ценностей и прав человека. У террористов нет никаких ограничений кроме технических, мы же ограничены в своих действиях нашими принципами, ценностями, взглядами - всем тем, что мы включаем в понятие прав человека. Необходимо понимать, что главная причина терроризма - не столько прогрессирующая бедность в некоторых регионах планеты, сколько потеря многими людьми нравственных ориентиров, связанная с их исключением из процессов развития современной цивилизации.

Мы выступаем за усиление координации и сотрудничества России с другими странами в борьбе с международным терроризмом. Для успешного ведения этой борьбы необходимо создать широкую международную коалицию, включающую в себя все страны, страдающие от терроризма, но также те, которые в той или иной мере используются террористами для своих целей.

Допуская использование в борьбе с терроризмом силовые действия, мы в то же время мы считаем, что корни этого явления могут быть устранены, в том числе политическим путем. Военного решения проблемы терроризма не существует. Политические усилия, направленные на сокращение массовой поддержки террористов должны быть приоритетными по отношению к военным действиям. Этот принцип мы считаем равно приложимым к Чеченской ситуации в той же мере, как и к терактам в США.

Авторитет России в современном мире достаточно высок для того, чтобы выступать с инициативами по изменению подходов международного сообщества к решению наиболее болезненных проблем современности, являющихся основными первопричинами международного терроризма. В целях искоренения очагов международного терроризма, усилия России должны быть сосредоточены на следующих направлениях:

1. Создание и реализация Всемирной программы базового начального бесплатного обучения для детей всего мира. В мире достаточно денег для этого. А образование - это сложный, но наиболее эффективный и короткий путь к предотвращению терроризма. Международное сообщество и международные организации должны немедленно действовать, вместо того, чтобы пускаться в контрпродуктивные рассуждения о том, что в мире есть бедные и богатые страны и это многое оправдывает.

2. Создание постоянных программ продовольственной помощи бедным странам, вместо гуманитарной помощи, оказываемой лишь в чрезвычайных ситуациях, которая приходит только после того, как война уже началась.

3. Разработка и реализация культурно-просветительских программ, направленных на предотвращение "конфликта цивилизаций".

4. Усиление роли ООН, других международных организаций в разрешении межэтнических, межнациональных и межрелигиозных конфликтов в любой точке планеты.

5. Ограничение возможностей отдельных государств вмешиваться в такие конфликты, либо содействовать той или иной стороне вразрез с позициями мирового сообщества.

6. Создание международных арбитражных органов, уполномоченных мировым сообществом на урегулирование подобных конфликтов.

7. Увеличение объема и улучшение качества программ развития наиболее отсталых стран "третьего мира".

Для обеспечения безопасности России необходимы следующие меры:

1. Создание специальных профессиональных антитеррористических подразделений и частей быстрого реагирования для действий в ситуациях, близких к сегодняшним в Чечне и Дагестане. Задействование для борьбы с бандитизмом контрактников и добровольцев (включая мобилизацию резервистов из числа местного населения), прекращение использования для этого неопытных призывников.

2. Увеличение численности погранвойск как минимум до 200 тыс. человек, их оснащение по последнему слову техники, а также обустройство их инфраструктуры, жилого фонда и соцкультбыта.

3. Обустройство границ России на Кавказе и в Средней Азии. Важнейшим условием эффективности действий спецслужб и других силовых структур является наличие надежного пограничного контроля по всему периметру российских границ. Отдельные элементы пограничного контроля должны присутствовать на границах России со странами СНГ, такими как Украина, Белоруссия Казахстан. Без этого невозможно в полной мере пресечь потоки контрабанды, наркотиков, оружия и других "товаров", наносящих ущерб безопасности граждан и государства.

4. Разработка комплексной политики социально-экономической поддержки республик Северного Кавказа, направленной на создание рабочих мест, борьбу с безработицей и нищетой.

"ЯБЛОКО" считает, что урегулирование конфликта в Чечне возможно только политическим путем на основе Конституции РФ и российских законов. Необходимо вести переговоры со всеми, за исключением преступников и террористов, то есть с наиболее авторитетными чеченскими лидерами, в том числе законно избранными представителями народа. Одновременно необходимы усилия по усилению безопасности российских военнослужащих и гражданского населения (при полном материальном обеспечении военных действий), укрепление границ с жесткой блокадой по внутренним и внешним границам Чечни, использование спецподразделений для уничтожения бандитов и террористов.

Для придания антитеррористической операции законного статуса необходимо объявление чрезвычайного положения в Чечне и прилегающих районах. Для получения поддержки гражданского населения Чечни - строжайшее наказание военнослужащих, замешанных в военных преступлениях. Для недопущения нецелевого использования средств - проведение восстановительных работ исключительно по мере стабилизации обстановки. Наконец, необходима внешнеполитическая и финансовая изоляция вооруженных террористов, пресечение источников финансирования, вооружений и пополнения живой силой бандформирований, действующих на территории Чечни, блокирование обслуживающих их транспортных потоков.

Стремясь к ослаблению напряжённости на Ближнем Востоке, являющемся крупнейшим источником не только региональной, но и глобальной дестабилизации, России следует выступать за:

  • демилитаризацию региона
  • утверждение принципа нерушимости границ и разрешение территориальных споров на основе международного права
  • международный контроль над ядерными программами всех государств региона.

Как международное сообщество в целом, так и отдельные государства должны исходить из того, что ни ислам как религия, ни сотни миллионов мусульман, населяющих нашу планету, не имеют ничего общего с действиями экстремистов и террористов, руководствующихся в своей деятельности извращенными толкованиями ислама.

Стратегия интеграции на постсоветском пространстве

Нашей стратегической целью является формирование на постсоветском пространстве интегрированного межгосударственного союза, близкого по своим основным характеристикам Европейскому сообществу. Ключевым звеном этого процесса должна стать экономическая интеграция на взаимовыгодной основе. Необходимо вернуться к идеям договора об Экономическом союзе, разработанного под руководством Г. Явлинского, подписанного главами республик, но впоследствии ими проигнорированного.

После распада СССР прошло более десяти лет. К сожалению, СНГ не смогло стать механизмом реальной интеграции, а стало скорее структурой по обеспечению "бракоразводного процесса". Из подписанных соглашений выполняется не более 1%. Таким образом, нет необходимости создавать новые структуры и подписывать новые соглашения -необходимо наполнить реальным содержанием уже существующие. Россия должна строить эту политику максимально прагматично, для чего:

1. развивать разноскоростную интеграцию - отношения разного уровня интенсивности с Белоруссией в рамках государственного союза, странами Таможенного союза (ЕВРАЗЭС), и остальными странами СНГ;

2. пересмотреть ущемляющие национальные интересы России двойное гражданство, безвизовый режим, безвозмездную экономическую помощь, поставки энергоресурсов в долг, или по ценам ниже мировых, национальный режим трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ для стран, не предоставляющих для России адекватной компенсации, или проводящих недружественную России политику;

3. проводить защиту русского языка и культуры, не допускать ущемления прав русскоязычных граждан.

В рамках СНГ сегодня наиболее перспективным является военное сотрудничество - укрепление Договора о коллективной безопасности 1992 года. Для наполнения положений Договора конкретными мерами "ЯБЛОКО" предлагает:

  • Создать боеспособные коллективные силы и силы быстрого развёртывания для борьбы с международным терроризмом.
  • Разработать единую методику их обучения, порядок организационно-штабного взаимодействия, порядок совместных действий.
  • Создать совместные воинские формирования на Восточноевропейском (с Белоруссией) и Кавказском (с Арменией) направлениях.

Экономическое сотрудничество является наиболее перспективным в рамках ЕВРАЗЭС. Чтобы подписанные документы не постигла судьба Договора об экономическом союзе 1991 года, необходимо предпринять решительные меры по созданию единой таможенной системы без двойного налогообложения, одновременно разработав механизм таможенного контроля за товарами третьих стран, идущих через территорию государств - членов ЕВРАЗЭС; обеспечению свободного перемещения товаров, сотрудничеству в области образования, науки и культуры:

  • создать Единый Таможенный Тариф государств-членов ЕВРАЗЭС, обеспечить проведение единой внешнеэкономической политики Сообщества, объединить представительство государств-членов Сообщества в МВФ, Мировом Банке, ЕБРР;
  • начать формирование платежного союза "пятерки";
  • создать фонды финансирования целевых программ стран Сообщества;
  • заключить соглашение об общей антимонопольной политике в Сообществе;
  • начать формирование единого рынка труда государств ЕВРАЗЭС, обеспечить единое трудовое законодательство, гармонизацию социальной защиты и страхования и т.д.;
  • заключить соглашения о взаимных обязательствах в области пенсионного обеспечения и социального страхования;
  • обеспечить свободное движение капиталов и ценных бумаг на территории ЕВРАЗЭС.
  • начать формирование платежного и банковского союза;
  • начать формирование наднациональных исполнительных органов СНГ, определить порядок формирования бюджета СНГ.

При успешном функционировании Союза мы считаем важным присоединение к нему и других государств СНГ.
Союз России и Белоруссии мог бы стать моделью успешного восстановления разрушенных связей. В случае успешной реализации модель Союза могла бы быть распространена на другие страны СНГ. Однако этого не произошло из-за того, что восстановление экономических связей было принесено в жертву политическому популизму. Строительство Союза должно начинаться с восстановления экономических связей. "ЯБЛОКО" еще в 1997 г. предложило проект "Договора об экономическом союзе" между нашими странами.

Проект Договора предполагает создание:

  • экономических механизмов реальной интеграции: заключение банковского и платёжного союза, создание таможенного союза и согласование ставок таможенных пошлин, ввозных и вывозных.
  • действительно единого рынка рабочей силы для того, чтобы любой гражданин России и Белоруссии мог работать соответственно и в России, и в Белоруссии легально: устраиваться на работу официально, получать зарплату, платить налоги.
  • зоны свободного предпринимательства, то есть создание единого рынка капитала, чтобы предприниматели могли вкладывать свои деньги беспрепятственно, и их не называли при этом иностранцами.
  • стандартов прав и свобод, которыми в равной степени должны пользоваться граждане обоих государств.
    "ЯБЛОКО" считает, что нынешнее руководство России, к сожалению, не осознаёт или не хочет осознавать срочность и важность работы по созданию союзного государства с Белоруссией.

Развитие отношений с крупнейшей после России страной СНГ - Украиной, с гражданами которой миллионы россиян объединяют родственные узы, чрезвычайно важно для России. Придать импульс нашим отношениям поможет интенсификация экономических связей на всех уровнях, особенно с предприятиями Восточной Украины, поддержка существующих, восстановление и развитие новых совместных производств.

Нам представляется важным решение проблемы украинской задолженности за поставки энергоносителей, причём это решение не должно приниматься в ходе закулисных торгов и не должно увязываться с поддержкой правящего режима. Таким решением могла бы стать передача в собственность или в долгосрочную аренду российским компаниям части украинской собственности. Недопустимо также нарушение соглашений о транспортировке энергоносителей по украинской территории.

Важным элементом нашей политики должна стать защита русского языка и русскоязычной культуры.

 

Предыдущая глава / Следующая глава

Москва, 2001

Cм. также:

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]