В настоящее время Министерство образования ведет разработки
по вопросу перехода школы на 12-летку. Эта тема волнует
очень многих людей, о ней активно пишет пресса. Недавно
в одной большой московской школе прошло родительское
собрание с участием почти тысячи родителей. На вопрос
"Как вы относитесь к перспективе введения 12-летки?"
более половины родителей проголосовали резко против,
и это были родители мальчиков. Причина ясна. Люди быстро
поняли: вполне реальна опасность того, что после выпускного
вечера и вручения аттестатов тех юношей, кому уже исполнится
18, немедленно призовут в армию. Например, 1-го июля,
до всяких вступительных экзаменов в вузы. Представляется
безусловным, что официальные лица, ответственные за
проработку школьной 12-летки, обязаны иметь совершенно
конкретные ответы на эти опасения.
Министерство уже говорило: "Вопрос подготовки 12-летки
и ее введения нужно увязать с переносом срока призыва
в армию". Это верно, но довольно абстрактно и никого
ни к чему не обязывает. Не получится ли на деле, что
"готовить вопрос" о 12-летке будет одно ведомство,
а призывать в армию - другое? Минобразования будет разрабатывать
учебные планы и программы, составлять новые комплекты
учебников, писать методические рекомендации, одним словом
- постепенно запускать полным ходом всю педагогическую
машину. После чего, когда машина сработает, будет принято
решение (может, и помимо воли Минобраза), и ребята пойдут
в роту 1-го июля. Если нам сейчас скажут "Вряд
ли…", то мы спросим: "А где гарантии?"
Законные, на бумаге! Например, совсем простые вещи:
направлены ли какие-либо официальные письма в Минобороны
и в Госдуму? Есть ли по ним ответы? Какова позиция Б.Н.
Ельцина и Е.М. Примакова по этой проблеме?
Если сегодня нельзя ответить на эти элементарные вопросы,
то до их прояснения мы предлагаем объявить категорический
мораторий на все разработки касательно 12-летки. И заняться
в этой связи первой проблемой: сроков призыва в армию.
В противном случае на тех, кто сейчас ведет "чисто
педагогические" разработки, может лечь ответственность
за то, что десятки и сотни тысяч выпускников российских
школ 1-го июля будут призваны в армию.
Переход к 12-летке также имеет и свою экономическую
сторону. Если государство сегодня - в отношении образования,
но не только - есть полный банкрот, то как можно вдруг
обсуждать идею расширения "российского школьного
предприятия" аж на 20%? Именно на 20%, ибо сегодня
в реальности мы имеем в школе по преимуществу 10-летку
(в большинстве школ дети учатся в начальном звене три
года, а затем "перепрыгивают" в пятый класс).
Учителям не платят по полгода нищенскую зарплату, они
бастуют и умирают от голодовок, а в Москве ученые и
управленцы и обсуждают, как бы в обанкротившемся предприятии
расширить объемы на 20%, причем без привлечения реальных
и гарантированных инвестиций. Как вообще и куда все
это укладывается?
Мы понимаем, что переход на 12-летку - это, помимо всего
прочего, интересная и сложная педагогическая проблема.
Форум готов, по мере своих знаний и сил, участвовать
в ее решении. Но сначала необходимо решить вопросы с
армией и с экономическим выживанием школы. Несоблюдение
их последовательности не только нелогично, но и просто
опасно. |