Образование, как известно, относится к тем немногим
предметам (плюс медицина, политика и спорт), в которых
разбираются все. Поэтому проводить реформы в образовании
куда труднее, чем, например, в экономике.
Вот, допустим, выходит премьер и говорит: ваучер! Тут
все замирают на некоторое время - в немом изумлении
и в ощущении глубины собственного невежества. Этого
времени как раз достаточ-но, чтобы добежать до канадской
границы.
Через некоторое время выходит другой премьер и говорит:
дефолт! И вновь немая сцена. Пока народ опомнился -
премьер уже вовсе и не премьер, а в Австралии отдыхает
как частное лицо.
Но тут на авансцену выходит мэр и громогласно говорит:
все равно ипотека! И голос какого-нибудь сморчка, бормочущего:
ну какая же ипотека, ежели дефолт? - тонет во всеобщем
восхищении перед такими умными, красивыми и непонятными
словами…
Ну а что может министр образования?
Тот, что был весной (с фамилией на "К")
вроде брякнул однажды: шестидневка! И никакой немой
сцены. Даже дети мигом поняли, что к чему и завопили:
не хотим! Не говоря уж об учителях и родителях.
Другой (на "Т"), который побывал министром
в эти летние каникулы, не успел даже произнести целиком
фразу про очередной этап реформирования, как был заменен
нынешним, осенним.
А нынешний наш министр (на "Ф") вроде еще
ничего не утверждал. Так, вопросик повесил в воздухе:
двенадцатилетка? И тут же поползли по стране зловещие
слухи, братья-журналисты в один голос завопили: спасайся,
кто может, завтра всех оставят на второй год, а потом
сразу - в армию…
Так что осенний министр (который на "Ф"),
если он собирается хотя бы перезимовать в своем кресле,
видимо, должен осознать, что уже никакие "министерские"
идеи не способны осчастливить неразумный народ. Можно,
наверное, попробовать что-то сделать, но только вместе
с этим самым народом - с учителями, родителями, учениками
и бабушками…
Самая нормальная, самая очевидная реакция людей, уставших
от изнурительного реформирования: надоело, хватит,
давайте вообще ничего не менять!
Однако сегодня здоровье наших школьников даже и здоровьем-то
нельзя назвать (по данным врачей, только 5% выпускников
можно считать здоровыми). Я не думаю, что это результат
исключительно школьных перегрузок, но тем не менее…
С 1945 года почасовая нагрузка российского школяра
увеличилась вдвое! А с более близкого 1964 года -
в полтора раза. Насколько это физически возможно?
допустимо? Так и оставить, ничего не меняя? Может
быть, добавочный школьный год (при сохранении нынешнего
объема содержания) действительно позволит хоть как-то
разгрузить ребенка - изможденную жертву образовательных
амбиций взрослых?
Впрочем, и с содержанием нашего традиционного школьного
образования совсем не все нынче в порядке. Считается,
что за 11 лет наши ученики постигают столько же, сколько
их западные сверстники за 12 и даже за 13 лет в школе.
Формально - да. Но чудес, видимо, все же не бывает.
По данным ЮНЕСКО, проводившем исследования в 45 странах,
наши ребята оказались в последней, третьей группе
да еще и на 13 месте. Причем провал как в непривычных,
так и в прикладных, почти бытовых задачах. Получив
некий объем информации, наши школьники не представляют
себе - зачем, что с ним делать, как использовать,
от какой стенки этот гвоздь. Может быть, втиснув в
ограниченное время урока перенасыщенную дозу пресловутых
знаний-умений-навыков, мы совсем не оставили ребенку
воздуха, права на паузу, на то, чтоб остановиться,
оглянуться, удивиться, задуматься?
Правда, "элитные" наши дети из лицеев-гимназий
пока что спасают престиж России, входя в тройку мировых
лидеров по соответствующей категории учеников. Но
как-то уже не успокаивает локальный успех тонкого
слоя наших юных отборных мозгов.
Мы сегодня выпихиваем честного троешника из школы
даже не в 17, а в 15 лет (у нас ведь обязательно только
девятилетнее образование). Стоит ли говорить - куда
выпихиваем? Если верить специалистам, преобразования
школы могут оказаться куда эффективней и потребуют
при этом гораздо меньших вложений, чем все усиливающиеся
полицейские меры по борьбе с тотальной безнадзорностью,
наркоманией, подростковой преступностью.
Но откуда деньги еще на один год в школе, если и без
него нынешняя школа еле сводит концы с концами, а
зачастую, как известно, уже и не сводит?
Ответ поборников двенадцатилетки весьма неожидан.
В этом году в первый класс пошли те, кто родился на
рубеже девяностых. Увы, первоклашек оказалось куда
меньше, чем в прежние годы - в смутное время рождаемость
сокращается. И по крайней мере еще лет пять каждый
сентябрь в первые классы будет приходить все меньше
и меньше детей. Так что - или закрывать классы, школы,
увольнять учителей, или… переходить на 12 лет, разгружая
школьников и сохраняя при этом нагрузку учителей.
Ну а что касается армии, то, разумеется, без перенесения
на год призыва ни о какой двенадцатилетке и говорить
не стоит.
Вот так - последовательно и старательно изложив аргументы
сторонников перехода на двенадцать школьных лет, я
предполагал с тем же старанием изложить и аргументы
противников этого перехода. Но не без некоторого изумления
обнаружил, что логических ар-гументов никто не выдвигает.
По крайней мере, я не знаю…
Есть только один - очень эмоциональный и очень убедительный
и очень актуальный аргумент: ни от каких преобразований
и реформ ничего хорошего ждать не стоит. В том числе
- и от реформирования школы. Я ощущаю всю весомость
этого неотразимого аргумента, подтвержденного десятилетиями
в том числе и моего учительства.
Но так хочется верить… Вот почему для меня главным
является не абстрактно-арифметический вопрос: 11 или
12?
Зачем? Во имя чего?
Если наша школа в результате останется такой, как
сегодня, и все это размажется еще на год - тогда нет,
уж лучше на год меньше. Если школа - это казарма,
а иногда и тюрьма, то чем меньше срок мотать, тем
лучше.
А вот если переход к двенадцатилетке - это только
повод, эффективный инструмент для обновления содержания,
создания реального многообразия школьной системы,
развития образовательных технологий, формирования
в школе условий для жизни, развития и самоопределения
ребенка, для воплощения всех тех красивых идей, о
которых еще нет-нет да и вспомнишь, томясь от бдительного
безделия во время проведения контрольной работы, тогда…
Извините, размечтался.
Звонок. Соберите тетради. Дежурные, откройте окно.
|