[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Пресс-служба] | ||||
Законопроект об ответственности выборных органов местного самоуправления - позиция “Яблока” |
||||
31.05.2000 |
Фракция “Яблоко” поддерживает
усилия Президента РФ, направленные на введение системы ответственности
выборных должностных лиц субъектов РФ и муниципальных образований за неисполнение
ими федеральных законов и судебных решений. Вместе с тем поддержка “Яблоком”
президентских законопроектов в первом чтении носит исключительно условный
характер.
Самые большие опасения вызывает законопроект, направленный на изменение закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Законопроект содержит положения, не имеющие никакого отношения к проблеме ответственности выборных должностных лиц, но при этом наносит очевидный ущерб как системе местного самоуправления в целом, так и правам граждан. Фракция “Яблоко” готовит пакет поправок к данному законопроекту, призванный устранить вышеперечисленные недостатки и гарантировать стабильное развитие института местного самоуправления в соответствии с Конституцией России. От принятия Государственной Думой наших поправок будет зависеть позиция фракции при рассмотрении законодательной инициативы президента во втором и третьем чтениях. В настоящее время предлагается: 1. Ввести регулирование неких “особенностей” организации местного самоуправления в городах с численностью свыше 50 тысяч человек*. Выведение из общих правил осуществления местного самоуправления региональных центров и городов с населением более 50 тыс. жителей противоречит не только Конституции, но и здравому смыслу, так как режим “особых” правил будет распространен на более чем 2/3 населения Российской Федерации. Кроме того, совершенно невозможно определить, какие “особенности” отличают поселок с населением 51 тыс. жителей от поселка с населением 49 тыс. жителей. 2. Авторы проекта предлагают исключить из закона упоминание о районе (уезде) как территории, на которой осуществляется местное самоуправление. Между тем, в настоящее время таких муниципальных образований насчитывается около полутора тысяч и существуют они в 66 субъектах РФ. Вносимый Президентом законопроект ставит их в двусмысленное положение, так как с одной стороны лишает их законодательной базы, а с другой - не указывает никакого выхода из возникающего таким образом правового вакуума. При этом полностью игнорируется статья 131 Конституции РФ, согласно которой изменение границ муниципальных образований допускается лишь с учетом мнения проживающего в них населения. Подобный подход может породить на соответствующих территориях ситуацию правового хаоса, произвола и массового нарушения прав граждан. Еще большая опасность связана с тем, что проект не предписывает конкретных сроков создания муниципальных образований в населенных пунктах, находящихся на территории упраздняемых районов. В результате, жители соответствующих территорий могут лишиться права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на неопределенно долгое время. В настоящее время такие территории существуют в 43 субъектах РФ. 3. Ключевым положением проекта является процедура отрешения выборных должностных лиц местного самоуправления. Данная процедура содержит ряд изъянов, следствием которых может стать политический произвол. Во-первых, процедура отстранения должностных лиц и роспуска представительных органов местного самоуправления существенно облегчена по сравнению с аналогичной процедурой по отношению к должностным лицам и законодательным органам субъектов РФ, содержащейся в одновременно вносимом законопроекте. Во-вторых, глава субъекта РФ, либо президент принимает решение о предупреждении соответствующим лицам или органам исходя из собственной субъективной оценки по вопросу о том, приняли они или нет находящиеся в их компетенции меры по выполнению решений суда. Однако это субъективное мнение влечет за собой необратимые правовые последствия. В-третьих, вызывает сомнение участие в процедуре отстранения должностных лиц местного самоуправления и глав региональных администраций. В условиях непрекращающихся конфликтов между губернаторами и мэрами во многих регионах подобная мера может только подлить масла в огонь, предоставив дополнительные поводы для актов произвола. В-четвертых, из текста законопроекта вытекает возможность отстранять от должности выборных лиц, избранных представительным органом из своего состава, т. е. председателя и руководителей депутатских подразделений (комитетов, комиссий) представительного органа местного самоуправления, которые не несут персональной ответственности за решения представительного органа. Наконец, содержащаяся в законопроекте норма о назначении органом государственной власти (губернатором, президентом) временно исполняющего обязанности должностного лица местного самоуправления открыто противоречит ст. 12 Конституции РФ, согласно которой “органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти”. * Установление особенностей предполагает определенные отступления от общих правил, соответствующих статье 55 Конституции РФ, согласно которой права человека и гражданина могут быть ограничены, но лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства. См. также: Елена Мизулина предлагает прямые выборы членов Совета Федерации - пресс-релиз 31 мая 2000 г. "Законы “Яблока”-
составитель С.С.Митрохин (один из предвыборых документов 1999 г.)
|
|||
|
||||
|
||||
Объединение "Яблоко", 2000 info@yabloko.ru Директор и администратор - Вячеслав Ерохин admin@yabloko.ru |