[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
[Персоналии] [Пресс-релизы]
Отчет фракции “ЯБЛОКО”
(о работе в Государственной Думе за февраль-июнь 2000 г.)
Москва, 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ I. ПОЛИТИКА

  • Введение
  • Парламентский кризис
  • Стиль новой власти: вербовка и/или активные мероприятия
  • Формирование правительства
  • Вокруг ПАСЕ
  • Создание демократической коалиции в Думе
  • Укрепление вертикали власти
  • Налоговые инициативы правительства

    ЧАСТЬ II. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  • Государственно-правовые вопросы и конституционные права граждан (февраль, 2000 г.)
  • Оборона и безопасность
  • Экономическое законодательство
  • Социальная политика (январь-июнь 2000 года)

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Часть I. Политика

    Введение

    Численность фракции “ЯБЛОКО” в Государственной Думе третьего созыва составляет меньше пяти процентов депутатского корпуса. В таких условиях главной задачей фракции становится противодействие усиливающимся тенденциям полицейского государства, а в конечном счете - советскому способу мысли и действия как в Кремле, так и в стране в целом. Этот способ подразумевает использование примитивных силовых методов для решения всех проблем любой ценой. Цель в этом случае всегда оправдывает средства.

    В то же время ясно, что политическая и экономическая система, сложившаяся в последние десять лет, действительно порочна и требует серьезного реформирования. Поэтому фракция поддерживала инициативы, направленные на демонтаж криминально-олигархической системы организации власти и вывод экономики из тени. При этом велась работа по совершенствованию представленных законопроектов с учетом программы “ЯБЛОКА” и принципов, которые объединение отстаивало на протяжении всей своей истории.

    Таким образом, сущность деятельности фракции “ЯБЛОКО” в Государственной Думе третьего созыва можно сформулировать как реализацию идеи того, что репрессивное государство не является единственной, а тем более разумной альтернативой трансформации сформировавшейся в последние годы системе организации отношений власти и общества.

    Парламентский кризис

    18 февраля 2000 г. в первый же день заседания Государственной Думы третьего созыва, начался “думский кризис”. Фракция “Единство” при поддержке администрации и.о. президента, выбрала себе в союзники коммунистов, вместо того, чтобы пусть и непросто, но надежно, строить союз с демократическими силами в Думе.

    По согласованию с администрацией думское большинство, представленное фракциями КПРФ и “Единство”, а также примкнувшей к ним ЛДПР1, решили выбрать спикера палаты открытым голосованием (что обеспечивало избрание на этот пост члена фракции КПРФ Г. Селезнева, ставшего символом контроля коммунистов над нижней палатой парламента прошлого созыва) и разделить между собой ключевые должности, нарушив принцип пропорционального представительства. Это привело к тому, что Думу возглавил ряд одиозных личностей - вице-спикером стал В. Жириновский, комитет по международным делам возглавил известный своими националистическими взглядами Д. Рогозин, т.д.

    Фракция “ЯБЛОКО” отказалась принимать участие в безальтернативном голосовании, а также занимать номенклатурные должности и призвала всех противников сговора "не участвовать в действиях агрессивно-послушного большинства". Вслед за Г. Явлинским аналогичное заявление сделали лидер “Союза правых сил” Сергей Кириенко и лидер группы "Регионы России" Олег Морозов2. Фракции “ЯБЛОКО”, СПС, ОВР и большая часть "Регионов России" покинули зал заседаний до разрешения конфликта.

    Для того чтобы бойкот пленарных заседаний не помешал исполнению депутатских обязанностей - работе над законопроектами, был создан Координационный Совет. КС сформировал рабочие группы по выработке пакета первоочередных законопроектов и, не дожидаясь разрешения кризиса и не прерывая бойкота пленарных заседаний, продолжило работу в комитетах.

    Фракции ОВР и СПС добивались пересмотра пакета, “ЯБЛОКО” делало акцент на всенародной огласке сговора “медведей” и коммунистов; тогда же Г. Явлинский призвал участников координационного совета трех фракций сохранить его для совместной законотворческой деятельности. Частично цели оппозиции были достигнуты: факт сговора Кремля с КПРФ получил широчайшую огласку, идея постоянно работающего КС по законодательной работе “ЯБЛОКА” и СПС была реализована в мае с.г. Частично были удовлетворены и требования ОВР и СПС в отношении перераспределения думских должностей.

    Кризис завершился возвращением трех фракций в зал заседаний 28 февраля. Но сближение позиций КПРФ и “Единства” было очевидно.

    1 С подачи Г. Явлинского группа получила название "КОЖИЕД" (Коммунисты - Жириновский - Единство) (здесь и далее - прим.составителей)

    2 Ранее в знак протеста против недемократической формы голосования по кандидатуре председателя палаты свои кандидатуры на этот пост сняли Евгений Примаков (ОВР), Сергей Степашин ("Яблоко") и представители СПС.


    КПРФ И “ЕДИНСТВО” - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СОЮЗ В ОБЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (16 марта 2000 года)
    15 марта фракции КПРФ, “Единство” и депутатская группа “Народный депутат” проголосовали за внесение дополнений в законы “О валютном регулировании и валютном контроле” и “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. Эти законы носят явно коррупционный характер и являются шагом на пути к монополии государства на внешнеторговую деятельность под видом борьбы с утечкой капитала.

    Закон о регулировании внешнеторговой деятельности вводит разрешительный характер на осуществление внешнеторговых операций. Это означает, что по каждому из полумиллиона контрактов, заключаемых ежемесячно, необходимо будет получать разрешение чиновников.

    Фракция “ЯБЛОКО” считает, что данный закон способствует росту коррупции и будет голосовать против его принятия во втором и третьем чтениях.

    Принятые ранее дополнения к закону о валютном регулировании и валютном контроле предусматривают переход от последующего контроля операций к предшествующему. В условиях утечки капитала из России данная мера в принципе возможна, но все параметры этой процедуры должны быть установлены законом.

    Фракция “ЯБЛОКО” подготовила ко второму чтению ряд поправок к этому закону, предусматривающих:

    1. Резкое сокращение сроков приостановки валютных платежей (с 35 дней до 48 часов).

    2. Четкое перечисление в законе всех оснований, согласно которым валютные операции признаются подлежащими обязательному контролю.

    3. Введение ответственности чиновников за необоснованное приостановление валютных платежей.

    Заключая стратегический союз в области законодательства и принимая подобные законы, правительство и коммунисты в очередной раз делают все для создания в России коррупционной экономики.


    По итогам парламентского кризиса, заместитель председателя Комитета по законодательству Елена Мизулина (“ЯБЛОКО”) совместно с представителями фракций “ОВР” и “СПС” внесла на рассмотрение Думы проект нового Регламента нижней палаты3.


    3 "ЯБЛОКО" ПРЕДЛАГАЕТ ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА ДУМЫ, УЧИТЫВАЮЩИЙ ПРАВА МЕНЬШИНСТВА

    ПРЕСС-РЕЛИЗ Фракция "Яблоко" предлагает проект Регламента Государственной Думы, учитывающий права меньшинства, а также повышающий ответственность депутатов как в моменты голосования, так и при создании депутатских групп или присоединении к уже существующим. Так прокомментировала проект его разработчик заместитель руководителя комитета по законодательству депутат фракции "ЯБЛОКО" Елена Мизулина.

    Проект, в частности, предусматривает создание 7 базовых базовых думских комитетов: по законодательству, по бюджету, обороне и безопасности, международным делам, социальной политике, регламенту и организационной работе Думы, а также две постоянные комиссии - мандатную и казначейскую (последняя займется бюджетом Думы и в конце каждой сессии будет представлять отчет о раходовании средств).

    Проект вносит поправки в вопросы голосования. Так, председатель Думы должен избираться тайно, в три тура, двумя третями голосов депутатов. По другим вопросам предусмотрены голосования двумя третями голосов, а по ряду вопросов - новая для Думы РФ норма: решение принимается, если не возражает одна треть депутатов Думы. По мнению Е. Мизулиной, ныне действующий регламент не учитывает партийного многообразия и прав депутатов, которые прошли в Думу самостоятельно, и все решения принимались большинством голосов.

    Должности заместителя председателя Думы предоставляются только фракции, а депутатские группы получают один на всех пост вице-спикера. Новый регламент предусматривает норму объединения депутатов в группу - 5% от общего числа депутатов, т.е. 23 депутата.

    Регламент упорядочивает законодательный процесс: таблицы и поправки принимаются постатейно, а не все сразу (так, первая часть Налогового Кодекса - 2000 статей - была принята во 2-м чтении за 40 минут).

    Новый регламент, по словам Е. Мизулиной, позволит построить законодательную работу учитывая в первую очередь интересы избирателей, а не узко политические соображения, а также приходить к согласию между фракциями и депутатскими группами при принятии важных государственных решений.

    Законопроект находится в работе.


    Стиль новой власти: вербовка и/или активные мероприятия

    С самого начала работы Думы фракция “ЯБЛОКО” противостояла инициативам “в советском стиле”, исходящим из Кремля и Белого дома.


    “ЯБЛОКО” КРИТИКУЕТ И.О. ПРЕЗИДЕНТА ЗА ВВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛАХ

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (27 февраля 2000 года)
    Депутаты “ЯБЛОКА” предложили и.о. президента отложить введение в действия постановления о введении обязательной военной подготовки в школах до разрешения его законодательных проблем. Об этом говорится в запросе, направленном депутатами фракции “ЯБЛОКО” и.о. президента.

    Постановление Правительства “О подготовке граждан РФ к военной службе” о фактическом возвращении обязательной начальной военной подготовки в школу было подписано и.о. президента 31 декабря 1999 г.

    Авторы запроса отмечают, что введение обязательной подготовки граждан к военной службе в общеобразовательных учреждениях противоречит действующему Федеральному закону “Об образовании”, в котором говорится, что это возможно только на факультативной добровольной основе.

    Кроме того, депутаты “ЯБЛОКА” обращают внимание на проблемы практической реализацией постановления, в частности, отсутствие финансового, кадрового, материально-технического и обеспечения введения военной подготовки в детских учебных учреждениях и проведения военных сборов. “Это дает основание полагать, - говорится в запросе, - что данные меры, в случае их реализации, приведут не к укреплению армии, а лишь к милитаризации детского сознания и школы”.

    Отдельное беспокойство в “ЯБЛОКЕ” вызывает увеличение перегрузки учеников выпускных классов, что, по мнению депутатов, является одной из самых серьезных проблем современной школы.

    С аналогичным запросом “ЯБЛОКО” обратилось к министру образования Владимиру Филиппову, потребовав уточнить позицию Минобразования по вышеизложенным вопросам.


    В начале февраля “ЯБЛОКО” выступило с резкой критикой указа и.о. президента “О призыве граждан РФ, находящихся в запасе, на военные сборы в 2000 году”. “ЯБЛОКО” выражало опасения, что часть призванных должна быть послана в район боевых действий, а часть - заменить на местах постоянной службы отправляемых в Чечню кадровых военных.

    Представители фракции неоднократно публично высказывались в защиту российского гражданина корреспондента радио “Свобода” Андрея Бабицкого, который был задержан федеральными правоохранительными органами, помещен в следственный изолятор, а затем обменен на двух российских военнопленных. На заседании Госдумы 9 февраля заместитель руководителя фракции “ЯБЛОКО” Сергей Иваненко вместе с СПС предложили палате рассмотреть в рамках "правительственного часа" вопрос о правомерности действий в отношении А. Бабицкого. В поддержку предложения высказались лишь 90 парламентариев4. “Начало работы новой Думы прошло под знаком полного пренебрежения к судьбе российского гражданина. Большинство показало, что достоинство граждан для него - пустой звук. Это предупреждение для всех граждан России,” - заявил тогда заместитель руководителя фракции “ЯБЛОКО” С. Иваненко.

    С избранием президента Путина такая форма “работы с населением” начала набирать обороты.

    4 Результаты голосования за рассмотрение вопроса об А. Бабицком в процентах:
    Фракции,
    деп. гр.
    ЯБЛОКООВРСПСКПРФЕдинствоЛДПРРег.
    России
    Нар. деп.Агропр.
    гр.
    "за"71.457.493.81.12.5030.85.22.4
    "против"012.8076.481.531.228.251.783.3

    Хроника событий:


    ПРОИСХОДЯЩЕЕ С "МЕДИА-МОСТ" МОЖЕТ БЫТЬ РАСЦЕНЕНО КАК ПОПЫТКА ПОДАВИТЬ СВОБОДУ СЛОВА - ЯВЛИНСКИЙ

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (11 мая 2000 года)
    “Происходящее сегодня может быть расценено как использование правоохранительных органов в качестве инструмента сведения политических счетов, попытка подавить свободу слова”, - заявил журналистам в четверг 11 мая 2000 г. лидер объединения “ЯБЛОКО” Григорий Явлинский об акции ряда правоохранительных структур в отношении холдинга “Медиа-Мост”.

    Лидер “ЯБЛОКА” подчеркнул, что “Медиа-Мост” - “единственная крупная информационная структура федерального масштаба, которая проводит независимую от власти информационную политику, часто идущую вразрез с официально навязываемой точкой зрения”. Он напомнил, что проводимые средствами массовой информации “Медиа-Мост” журналистские расследования по поводу взрывов в Москве и несостоявшихся взрывов в Рязани привлекали общественное внимание, их материалы были единственным источником непридворной информации о действиях исполняющего обязанности президента, в том числе, и в ходе избирательной кампании по выборам президента России.

    В то же время, Г. Явлинский не исключает, что действия в отношении холдинга - “просто беззаконие соответствующих структур, привыкших работать в подобном стиле”. В таком случае, подчеркнул Г. Явлинский, президент должен незамедлительно отреагировать на неправовые действия правоохранительных органов.


    АРЕСТ ГУСИНСКОГО ВНОСИТ РАСКОЛ В ОБЩЕСТВО И ДИСКРЕДИТИРУЕТ СТРАНУ - РУКОВОДСТВО ФРАКЦИЙ “ЯБЛОКО”, ОВР И СПС

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (14 июня 2000 года)
    Ареста руководителя холдинга “Медиа-Мост” серьезно дискредитирует страну, вносит раскол в общество. Такое заявление сделали руководители трех фракций Государственной Думы - “ЯБЛОКА”, “Союза правых сил” и “Отечество - Вся Россия” после совещания трех фракций, состоявшегося 14 июня.

    В совещании приняли участие вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада (СПС), заместители руководителей фракций Сергей Иваненко (“ЯБЛОКО”) и Вячеслав Володин (ОВР).

    Руководители трех фракций потребовали немедленной оценки сложившейся ситуации со стороны президента Путина.

    Руководители фракций также отметили, что в связи с последними событиями вокруг медиа-холдинга “Мост”, ТВЦентра, “Новой газеты”, журналиста Андрея Бабицкого при прохождении законопроектов, представленных президентом в Государственную Думу фракции будут особенно внимательно рассматривать вопрос о целесообразности предоставления органам прокуратуры огромных прав при увольнении в отставку глав местного самоуправления и губернаторов, предусмотренных в этих законопроектах.

    С. Иваненко назвал арест В. Гусинского “политическим событием, точкой кипения, до которой дошла ситуации, подогреваемая властями в последнее время”. Он подчеркнул, что заявление руководства фракций “ЯБЛОКО”, “Союза правых сил” и “Отечество - вся Россия” является открытым. “Мы приглашаем все фракции, в том числе фракцию КПРФ и другие фракции в Государственной Думе присоединиться к нам, чтобы не допустить скатывания страны к господству серой гвардии”, - заявил один из лидеров “ЯБЛОКА”.

    Представители трех фракций подчеркнули, что готовы дать личное поручительство за В. Гусинского, если ему будет изменена мера пресечения на подписку о невыезде.


    ЯВЛИНСКОЙ ПРОСИТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПОДТВЕРДИТЬ ИЛИ ОПРОВЕРГНУТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ “ЯБЛОКА”

    ПРЕСС-РЕЛИЗ Лидер объединения “ЯБЛОКО” Григорий Явлинский направил 15 июня письма Генпрокурору РФ Владимиру Устинову и директору Федеральной службы безопасности Николаю Патрушеву, в которых просит прояснить ситуацию с проведением оперативно-розыскных мероприятий в отношении “ЯБЛОКА”.

    “Соответствует ли действительности информация о том, что Вы со ссылкой на указание президента РФ Владимира Путина поставили задачу по проведению оперативно-розыскных мероприятий в отношении меня и моих близких?” - спрашивает Г. Явлинский в письме на имя главы ФСБ.

    Как поясняется в документе, к лидеру “ЯБЛОКА” поступили обращения жителей Санкт-Петербурга Д. Барковского и К. Суздаля, являвшихся в период недавней президентской избирательной кампании его доверенными лицами. Авторы обращений приводят факты, свидетельствующие "о грубом нарушении их прав и преследовании за политические взгляды", а Д. Барковский, в частности, сообщает об оказании на него "психологического давления" и применения “угроз” со стороны представителей органов ФСБ с целью привлечения его к сотрудничеству со службой безопасности. Так ему угрожали отчислением и отправкой на военную службу в Чечню в случае отказа сотрудничать и предоставить информацию по Объединению “ЯБЛОКО”, говорится в письмах Г. Явлинского.

    Д.Барковский, являющийся студентом БГТУ “Военмех”, направил лидеру “ЯБЛОКА” и “краткое изложение беседы с сотрудниками ФСБ”, состоявшейся 24 мая этого года, а также “текст” о согласии “оказывать содействие сотрудникам ФСБ”, который ему настойчиво было рекомендовано (как это следует из “изложения беседы”) подписать.

    В свою очередь К. Суздаль сообщает, что он был отчислен из “Военмеха” под предлогом академической неуспеваемости и приводит “аргументы”, выдвинутые администрацией вуза: “Партию надо было с умом выбирать”.

    Г. Явлинский считает, что поступившие материалы ставят его перед необходимостью выяснить у глав соответствующих ведомств следующее: “Проводятся ли в отношении объединения “Яблоко” и его руководителей оперативно-розыскные мероприятия, и если да, то по каким из оснований, предусмотренных законом?”

    “Если такие мероприятия проводились и было отказано в возбуждении уголовного дела, прошу обязать Федеральную службу безопасности предоставить мне все сведения, полученные ФСБ в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по данному вопросу”, - обращается Г. Явлинский к Генпрокурору.

    А главе ФСБ лидер “ЯБЛОКА” предлагает свою помощь: “В том случае, если президент РФ действительно поручил вам собрать информацию об объединении “ЯБЛОКО” и о моей профессиональной, общественной и политической деятельности, то мы готовы облегчить ваш труд и представить ее”.

    По заверению Г. Явлинского, деятельность объединения “без малейшего исключения” полностью соответствует российской Конституции, “законам, интересам народа и государства”.

    “Когда в стране терроризм, коррупция и экономическая преступность являются реальностью, угрожающей самому существованию государства, лучше тратить и без того ограниченные ресурсы по этим направлениям”, - предлагает лидер “ЯБЛОКА”.


    ПРОКУРАТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НАСТАИВАЕТ НА ЗАКОННОСТИ ОТЧИСЛЕНИЯ ИЗ ИНСТИТУТА СТУДЕНТОВ ЗА ОТКАЗ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ФСБ

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (30 июня 2000 года)
    Высокопоставленный сотрудник городской прокуратуры Санкт-Петербурга настаивает на законности отчисления из института студента Дмитрия Барковского за отказ в сотрудничестве с органами ФСБ.

    Об этом заявил начальник отдела прокуратуры Санкт-Петербурга по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности Александр Гуцан в ходе беседы с бывшим студентом Балтийского государственного технического университета “Военмех” Дмитрием Барковским, отчисленным из университета после оглашения им факта его вербовки сотрудниками ФСБ.

    На первой вербовочной встрече 24 мая Барковскому угрожали отчислением и отправкой на военную службу в Чечню в случае отказа сотрудничать и предоставить информацию по Объединению “ЯБЛОКО”. Барковский работал на избирательных кампаниях “ЯБЛОКА” и Григория Явлинского.

    Беседа с А. Гуцаном состоялась 28 июня по инициативе прокуратуры, куда Д. Барковский был приглашен, якобы, с целью проверки законности отчисления. На деле прокурор А. Гуцан, как сообщает Д. Барковский, убеждал его в “законности и правильности с государственной точки зрения” вербовки и отчисления из вуза за отказ от сотрудничества с органами ФСБ.

    В ходе этого 4-х часового разговора, который Д. Барковский характеризует как допрос, один из руководителей прокуратуры пытался получить у Д. Барковского информацию, касающуюся внутренней структуры фракции “ЯБЛОКО”, деятельности и частной жизни ее отдельных депутатов, а также “яблочных” активистов.

    В части беседы “не под запись” прокурор дал понять, что намерен оправдать действия сотрудников ФСБ и ректора “Военмеха” Юрия Савельева. В частности он заявил, что его не интересует тот факт, что Д. Барковский является одним из лучших студентов 4-го курса, о чем ранее говорил Ю. Савельев, а также то, что ректор публично признавал незаконность отчисления.

    15 июня лидер объединения “ЯБЛОКО” направил письма Генпрокурору РФ Владимиру Устинову и директору Федеральной службы безопасности Николаю Патрушеву, в которых просит прояснить ситуацию с проведением оперативно-розыскных мероприятий в отношении Объединения и вербовки студентов, работавших на избирательных кампаниях “ЯБЛОКА” и Г. Явлинского.


    Формирование правительства

    История отношений фракции “ЯБЛОКО” кандидатом в премьер-министры Михаилом Касьяновым началась задолго до его представления президентом Путиным на утверждение Государственной Думы.

    Депутат Думы прошлого созыва Виктор Гитин разрабатывал законодательный механизм, который должен был заставить правительство утверждать условия реструктуризации государственных долгов в парламенте. Необходимость такого механизма стала очевидной в связи с реструктуризацией советского долга в начале 2000 г., договоренности о которой были достигнуты М. Касьяновым.


    "ЯБЛОКО" СТАВИТ ПОД СОМНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКУЮ ВЫГОДУ РОССИИ ОТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО ДОЛГА

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (15 февраля 2000 года)
    Депутаты фракции “ЯБЛОКО” ставят под сомнение практические выгоды для России от реструктуризации советского долга Лондонским клубом кредиторов. Этот вопрос они намерены обсудить с первым вице-премьером Михаилом Касьяновым, который приглашен на пленарное заседание Государственной Думы 18 февраля. По мнению депутатов - “яблочников”, условия реструктуризации советского долга противоречат национальным интересам России.

    Заместитель руководителя фракции “ЯБЛОКО” Сергей Иваненко обратил внимание на то, что “переговоры о реструктуризации начинались со списания 70%”. Тогда переговоры в ранге министра финансов вел Михаил Задорнов. Сегодня соглашение предусматривает списание 35% долга, предоставление рассрочки по уплате оставшейся суммы долга на 30 лет, а также переоформление задолженности Внешэкономбанка в государственные обязательства РФ.

    Сергей Иваненко подчеркнул, что “реальным результатом переговоров Михаила Касьянова стало не сокращение, а существенное увеличение государственного долга России”.


    Позиция фракции по кандидатуре Касьянова была отражена в выступлении заместителя руководителя фракции С. Иваненко 17 мая 2000 г. при утверждении премьера.


    - Фракция “ЯБЛОКО” считает, что президент, избранный полтора месяца назад, имеет право на свободное политическое решение при определении кандидатуры председателя правительства. Это политическое решение имеет значение для оценки того курса, который будет проводиться.

    Мы не видим достаточных оснований для поддержки Михаила Михайловича Касьянова на должность председателя правительства. Многие депутаты фракции “ЯБЛОКО” считают этот выбора президента неудачным и не будут голосовать “за”.

    Мы не считаем успешной, мягко говоря, ту экономическую политику, которая проводилась последние годы и в которой Михаил Михайлович Касьянов принимал самое активное участие. У нас есть очень серьезные сомнения, в частности, относительно реструктуризации советского долга на переговорах с Лондонским клубом5.

    На нашей встрече с Михаилом Михайловичем Касьяновым мы не получили внятных ответов, кроме того, относительно позиции будущего председателя правительства по акциям устрашения средств массовой информации, таких как НТВ, “Новая газета”, газета “Советская Калмыкия”. Мы считаем этот вопрос принципиально важным. Председатель правительства – это политическая фигура и его позиция в этом вопросе должна быть совершенно ясной. Все это не может внушать оптимизм и вызывает с нашей стороны серьезное беспокойство, чем и объясняется наше решение.

    В то же время мы хотим надеяться, что важнейшие для страны решения, прежде всего экономические решения, будут приняты. Мы полагаем, что прежде всего это, во-первых, резкое снижение налогов и упрощение процедур их взимания. Во-вторых, это создание прозрачной банковской системы, которая будет стимулировать производителей и обеспечит экономический рост. В-третьих, это обеспечение защиты частной собственности и надежное эффективное управление государственной собственностью. В-четвертых, это дальнейшее активное развитие свободной торговли, честной конкуренции, малого и среднего бизнеса и демонополизация. Пятое – это прекращение силового, административного и криминального давления на экономические структуры. Шестое - отказ от ситуации, при которой реальный контроль за всеми финансовыми и ресурсными потоками внутри страны осуществляет не общество в целом, в лице в том числе избранных представителей народа, а 2 - 3 узкие финансово-олигархические группировки. И седьмое - это создание условий для долгосрочного экономического планирования, для обеспечения уверенности предпринимателей, промышленников и финансистов в политической стабильности и в экономически благоприятной конъюнктуре.

    Это то, что с нашей точки зрения должно делать правительство сегодня. Мы полагаем, что экономика России должна перестать быть “экономикой трубы”, т.е. экономикой, основанной исключительно на экспорте сырьевых ресурсов, а должна стать экономикой умных голов, умелых рук и передовых технологий, которыми так богата Россия.

    Мы считаем, что проблемы образование должно стать, наконец, приоритетом номер один для нового правительства, и оно не будет хитрить, а обеспечит надежное и достойное финансирование этой важнейшей экономической отрасли народного хозяйства.

    Мы полагаем также, что только честная социальная политика может обеспечить доверие людей к власти, без чего невозможно демократическое управление страной.

    Мы особо хотим подчеркнуть, что продолжение войны внутри страны и превращение войны в многолетнюю политическую практику, ведет к колоссальному ущербу для воспитания будущих поколений. Это может привести к окончательному и безнадежному отставанию России в XXI веке..

    Но самой первой задачей для нового президента и для нового правительства мы считаем борьбу с коррупцией, прекращение практики полного слияния бизнеса и власти. Это едва ли не главное, для чего России нужна была смена президента. И если в этом отношении ничего не изменится, то мы никогда не станем открытым обществом, страной с демократическими, институтами, страной, где у людей есть равные возможности, где они защищены и чувствуют себя в безопасности.

    Стремление к тому, чтобы Россия стала именно такой страной, было и остается нашей главной политической целью.

    Мы желаем новому президенту и новому правительству успехов и будем всячески содействовать их работе во благо родины6.

    5 Тема получила свое развитие в дальнейшем

    “ЯБЛОКО” ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА НЕЛЕГИТИМНОСТЬ СДЕЛОК ПО ВНЕШНЕМУ ДОЛГУ СССР

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (26 апреля 2000 года)
    26 апреля Госдума отказалась поддержать проект постановления, подготовленный фракцией “Яблоко”, О переговорах Правительства РФ с Лондонским клубом о реструктуризации и списании части долга Союза ССР. “За” проголосовало 120 депутатов, “против” - 121, воздержались - 2.

    “Суть Постановления - обратить внимание кредиторов на то, что в российском бюджетном законодательстве до сих пор не предусмотрены изменения, вытекающие из заключенных соглашений о рестуруктуризации, - считает один из авторов Постановления, заместитель руководителя фракции “Яблоко” Сергей Иваненко. —  До принятия соотвествующего закона все сделки по ценным  бумагам СССР являются не вполне легитимными,” -  подчеркнул депутат.

    По российскому бюджетному законодательству, предельный объем государственного внешнего долга определяется в законе о бюджете. Официальный  внешний долг России утвержден два года назад, в законе о бюджете на 1998 г., и составляет 140,6 млрд. долларов США. О том, сколько наша страна должна сейчас, в бюджете на 2000 г. вообще ничего не сказано. 

    “Должно быть срочно устранено и это законодательное несоответствие, и предполагаемая реструктуризация долга Союза ССР тоже должна найти отражение в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2000 г.”, - подчеркнул Алексей Михайлов (“Яблоко”), член думского Комитета по бюджету и налогам. - Мы напоминаем Правительству, что необходимо внести соотвествующие изменения в Федеральный закон”.

    “Отказ Думы утвердить наше Постановление говорит об отсутствии у вновь избранных депутатов представления о необходимости соблюдать законность,” — заявил С. Иваненко.

    Фракции,
    деп. гр.
    ЯБЛОКООВРСПСКПРФЕдинствоЛДПРРег.
    России
    Нар. деп.Агропр.
    гр.
    "за"95.20073.94.802.3071.4
    "против"029.86.21.191.6032.613.19.5


    6 Результаты голосования 17 мая 2000 г.
    Утверждение М. Касьянова: "за" - 325, против - 55 чел., возд. и не голосовало 15 и 55 (соотв., в процентах).

    Фракции,
    деп. гр.
    ЯБЛОКООВРСПСКПРФЕдинствоЛДПРРег.
    России
    Нар. деп.Агропр.
    гр.
    "за"20.089.484.431.895.210088.498.445.2
    "против"40.003.140.9002.3021.4


    Вокруг ПАСЕ

    Линия возглавляемой Д. Рогозиным российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы - иллюстрация тезиса о возвращении советских методов решения проблем. Кризисной ситуация вокруг ПАСЕ стала после того, как ПАСЕ лишила российскую делегацию права голосовать по вопросам, связанным с Россией. Резолюция об этом была принята в апреле в ходе обсуждения ситуации с нарушением прав человека в Чечне.

    Хроника событий:


    "ЯБЛОЧНИКИ" СОМНЕВАЮТСЯ В ПРИНЯТИИ ПАСЕ ЖЕСТКИХ МЕР В ОТНОШЕНИИ РОССИИ

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (5 апреля 2000 года)
    Член российской делегации в ПАСЕ, заместитель руководителя фракции “ЯБЛОКО” Государственной Думы Сергей Иваненко ставит под сомнение принятие жестких мер в отношении членства России в этой организации. Такой вывод он сделал в ходе встречи депутатов “ЯБЛОКА” со спикером ПАСЕ лордом Расселом-Джонстоном, которая состоялась 5 апреля в Страсбурге.

    “Скорее всего в Страсбурге не будет принято каких-либо радикальных решений в отношении России”, - заявил в среду в интервью журналистам С. Иваненко. В ходе встречи со спикером ПАСЕ, проходившей накануне рассмотрения ПАСЕ вопроса об антитеррористической операции в Чечне, делегаты от “ЯБЛОКА” изложили ему свою позицию по чеченским событиям. Как отметил С. Иваненко, их собеседник полагает, что “основная вина за события в Чеченской республике лежит на правительстве РФ, а российские парламентарии к этому не имеют прямого отношения”.

    По словам заместителя руководителя фракции “ЯБЛОКО”, лорд Рассел-Джонстон полагает, что вопрос о дальнейшем членстве России в Совете Европы будет решать комитет министров этого международного объединения, а на июньской очередной сессии ПАСЕ будет заслушана информация об этом.


    Решение ПАСЕ было принято с перевесом только в один голос. Это означало, что в Европе понимают сложность ситуации в Чечне, что действия ПАСЕ - не запланированная Западом антироссийская акция, а крупный дипломатический провал российской стороны.

    К такой позиции ПАСЕ подтолкнуло несколько обстоятельств: недавний отказ президента Путина и представителей его администрации встречаться с верховным комиссаром ООН по правам человека. Демонстративное погружение в подводной лодке на дно Баренцева моря в день, когда ПАСЕ обсуждала российский вопрос, показало отношение руководства России к ПАСЕ, ее роли, да и к российской делегации. Последней каплей стала вызывающая позиция членов российской делегации Дм. Рагозина и В. Жириновского.

    Руководство российской делегации выбрало самый простой, но неконструктивный и явно конфронтационный способ реакции - ультиматум. Делегация покинула зал. Представители “ЯБЛОКА” С. Иваненко, А. Шишлов, а также Сергей Ковалев, остались, чтобы показать, что ультиматум в данном случае - не лучший способ отстаивания интересов России.

    Чиновники кремлевской администрации и члены правительства резко осудили решение ПАСЕ7; позицию “яблочников” раскритиковали проправительственные СМИ. Отдельно поведение С. Ковалева осудило СПС, заявив, что он вообще не является их представителем.

    При обсуждении Государственной Думы резолюции, осуждающей решение ПАСЕ, “ЯБЛОКО” заняло особую позицию.


    7 Помощник и.о. президента Сергей Ястржембский заявил, что при рассмотрении членами ПАСЕ ситуации в Чечне "эмоции явно превысили здравый смысл". А также, что "мы не ставим знака равенства между ПАСЕ и Советом Европы, а также между ПАСЕ и Европой в целом". Он отметил, что визиты в Чечню по линии ПАСЕ, будут закончены. В том же духе выступил и спикер Госдумы Геннадий Селезнев: "Пусть они нас не пугают своим исключением. Проживем и без Совета Европы".



    ФРАКЦИЯ "ЯБЛОКО" ВЫСТУПАЕТ ПРОТИВ УЛЬТИМАТУМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В АДРЕС ПАСЕ

    ПРЕСС-РЕЛИЗ 12 апреля Государственная Дума приняла постановление, в котором одобрила деятельность российской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы 5-7 апреля.

    Это решение поддержало 374 депутата, против - 21 (17 депутатов фракции “ЯБЛОКО” и 4 депутата фракции “Союз правых сил”)8.

    По мнению фракции “ЯБЛОКО”, решение Государственной Думы может привести к фактической приостановке работы делегации парламента России в ПАСЕ. Это станет серьезным шагом к изоляции России в мире.

    Итоги голосования в ПАСЕ - прежде всего реакция на многомесячную войну на Северном Кавказе и ложь в ее освещении. Российское руководство продолжает лгать, называя полномасштабную войну в Чечне антитеррористической операцией. Последствия военных действий - 300 тысяч беженцев, более 2 тысяч убитых военнослужащих, ежедневный рост этой цифры, фильтрационные лагеря, изнасилования, мародерство и, наконец, партизанская война.

    Решение ПАСЕ о лишении России права голоса было принято с перевесом в один голос. Это означает, что в Европе понимают сложность ситуации в Чечне, а не проводят запланированную антироссийскую акцию. Жесткое решение ПАСЕ вызвано именно поведением российской делегации. В частности, последнее выступление руководителя делегации Дмитрия Рогозина, было выдержано в духе жесткой конфронтации.

    В целом, российская делегация не выполнила свою основную задачу - конструктивной работы в Парламентской ассамблее Совета Европы. Результат работы российской делегации “ЯБЛОКО” оценивает как “дипломатический провал”.

    8 Результаты голосования по проекту Постановления (за основу, в процентах):

    Фракции,
    деп. гр.
    ЯБЛОКООВРСПСКПРФЕдинствоЛДПРРег.
    России
    Нар. деп.Агропр.
    гр.
    "за"097.953.195.596.487.587.886.297.6
    "против"81.0012.5000000


    События получили логическое развитие в ходе подготовки к очередной, июньской сессии ПАСЕ.


    КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ С ПАСЕ - ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ РОССИИ - СЧИТАЮТ В “ЯБЛОКЕ”

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (23 июня 2000 года)
    Объединение “ЯБЛОКО” командировало депутатов Сергея Иваненко и Александра Шишлова на очередную сессию ПАСЕ и взяло на себя все финансовые издержки поездки.

    Такое решения было принято руководством Объединения 22 июня 2000 г. после отказа Федерального Собрания России направить делегацию для участия в очередной сессии ПАСЕ, которая откроется 26 июня.

    “ЯБЛОКО” считает необходимым вести конструктивный диалог с ПАСЕ, в том числе, и для того, чтобы дискриминационное решение о лишении российской делегации права голоса, в конце концов, было отменено.

    В соответствии с правилами ПАСЕ, делегаты от “ЯБЛОКА” будут пользоваться полномочиями в объеме, который предоставлен ПАСЕ членам российской делегации, то есть - работать в комитетах, комиссиях, участвовать в заседаниях ПАСЕ, кроме права голосования.

    “ЯБЛОКО” полагает, что годы существования “независимой Ичкерии” показали миру опасность того типа государства, который строит чеченская власть на Кавказе. Каждый день доказывает, что трудности разрешения чеченского кризиса понимают и в России. “ЯБЛОКО” убеждено, что Россия может добиться понимания со стороны Запада в чеченском вопросе в случае проведения на Северном Кавказе разумной сбалансированной политики.

    “ЯБЛОКО” считает, что неучастие российской стороны в работе ПАСЕ является не только бессмысленным, но и вредным. На заседании фракции особо отмечалось, что основной целью ПАСЕ является “защита прав человека” (в данном случае, мирных граждан, беженцев и российских солдат, а не бандитов и террористов), что, с точки зрения “ЯБЛОКА” и его избирателей, должно быть главной задачей российской политики.


    ПАСЕ ПРИНЯЛО МЯГКУЮ ФОРМУЛИРОВКУ, ОБЛЕГЧАЮЩЕЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ ПРАВА ГОЛОСА

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (30 июня 2000 года)
    Парламентская ассамблея Совета Европы приняла исключительно мягкую формулировку, облегчающую возвращение российской делегации права голоса в ПАСЕ.

    Так прокомментировал заместитель руководителя фракции “ЯБЛОКО” в Госдуме член ПАСЕ Сергей Иваненко поправку, которую делегатам от “ЯБЛОКА” удалось внести в проект резолюции ПАСЕ по ситуации в Чечне 29 июня.

    В поправке говорится, что ПАСЕ “выражает надежду, что Федеральное Собрание России будет активно и существенно использовать свое влияние для улучшения ситуации с правами человека в Чеченской республике и, как следствие этого, полномочия российской делегации могут быть восстановлены”.

    По мнению депутата, в качестве условия возвращения российской делегации права голоса, ПАСЕ поставила выполнение Федеральным Собранием его прямых обязанностей - защиты прав граждан России.

    С. Иваненко считает, что Государственная Дума уже сделала шаг в правильном направлении, приняв 29 июня закон о чрезвычайном положении, который, в частности, может способствовать введению в правовые рамки военных действий в Чечне. Депутат также сообщил, что еще одним шагом станет проведение в середине сентября парламентских слушаний по соблюдению прав человека в Чечне.

    Один из лидеров “ЯБЛОКА” обратил внимание на то, что некоторые политики делают безответственные, с его точки зрения заявления о том, что Россия не нуждается в членстве в ПАСЕ. Между тем, для многих стран мира членство в ПАСЕ гарантирует, что Россия признает международные конвенции о правах человека, о запрете пыток, о противодействии отмыванию денег, о борьбе с организованной преступностью и др. Исходя из этого Россия получает или не получает “зеленый свет” в вопросах торговли, визового режима, финансовых расчетов, инвестиционного климата и др.

    С. Иваненко не видит никаких оснований для разговоров об “антироссийском заговоре Запада”, что, по его мнению, является “откровенной ложью для прикрытия некомпетентности” их авторов.



    Создание демократической коалиции в Думе

    Сравнивая позиции “ЯБЛОКА” и СПС, становятся очевидными различия прежде всего в отношении к инициативам, а также к стилю политики, исходящим из Кремля и Белого Дома. В начале работы Думы фракция СПС оказалась в непростом положении: сделав поддержку В. Путина одним из лозунгов своей предвыборной кампании, правые оказались заложниками собственных обещаний, и продолжали поддерживать кремлевского кандидата в президенты в то время как в политике Кремля все явственнее, как уже говорилось выше, стали проявляться черты насаждаемого силового государства. Однако после окончания президентских выборов СПС стало чувствовать себя морально свободным для создания демократической коалиции.

    Хроника событий:


    НА СОВМЕСТНОМ ЗАСЕДАНИИ ФРАКЦИЙ "ЯБЛОКО" И СПС ОБСУДЯТ СОЗДАНИЕ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (18 апреля 2000 года)
    На совместном заседании фракций “ЯБЛОКО” и СПС депутаты рассмотрят вопрос о создании координационного совета, определяющего законотворческую политику двух фракций в Думе. Совместное заседание фракций состоится 19 апреля.

    “Заседание должно стать очередным шагом к созданию демократической коалиции,” — считает заместитель руководителя фракции “ЯБЛОКО” Сергей Иваненко.

    Предполагается, что решения, принятые КС, будут обязательны для депутатов обеих фракций.

    На совместном заседании двух фракций также будет рассмотрен вопрос о выборах в Петербурге. “Мы намерены сделать все необходимое, чтобы на этих выборах от демократических сил выступал единый кандидат, и мы будем делать в этом направлении все, что от нас зависит,“ — подчеркнул С. Иваненко.


    "ЯБЛОКО" И СПС НАЧИНАЮТ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (19 апреля 2000 года)
    Как “хорошее начало в создании демократической коалиции” охарактеризовал лидер “ЯБЛОКА” Григорий Явлинский совместное заседание думских фракций “ЯБЛОКО” и СПС.

    19 апреля фракции “ЯБЛОКО” и СПС провели первое совместное заседание, на котором был рассмотрен вопрос о едином кандидате на выборах губернатора в Санкт-Петербурге, а также вопрос о создании координационного совета по законодательству фракций “ЯБЛОКО” и СПС.

    Было принято решение о выдвижении единого кандидата от демократических сил на выборах губернатора в Санкт-Петербурге. Петербургские организации “ЯБЛОКА” и СПС организуют совместный штаб, который выработает процедуру определения единого кандидата.

    Фракции поручили депутатам С. Иваненко (“ЯБЛОКО”) и В. Похмелкину (СПС) в течение недели подготовить положение о работе этого координационного совета.

    Первым примером совместной законодательной работы стало общее решение не поддерживать Кодекс об административных правонарушениях, рассматриваемый во втором чтении Государственной Думой.


    “ЯБЛОКО” УТВЕРДИЛО ПОЛОЖЕНИЕ О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ С СПС

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (27 апреля 2000 года)
    27 апреля фракция “ЯБЛОКО” утвердило положение о Координационном совете демократических сил по законодательной работе в Государственной Думе.

    Неделю назад на совместном заседании фракций “ЯБЛОКО” и СПС было поручено депутатам Сергею Иваненко и Виктору Похмелкину выработать положение о координационном совете по законодательной работе.

    В преамбуле к Положению говорится, что Координационный совет создан в целях преодоления слабости и раздробленности либеральных и демократических сил в Государственной Думе, совместной работы принятия общих решений в области законодательной деятельности.

    Координационный совет будет работать исходя из общедемократических принципов: главенства общества над государством, неприкосновенности гражданских свобод, верховенства закона и гарантии честного правосудия, либеральной экономики при справедливом распределении общественного богатства.

    Целями координационного совета являются выработка общей позиции “ЯБЛОКА” и СПС по важнейшим законопроектам, рассматриваемым в ГД, подготовка совместных законодательных инициатив СПС и “ЯБЛОКА”, выработка предложений по проведению солидарных голосовании.

    С согласия членов координационного совета на заседаниях в качестве наблюдателей могут принимать участие члены других депутатских объединений.

    Фракция “ЯБЛОКО” предложила в члены координационного совета депутатов Игоря Артемьева, Елену Мизулину и Сергея Иваненко, который будет одним из сопредседателей совета.

    “Будем надеяться на то, что координационный совет — станет новым шагом на пути организационного оформления демократической коалиции,” — подчеркнул заместитель руководителя фракции “ЯБЛОКО”С. Иваненко.


    Координационный совет принимал все решения по законопроектам президента, направленным на укрепление федерального присутствия в регионах и налоговым инициативам правительства.

    Укрепление вертикали власти

    Фракция “ЯБЛОКО” в целом одобрила инициативы президента РФ ïî укреплениþ вертикали власти. Их направленность соответствует принципам построения органов федеральной власти и взаимоотношений центра и регионов, которые “ЯБЛОКО” отстаивает с самого начала своей деятельности. Однако поддержка носила условный характер, с учетом того направлении, в каком будет идти доработка законов. Депутаты фракции приняли активное участие в подготовке поправок, которые приближали представленные Президентом документы к программе “ЯБЛОКА”.

    Хроника событий:


    ФРАКЦИИ СПС И “ЯБЛОКО” ПОДДЕРЖАТ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПУТИНА

    Москва. 23 мая. ИНТЕРФАКС - Парламентские фракции СПС и “ЯБЛОКО” поддержат в первом чтении пакет законопроектов, внесенных в Госдуму президентом РФ Владимиром Путиным. Об этом заявили на брифинге во вторник заместители председателей фракций “ЯБЛОКО” Сергей Иваненко и СПС Виктор Похмелкин.

    По их словам, на состоявшемся 23 мая первом заседании координационного совета обеих фракций по законодательству, а также в ходе обсуждения президентских инициатив членами депутатских объединений “удалось выработать согласованную позицию”, поддерживающую законопроекты В. Путина, которые направлены на упорядочение федерального устройства РФ и взаимодействия федеральных и региональных властей.

    В то же время С. Иваненко подчеркнул, что к законопроектам президента у фракций есть замечания, "в том числе и существенные", которые в первую очередь касаются положений об отстранении губернаторов и глав местных органов власти.

    С. Иваненко подчеркнул, что позиция “ЯБЛОКА” относительно проекта закона о новом порядке формирования Совета Федерации состоит в том, что при избрании данного органа "необходимы прямые выборы". "Мы внесем альтернативный президентскому законопроект", - сообщил депутат. По его словам, он будет рассмотрен 31 мая вместе с президентским вариантом. Причем, полагает депутат, Дума может провести рейтинговое голосование по законопроектам, и тот из них, который поддержит наибольшее количество депутатов, будет рассматриваться в качестве основного. Если наибольшее число голосов наберет проект, предложенный В. Путиным, “ЯБЛОКО” поддержит его, отметил С. Иваненко.

    В. Похмелкин заявил, что, по его личному мнению, Совет Федерации должен избираться, а не назначаться. Он считает предпочтительным законопроект, предлагаемый фракцией "Яблоко", автором которого является депутат Елена Мизулина. "Но надо быть реалистами", - отметил депутат. Он высказал мнение, что, скорее всего, палата поддержит президентский вариант закона.

    В. Похмелкин подчеркнул, что на заседании координационного совета удалось достичь принципиальных договоренностей по всем вопросам, в том числе о создании общих рабочих групп, которые будут вырабатывать согласованную позицию по принципиально важным законопроектам, проходящим через Думу.


    “ЯБЛОКО” ПРЕДЛАГАЕТ ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (31 мая 2000 года)
    Альтернативный президентскому проект закона “О порядке формирования Совета Федерации”, который 31 мая фракция “ЯБЛОКО” предложит на рассмотрение Государственной Думы, основан на прямых всеобщих тайных выборах членов СФ.

    “Яблочный” проект был разработан на основе программных положений Объединения и внесен в Думу еще в декабре 1999 г. Перед парламентскими выборами лидер “ЯБЛОКА” Григорий Явлинский провел ряд консультаций с губернаторами и получил их одобрение этому принципу формирования палаты.

    Фракция исходит из того, что верхняя палата парламента должны работать на профессиональной основе, члены СФ не могут совмещать работу в парламенте с исполнением обязанностей глав администраций регионов и их законодательных собраний, а также возглавлять предпринимательские структуры.

    Главный разработчик законопроекта Е. Мизулина считает, что ныне действующий способ формировании Совета Федерации нарушает принцип разделения исполнительной и законодательной властей и принцип разделения федеральной и региональной власти. В этом смысле, если президентский проект является шагом вперед по отношении к существующей системе, то ее проект - “это два шага вперед”.

    При наличии альтернативных законопроектов на окончательное голосование палаты в соответствии с Регламентом выносится тот проект, который, набрал наибольшее количество голосов при рейтинговом голосовании9.

    В июле 1995 года обе палаты парламента уже принимали закон, основанный на принципах, описанных выше. Однако в августе 1995 года президент Ельцин отклонил этот закон и в декабре того же года был принят другой закон, на основании которого формируется Совет Федерации.

    9 Результаты голосования по проекту "ЯБЛОКА" (в процентах):

    Фракции,
    деп. гр.
    ЯБЛОКООВРСПСКПРФЕдинствоЛДПРРег.
    России
    Нар. деп.Агропр.
    гр.
    "за"95.02.178.144.31.209.31.621.4
    "против"021.308.096.4020.969.435.7


    “ЯБЛОКО” ПОДДЕРЖИТ, НО БУДЕТ ДОРАБАТЫВАТЬ ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЫБОРНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (31 мая 2000 года)
    Фракция ”ЯБЛОКО” поддерживает усилия Президента РФ, направленные на введение системы ответственности выборных должностных лиц субъектов РФ и муниципальных образований за неисполнение ими федеральных законов и судебных решений. Необходимость серьезных решений в этой сфере записана в программных документах “ЯБЛОКА”. Вместе с тем поддержка “ЯБЛОКОМ” президентских законопроектов в первом чтении носит исключительно условный характер. Закон будет рассматриваться Думой 31 мая.

    Самые большие опасения вызывает законопроект, направленный на изменение закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Законопроект содержит положения, не имеющие никакого отношения к проблеме ответственности выборных должностных лиц, но при этом наносит очевидный ущерб как системе местного самоуправления в целом, так и правам граждан.

    Фракция “ЯБЛОКО” готовит пакет поправок к данному законопроекту, призванный устранить вышеперечисленные недостатки и гарантировать стабильное развитие института местного самоуправления в соответствии с Конституцией России. От принятия Государственной Думой наших поправок будет зависеть позиция фракции при рассмотрении законодательной инициативы президента во втором и третьем чтениях.

    В настоящее время предлагается:

    1. Ввести регулирование неких “особенностей” организации местного самоуправления в городах с численностью свыше 50 тысяч человек10.

    Выведение из общих правил осуществления местного самоуправления региональных центров и городов с населением более 50 тыс. жителей противоречит не только Конституции, но и здравому смыслу, так как режим “особых” правил будет распространен на более чем 2/3 населения Российской Федерации. Кроме того, совершенно невозможно определить, какие “особенности” отличают поселок с населением 51 тыс. жителей от поселка с населением 49 тыс. жителей.

    Авторы проекта предлагают исключить из закона упоминание о районе

    (уезде) как территории, на которой осуществляется местное самоуправление. Между тем, в настоящее время таких муниципальных образований насчитывается около полутора тысяч и существуют они в 66 субъектах РФ. Вносимый Президентом законопроект ставит их в двусмысленное положение, так как с одной стороны лишает их законодательной базы, а с другой - не указывает никакого выхода из возникающего таким образом правового вакуума. При этом полностью игнорируется статья 131 Конституции РФ, согласно которой изменение границ муниципальных образований допускается лишь с учетом мнения проживающего в них населения.

    Подобный подход может породить на соответствующих территориях ситуацию правового хаоса, произвола и массового нарушения прав граждан.

    Еще большая опасность связана с тем, что проект не предписывает конкретных сроков создания муниципальных образований в населенных пунктах, находящихся на территории упраздняемых районов. В результате, жители соответствующих территорий могут лишиться права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на неопределенно долгое время. В настоящее время такие территории существуют в 43 субъектах РФ.

    3. Ключевым положением проекта является процедура отрешения выборных должностных лиц местного самоуправления. Данная процедура содержит ряд изъянов, следствием которых может стать политический произвол.

    Во-первых, процедура отстранения должностных лиц и роспуска представительных органов местного самоуправления существенно облегчена по сравнению с аналогичной процедурой по отношению к должностным лицам и законодательным органам субъектов РФ, содержащейся в одновременно вносимом законопроекте.

    Во-вторых, глава субъекта РФ, либо Президент принимает решение о предупреждении соответствующим лицам или органам исходя из собственной субъективной оценки по вопросу о том, приняли они или нет находящиеся в их компетенции меры по выполнению решений суда. Однако это субъективное мнение влечет за собой необратимые правовые последствия.

    В-третьих, вызывает сомнение участие в процедуре отстранения должностных лиц местного самоуправления и глав региональных администраций. В условиях непрекращающихся конфликтов между губернаторами и мэрами во многих регионах подобная мера может только подлить масла в огонь, предоставив дополнительные поводы для актов произвола.

    В-четвертых, из текста законопроекта вытекает возможность отстранять от должности выборных лиц, избранных представительным органом из своего состава, т. е. председателя и руководителей депутатских подразделений (комитетов, комиссий) представительного органа местного самоуправления, которые не несут персональной ответственности за решения представительного органа.

    Наконец, содержащаяся в законопроекте норма о назначении органом государственной власти (губернатором, президентом) временно исполняющего обязанности должностного лица местного самоуправления открыто противоречит ст. 12 Конституции РФ, согласно которой “органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти”11.

    10 Установление особенностей предполагает определенные отступления от общих правил, соответствующих статье 55 Конституции РФ, согласно которой права человека и гражданина могут быть ограничены, но лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.


    11 В связи с этим большинство фракции (75 процентов депутатов) не сочли возможным поддержать законопроект. Результаты голосования (в проц.):

    Фракции,
    деп. гр.
    ЯБЛОКООВРСПСКПРФЕдинствоЛДПРРег.
    России
    Нар. деп.Агропр.
    гр.
    "за"25.077.491.518.266.793.888.497.698.4


    ФРАКЦИИ “ЯБЛОКО” И СПС ОПРЕДЕЛЯЮТ ПОЗИЦИЮ ПО ПРОЕКТАМ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ

    Москва. 6 июня. ИНТЕРФАКС - Фракции "Союз правых сил" и “ЯБЛОКО” на заседании совместного координационного совета согласовали поправки к пакету законопроектов, внесенных в Госдуму президентом Владимиром Путиным и направленных на укрепление вертикали власти.

    Как сообщили журналистам на брифинге замруководителя фракции “ЯБЛОКО” Сергей Иваненко и замруководителя фракции СПС Виктор Похмелкин, суть совместной позиции двух фракций состоит в том, чтобы процесс отрешения губернаторов и глав местного самоуправления от должности проходил бы в строгом соответствии с законодательством, исключая “произвол, в том числе и со стороны президента, а также в резком усилении роли Верховного суда". С. Иваненко сообщил, что уже есть попытки "извратить суть и выхолостить концепцию" предлагаемых главой страны законопроектов.

    По его словам, в Думу начали поступать поправки к этому пакету из субъектов РФ и многие из них направлены на то, чтобы "по сути ревизовать саму идею законопроектов и оставить все как есть".

    Оба депутата подчеркнули, что фракции “ЯБЛОКО” и СПС будут консолидировано выступать против любых попыток выхолостить суть данных законопроектов при рассмотрении их во втором чтении. Обе фракции также выступят против предложения коммунистов законодательно закрепить депутатскую неприкосновенность за губернаторами и главами республик в составе РФ в связи с предлагаемым изменением способа формирования Совета Федерации.

    В частности, отметили представители СПС и "Яблока", члены двух фракций выступят против того, чтобы губернаторы могли отстранять от должности мэров и других руководителей органов местного самоуправления. Это должно быть прерогативой только президента и только по решению суда, подчеркнули они.

    Обе фракции также считают, что президент будет вправе отстранить от должности главу администрации субъекта РФ только в случае предъявления ему обвинения в конкретном преступлении, подкрепленного представлением Генпрокурора. Что касается способа формирования Совета Федерации, то координационный совет обеих фракций считает правильным, чтобы представитель законодательной региональной власти избирался парламентом конкретного региона.

    Второй член Совета Федерации, представляющий исполнительную власть, назначается губернатором после того, как региональное законодательное собрание одобрит кандидатуру, внесенную им.


    “ЯБЛОКО” ПОДДЕРЖИТ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПРИ УСЛОВИИ ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЕГО ДЕМОКРАТИЗАЦИЮ

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (23 июня 2000 года)
    Фракция “ЯБЛОКО” поддержит закон “О порядке формирования Совета Федерации” при условии принятия поправок, направленных на его демократизацию. Такое решение было принято на заседании фракции 22 июня 2000 г.

    Депутаты “ЯБЛОКА” положительно оценили тот факт, что в ходе работы над законом комитет по законодательству одобрил ряд поправок, направленных на демократизацию порядка формирования Совета Федерации. Поправки в целом соответствуют “яблочной” концепции закона. В частности, удалось:

    сохранить положение о том, что представитель от исполнительной власти субъекта федерации утверждается законодательным собранием региона;

    добиться выборности представителя в СФ от законодательного органа субъекта на альтернативной основе тайным голосованием;

    добиться внесения кандидатуры представителя от заксобрания не только председателем палаты, но и 1/3 депутатов заксобрания;

    Фракция будет также настаивать на том, чтобы руководитель исполнительной власти субъекта федерации предлагал на утверждение законодательного органа на пост представителя в СФ от исполнительной ветви власти также не менее 2 кандидатур.

    Если эти позиции удастся отстоять, “ЯБЛОКО” проголосует за законопроект во втором чтении и не будет настаивать на возвращении к первому чтению.

    В то же время, депутаты фракции “ЯБЛОКО” выразили опасение по поводу положений, одобренных комитетом. К таким, например, относится поправка, которая обязывает представителя субъекта федерации в СФ руководствоваться не только российской Конституцией и федеральными законами, но и “интересами субъектов федерации”. По мнению фракции, это положение может быть истолковано в ущерб принципу верховенства федерального законодательства. Фракция будет настаивать на отклонении этой и некоторых других поправок.


    ФРАКЦИЯ “ЯБЛОКО” ПРИМЕТ РЕШЕНИЕ О СОЛИДАРНОМ ИЛИ СВОБОДНОМ ГОЛОСОВАНИИ ЗА ПРЕОДОЛЕНИЕ ВЕТО СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАКОНОПРОЕКТ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СФ 4 ИЮНЯ

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (30 июня 2000 года)
    Фракция “ЯБЛОКО” примет решение о солидарном или свободном голосовании за преодоление вето Совета Федерации на законопроект о порядке формирования Совета Федерации на специальном заседании 4 июля.

    Такое решение было принято 29 июня на заседании фракции, на котором также обсуждался этот вопрос. Однако, учитывая чрезвычайную важность вопроса, депутаты постановили провести дополнительное заседание на котором будет принято окончательное решение.

    При рассмотрении этого законопроекта вопроса во втором и третьем чтении голосование было свободным, однако, большая часть фракции поддержала проект.

    Фракция поддержит во втором чтении закон, дающий президенту право отстранять, и в дальнейшем освобождать от должностей губернаторов, не соблюдающих федеральное законодательство, в случае наличия соответствующего решения судебных органов. Принципиальными для “ЯБЛОКА” являются поправки, дающие губернаторам право обжаловать отрешение в Верховном Суде, а также ограничения для отрешенных от должности лиц на участие в последующих губернаторских выборах.

    По закону об изменениях общих принципов организации местного самоуправления фракция считает принципиальным принятие “яблочной” поправки (поправка депутата Сергея Митрохина) о возможности отрешения от должности главы местного самоуправления только Президентом РФ, а не главой исполнительной власти субъекта. Фракция будет настаивать на принятии других поправок, однако, не будет возражать против того, чтобы отложить рассмотрение этого закона или вернуть его к первому чтению.

    В первом чтении закон поддержало только 25 процентов депутатов фракции.


    Налоговые инициативы правительства

    Фракция в целом поддержала налоговые инициативы правительства, поскольку многие предложения налоговой реформы прямо повторяют положения, записанные в программных документах Объединения “ЯБЛОКО”. В то же время, депутаты, работающие в бюджетном комитете, неоднократно отмечали непоследовательность правительства и недостаточность мер, направленных на вывод экономики из тени.


    СПС И “ЯБЛОКО” В ЦЕЛОМ ПОДДЕРЖИВАЮТ НАЛОГОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

    Москва. 30 мая. АФИ - Союз правых сил (СПС) и “ЯБЛОКО” поддерживают предложения правительства РФ о введении единой ставки подоходного налога на уровне 13%. Об этом во вторник в беседе с журналистами сообщили заместитель руководителя думской фракции СПС Виктор Похмелкин и заместитель руководителя фракции “ЯБЛОКО” Сергей Иваненко.

    По словам В. Похмелкина, СПС поддерживает предложение кабинета министров ввести единую ставку подоходного налога и разделяет его позицию в том, что подоходный налог должны платить все трудоспособные граждане.

    Что касается социального налога, то, как сказал В.Похмелкин, СПС согласен с необходимостью введения регрессивной шкалы. При этом он подчеркнул, что СПС будет поддерживать и другие инициативы правительства, касающиеся единого социального налога.

    Вместе с тем зампред фракции “ЯБЛОКА” С. Иваненко отметил, что это "очень сложный вопрос", и окончательно позиция “ЯБЛОКА” в отношении единого социального налога определится позднее.

    С. Иваненко подчеркнул, что “ЯБЛОКО” будет голосовать за поддержку инициатив правительства, касающихся социального налога только в том случае, "если они не повлекут за собой ухудшение положения рядовых граждан".

    В целом, сказал С. Иваненко, “ЯБЛОКО” позитивно относится к налоговым мерам, которые предлагает кабинет министров, хотя они и не столь кардинальны, как хотелось бы "ЯБЛОКУ".


    ОДИН ИЗ ЛИДЕРОВ ФРАКЦИИ “ЯБЛОКО” ОЖИДАЕТ СЕРЬЕЗНЫХ БАТАЛИЙ ПРИ ОБСУЖДЕНИИ В ДУМЕ НАЛОГОВЫХ ИНИЦИАТИВ ПРАВИТЕЛЬСТВА

    Москва. 6 июня. ИНТЕРФАКС - Заместитель председателя фракции “ЯБЛОКО” Сергей Иваненко прогнозирует, что голосование по налоговым инициативам правительства, которые Госдума рассмотрит в среду во втором чтении, будет носить политический характер.

    Как сказал С. Иваненко во вторник журналистам, фракция “ЯБЛОКО” "в целом поддерживает линию на резкое снижение налогообложения и готова в связи с этим поддержать налоговые инициативы правительства", касающиеся единой ставки подоходного налога в 13% и введения единого социального налога.

    В то же время С. Иваненко заметил, что, насколько ему известно, "и в правительстве нет единой точки зрения по данным вопросам". Поэтому, считает он, скорее всего, "ключевые решения" по налоговым инициативам правительства, которые повлияют на исход голосования, будут приниматься в зале заседаний Госдумы 7 июня.

    По мнению С. Иваненко, в среду следует ожидать "очень серьезных столкновений". На его взгляд, вопрос состоит в том, "по какому пути пойдет страна: или у нас будет создана свободная рыночная экономика хотя бы в части подоходных налогов и налогов на зарплату, либо мы будем продолжать линию на укоренение системы господства чиновников с коррупцией и всех способов, которые используют люди для ухода от неразумного налогообложения".

    С. Иваненко высказал мнение, что введение единого социального налога является "очень важным с точки зрения стратегии развития экономики". Вместе с тем он отметил, что некоторые члены фракции считают, что необходимо законодательно закрепить очень серьезные гарантии относительно социальной сферы. Однако, заметил он, необходимо создать соответствующие механизмы, которые сохранили бы уже достигнутое в стране в социальной сфере. Нельзя допустить того, чтобы введение этого налога сопровождалось ухудшением тех позиций, которые прямо связаны с финансированием детских садов, домов отдыха, оказанием помощи трудящимся, отметил депутат. В связи с этим, фракция “Яблоко” приняла решение о свободном голосовании по этому вопросу. Однако, как полагает С. Иваненко, большинство членов фракции все же поддержат единый социальный налог.


    “ЯБЛОКО” ПОДДЕРЖИТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ, ХОТЯ СЧИТАЕТ "ЯБЛОЧНЫЕ" ПРЕДЛОЖЕНИЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (7 июня 2000 года)
    Фракция “ЯБЛОКО” будет голосовать за ставку подоходного налога в 13 процентов при рассмотрении второй части Налогового кодекса РФ (гл.24). Этот вопрос будет рассматриваться Государственной Думой 7 июня 2000 г.

    Снижение ставок и вычет затрат в обмен на легализацию теневых доходов - лозунг налоговой реформы, записанный во всем программных документах Объединения “ЯБЛОКО”.

    В соответствии с этим представители фракции “ЯБЛОКО” в комитете по бюджету и налогам (депутаты Михаил Задорнов, Алексей Михайлов, член экспертного Совета при комитете Сергей Дон) вносили предложение о двухуровневой шкале подоходного налога в 10-13% и 20-25% при одновременном исключении из налогооблагаемой базы для граждан с высокими доходами части расходов. Это касается прежде всего расходов в тех сферах, где расчет наличными (и соответственно, удельный вес теневой экономики) особенно высок, например, в расходах на образование, медицину, покупку отечественных лекарств, стройматериалов, автозапчастей и т.д.

    Таким образом достигается легализация расходов граждан в обмен на значительное снижение уплачиваемого ими подоходного налога.

    Представители фракции отстаивали необходимость таких поправок в налоговое законодательство в течение последних двух лет. Наконец, впервые это предложение рассматривалось в профильном комитете. Однако, правительство пошло по менее эффективному пути, который предполагает установление единой ставки подоходного налога, что в значительно меньшей степени стимулирует процесс легализации теневой экономики.

    Тем не менее, фракция приняла решение поддерживать правительственный вариант, который является более адекватным существующему положению дел в экономике России, чем действующая ныне система.


    ПРАВИТЕЛЬСТВО ФАКТИЧЕСКИ ДЕЗАВУИРУЕТ ЗАЯВЛЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ - “ЯБЛОКО”

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (8 июня 2000 года)
    Последние предложения правительства в значительной мере обесценивают позитивные изменения, которых удалось добиться в последнее время при работе с Налоговым кодексом. Налоговая революция в отношении доходов граждан была так близка, но захлебнулась из-за нерешительности правительства. Так расценивает пересмотр правительством его позиции по введению регрессивной шкалы взимания социальных платежей член бюджетного комитета Государственной Думы, депутат фракции “ЯБЛОКО” Алексей Михайлов.

    Он подчеркивает, что споры вокруг введения единого социального налога заслонили не менее важное предложение о регрессивной шкале, которое может существенно повлиять на собираемость социальных платежей и вывод экономики из тени.

    В ходе рассмотрения НК весной этого года представители фракции “ЯБЛОКО” в бюджетном комитете (депутаты Михаил Задорнов, Алексей Михайлов, член экспертного Совета Сергей Дон) внесли пакет поправок в НК, который предполагает введение регрессивной (убывающей) шкалы по социальным платежам.

    А. Михайлов поясняет, что такая система распределяет нагрузку на граждан по взносам в социальные фонды более или менее пропорционально размеру социальных благ, которые впоследствии получают граждане. Предложение “ЯБЛОКА” создает стимул для легализации фонда заработной платы и ликвидации системы выдачи зарплаты “в конвертах”. Введение такой шкалы является одним из ключевых положений программных документов Объединения “ЯБЛОКО” в части первого этапа реформы налогообложения (см. предвыборную программу Объединения, президентскую программу Г. Явлинского “Стратегия прорыва”).

    Комитет поддержал предложение “ЯБЛОКА”, подготовил и принял поправки к схеме отчисления в социальные фонды (Соцстрах, Медстрах, Пенсионный фонд) по шкале: 20% при доходах в 100 - 300 тыс. руб. в год; 10% при доходах 300-600 тыс. руб. в год; 2% при доходах свыше 600 тыс. руб. На определенном этапе согласилось с такой схемой и правительство.

    Однако накануне рассмотрения вопроса (вечером 6 июня) правительство предложило Государственной Думе изменить позиции по глубине регрессивной шкалы, ужесточить ограничения предприятиям на применение такой шкалы. Таким образом, считает А. Михайлов, правительство фактически дезавуировало заявления о необходимости снижения налогового бремени.


    “ЯБЛОКО” ПРОГОЛОСУЕТ ЗА НДС ПРИ УСЛОВИИ ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК БЮДЖЕТНОГО КОМИТЕТА

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (23 июня 2000 года)
    Фракция “ЯБЛОКО” поддержит проект второй части Налогового кодекса по налогу на добавленную стоимость во втором чтении при условии принятия поправок, одобренных бюджетным комитетом. Такое решение было принято на заседании фракции 22 июня 2000 г.

    При рассмотрении законопроекта 23 июня фракция будет добиваться:

    1. Принятия поправки депутатов “ЯБЛОКА” Михаила Задорнова и Алексея Михайлова - изменение режима обложения НДС экспортно-импортных операций со странами СНГ с принципа “по стране происхождения” на принцип “по стране назначения”, который действует сегодня для стран дальнего зарубежья.

    Поправка “ЯБЛОКА”, одобренная бюджетным комитетом, позволит увеличить доходы бюджета примерно на 400 млн. долларов в год и при этом существенно повысить конкурентоспособность российских товаров.

    2. Отклонения предложения правительства о переходе к уплате НДС “по отгрузке”. Фракция считает это предложение стратегически правильным, но преждевременным, учитывая масштабы неплатежей в экономике.

    3. Отмены обложения НДС индивидуальных предпринимателей с годовым оборотом менее 4 млн. рублей. Фракция считает, что недобросовестность отдельных представителей частного бизнеса не должна являться основанием для ужесточения налогового режима для всего индивидуального предпринимательства.


    “ЯБЛОКО” БУДЕТ ДОБИВАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОВЫШЕНИЕ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ БЫЛО НЕ СТОЛЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ, КАК ПРЕДЛАГАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО

    ПРЕСС-РЕЛИЗ (5 июля 2000 года)
    Фракция “ЯБЛОКО” будет добиваться, чтобы повышение акцизов на нефтепродукты было не столь значительным, как это предлагает правительство.

    Такое решение было принято на заседании фракции 4 июля накануне голосования очередной статьи второй части Налогового кодекса. Повышением акцизов на нефтепродукты правительство намерено компенсировать отмену оборотных налогов.

    По мнению фракции “ЯБЛОКО”, отмена налога с оборота действительно необходима потому, что он взимается без учета рентабельности производства, размера прибыли и т.д. Этим налогом “наказываются” наиболее технологичные производства.

    Однако расчеты специалистов фракции “ЯБЛОКО” показали, что оценки правительства приведут к перекомпенсации потерь от отмены налога с оборота. Фракция считает, что чрезмерное повышение акцизов неизбежно ударит не только по рядовым автолюбителям, но и приведет к серьезному росту цен на нефтепродукты, что в свою очередь повлечет дополнительный инфляционный скачок.

    Депутаты фракции “ЯБЛОКА” Михаил Задорнов и Алексей Михайлов внесли на рассмотрение бюджетного комитета и правительства предложения, в соответствии с которыми повышение акцизов по низкооктановому бензину должно составить не 6,5 раз, как это предлагает правительство, а 3,7 раз, и по высокооктановому бензину - не 6 раз, а в 4 раза соответственно.


    подготовлено пресс-службой фракции “ЯБЛОКО”


  • [Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
    [Персоналии] [Пресс-релизы]
    info@yabloko.ru