Не считаясь с общественным мнением, чиновники продлевают
школу еще на один год.
Подарок ко Дню знаний
Дети, которые пойдут через несколько дней "первый
раз в первый класс", а также их родители еще не
знают, что грызть гранит науки им теперь предстоит не
одиннадцать, как они предполагали, а двенадцать лет.
Впрочем, еще есть шанс предотвратить очередную авантюру,
совершенно бесполезную трату огромных денег и сил (а
главное - здоровья и времени жизни детей), поскольку
стратегическое реше-ние по судьбоносному вопросу, строго
говоря, не принято.
Иного не дано?
Дежурный набор доводов в пользу 12-летки небогат. Во-первых,
все кому не лень кивают на развитые страны. Но разумно
ли равнять наши типовые муравейники, к которым детей
приписывают на годы вперед, с той же американской 12-леткой,
в действительности разделенной на три совершенно независимые
школы (элементарную, "подростковую" и высшую),
причем у каждой - свой уклад, учебный план и расписание
на выбор? Учителям дозволено импровизировать с программой,
детям - выбирать учителей, предметы, степень погружения
в науку и т.д.
Своя, особая система в Англии, там и в школу принимают
с пяти-, а то и с четырехлетнего возраста. Что ж, может
быть, тогда и есть резон?
Кроме того, наши политики пренебрегают такой "мелочью",
как продолжительность обучения в высшей школе. А ведь
она в лучших западных университетах не превышает, как
правило, трех (против наших пяти) лет - даже в Кембридже
и Оксфорда.
Словом, сколько стран, столько подходов и обычаев. Мы
же опять пошли своим путем - формальных, а не качественных
преобразований. И этот принцип, как ни печально признавать,
становится особой приметой российской школьной политики
в последние годы.
Сегодня во всем мире крепнет убеждение, что традиционная
школа, вызывая у детей скуку и отчуждение, не дает самого
важного для человека - умения работать в команде, отвечать
за свой участок, быстро думать и принимать самостоятельные
решения в условиях переизбытка (или, наоборот, дефицита)
информации и жесткого тайм-прессинга. Кстати, на этот,
самый кричащий, так сказать, врожденный недостаток нашего
образования неоднократно указывали и зарубежные специалисты.
Но их будто не слышат.
Похоже, с тем фактом, что отечественная государственная
школа ровным счетом ничему детей не учит (кроме умения
читать-писать, которому тоже учат в семье), все давным-давно
смирились. Не потому ли вслед за первым замминистра
образования Асмоловым с больших трибун о школе теперь
говорят не иначе, как о "своего рода месте занятости
детей и подростков". По принципу: чем бы дитя ни
тешилось - так, что ли? При этом о качестве знаний,
о продуктивности методик, о новых, альтернативных моделях
образования - либо ни звука, либо скороговоркой, между
прочим.
- У нас скоро может появиться очень много безработных,
- размышляет в беседе с вашим корреспондентом советник
министра образования, ученый секретарь Высшей школы
экономики Татьяна Клячко. - Необходимо смягчить нарастающее
давление на рынок труда. Отсюда, в частности, и возникает
идея двенадцатого года для подростков.
Идеологи образовательного ведомства даже не замечают,
что, рассуждая таким образом, уже открыто признают:
да, школа готовит потенциальных безработных, и с этим
ничего не сделаешь. |