Кратко об основных событиях.
За 70 дней войны в югославии... [1]
- авиацией НАТО совершен 31.521 боевой самолето-вылет;
- разрушено 11 ж/д и 34 автомобильных моста, все основные дороги, ведущие
в Косово, 70% военных и 57% гражданских топливохрани-лищ, 39% теле- и радиопередатчиков
и ретрансляторов;
- уничтожено 340 артиллерийских орудий, 203 БТР, 120 танков (что составляет
30% тяжелой техники ВС СРЮ), 64% зенитных ракетных установок, 38% радиолокационных
станций, 14 командных пунктов, 29% вооружений и боеприпасов на военных
складах;
- разрушены 86 памятников истории, более 300 школ, вузов, больниц и
других гражданских объектов;
- погибло более 1,5 тыс.человек, в основном - мирное население...
“О контурах плана прекращения агрессии против югославии”.
(Заявление Совета по внешней и оборонной политике) - [2]
Рабочая группа СВОП полностью подтвердила выводы Заявления СВОП “О войне
НАТО против Югославии” (“НГ”, 16.04.1999) и предложила некоторые рекомендации
по выходу из этого острого кризиса, суть которых кратко сводится к следующему:
- ориентироваться, прежде всего, не на интересы Белграда, а на интересы
Москвы (они могут в значительной степени совпадать на данном этапе); мы
не можем поддерживать “политику выдавливания национальных меньшинств”;
надо перейти от позиции посредника к позиции стороны, активно навязывающей
мир; иметь свой конкретный план мирного урегулирования, при непринятии
которого рассмотреть вопрос о при остановке “челночной” дипломатии;
- в российский проект резолюции СБ ООН необходимо включить:
прекращение НАТО бомбардировок и поддержки боевиков OAK;
отвод сербских боевых частей из Косово; ввод в Косово по мандату СБ
ООН контингента “голубых касок” с составом из числа стран, не принимавших
участия в агрессии; почти неизбежно - разделение Косово на северную и южную
зоны; в северной зоне - сербское управление с российским миротворческим
контингентом, в южной - управление по мандату ООН, с сохранением юрисдикции
Югославии, но с временной администрацией ООН;
обеспечение возвращения беженцев; восстановление страны, по сути -“план
Маршалла” для Югославии с управлением фондами со стороны ЕС.
Авторы данного плана не рассматривают его контуры как запросные.
План нацелен на поиски реалистического компромисса. Документ подписали
(некоторые - с особым мнением по отдельным пунктам): В.П.Аверчев, А.Г.Арбатов,
Ю.М.Батурин,А.Г.Боровик, А.И.Вольский, Ю.М.Воронцов, С.Ю.Глазьев, В.З.Дворкин,
К.Ф.Затулин, В.В.Иваненко, С.А.Караганов, Ю.Г.Кобаладзе, А.А.Коновалов,
А.Я.Лиф-шиц, В.П.Лукин, В.Л.Манилов, Н.В.Михайлов, В.А.Никонов, С.К.Озно-бищев,
А.И.Подберезкин, А.К.Пушков, Д.Б.Рюриков, Г.А.Сатаров, В.Т.Третьяков, А.В.Федоров,
И.М.Хакамада, И.Ю.Юргенс и другие известные эксперты (всего 68 человек).
Новая стратегическая концепция нато.
24.04.1999 в Вашингтоне главами государств и правительств Севе-ро-Атлантического
Союза одобрена новая стратегическая концепция НАТО. Кратко о ее сути:
- заверения в приверженности принципам ООН (хотя на деле они были грубо
попраны агрессией в Югославии);
- провозглашение своеобразной экстерриториальности и мирового гегемонизма,
готовности отражать вооруженное нападение “откуда бы оно ни исходило”;
- провозглашение Средиземноморья зоной особых интересов НАТО, что расширяет
географию блока на северную часть Африки и Ближний Восток;
- “открытые двери” для развития отношений с Москвой в рамках Основополагающего
акта Россия-НАТО;
- налаживание связей со странами-членами ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан,
Азербайджан, Молдавия), в т.ч. по вопросам урегулирования конфликтов на
постсоветском пространстве. Особый акцент делается на поддержку усилий
Украины по развитию контактов с НАТО.
В новой концепции НАТО определяются:
- цели и задачи альянса;
- стратегические перспективы (развитие стратегической обстановки, вызовы
и риски);
- подход к проблеме безопасности в XXI веке (трансатлантическое единство;
поддержание военных возможностей альянса; европейская идентичность в области
безопасности и обороны; предотвращение конфликтов и реагирование на кризисные
ситуации; партнерство, сотрудничество и диалог; расширение НАТО);
- руководящие принципы для вооруженных сил (принципы стратегии; состояние
и задачи вооруженных сил; принципы определения характера вооруженныхсил;
характеристики обычных вооруженных сил;
характеристики ядерных сил).
Российское военное руководство критически оценивает новую концепцию
НАТО. Ее прямое следствие - внесение корректив в военную доктрину РФ. По
заявлению министра обороны И.Сергеева, изменения коснутся не только стратегических
сил сдерживания, но и сил общего назначения.
НВО публикует текст концепции НАТО с некоторыми сокращениями [З].
Новая структура системы управления российским военно-промышленным
комплексом.
Правительством внесен проект новой системы управления российским ВПК.
Введена должность вице-премьера - председателя Государственной комиссии
правительства РФ по вопросам ВПК, на которую назначен Илья Клебанов, бывший
до этого вице-губернатором Санкт-Петербурга и имеющий некоторый опыт работы
в сфере оборонки.По мнению некоторых обозревателей, (в частности, Сергея
Сокута из “НВО”) указанная реформа означает отчасти возвращение к советской
схеме, основывавшейся на отраслевом принципе. Они полагают, что в сегодняшних
экономических условиях такая идея себя не оправдает и что более разумной
альтернативой может быть акцент на программно-целевое управление, эффективность
которого была доказана на примере работ по ракетному комплексу “Тополь-М”.
Точная система управления ВПК и распределение обязанностей в правительстве
должны быть определены в двухмесячный срок. В [4] приведена
предложенная структурная схема управления ВПК РФ.
По данному вопросу см. также [5].
Серия экспериментов в интересах совершенствования ядерно-технического
комплекса страны.
По заявлению главы Минатома РФ Евгения Адамова [6]
в ближайшее время на Новой Земле начнутся экспериментальные взрывы для
со-вершенствованияи проверки ядерных вооружений. Однако, он подчеркнул,
что эти взрывы относятся к категории “неядерно-взрывных”.
Эксперты называют их гидродинамическими, или “подкритически-ми”. Такие
взрывы Россия периодически проводит на Новой Земле (США - в штате Невада).
По оценке начальника 12 ГУМО генерала Валынкина, они “абсолютно безопасны
для окружающих”. Стоимость экспериментов составит около 40 млн. рублей,
т.е. около 2% военной части расходов Минатома на 1999 год.
Удар по имиджу “сикрет интеллидженс сервис”
Сенсация в мире разведки: Ричард Томлинсон, бывший сотрудник британской
тайной службы, опубликовал в Интернете установочные данные на 116 кадровых
английских разведчиков, работавших и работающих в других странах, включая
Россию. Кроме этого, он послал этот список своим друзьям по электронной
почте. По заявлению экспертов ФОБ РФ, такой необычный источник оказал им
определенную помощь в работе.
Список Томлинсона полностью публикуется в НВО [7].
Роль военной авиации в современной войне
(Анализ событий в Персидском заливе и Югославии показывает, что она
непрерывно возрастает)
Локальные войны последних лет наглядно свидетельствуют о резком возрастании
значения авиации всех видов в достижении конечных целей боевых действий.
Хотя роль “солдатского сапога” и остается решающей в окончательном завоевании
территории противника, удары с воздуха способны (а при слабом противодействии
ПВО - практически без потерь для атакующей стороны) обеспечить победу.
В [8] анализируется опыт США и НАТО в этой области,
а также рассматриваются проблемы применения российской авиации на возможных
театрах военных действий. Приводятся диаграммы и количественные оценки
эффективности применения авиации Сухопутных войск, штурмовой, истребительно-бомбардировочной
и фронтовой авиации.
Новая книга: “советская военная мощь” - [9].
Вышел в свет большой труд по еще недавно засекреченной тематике военного
строительства в Советском Союзе, истории формирования его военной мощи,
с указанием ее действительных параметров и технологии воздействия на политические
процессы. Среди авторов книги ученые с мировым именем, руководители оборонной
промышленности СССР, крупные военочальники и дипломаты - Ю.Б.Харитон, Ю.Д.Маслюков,
Г.М.Корниенко, В.Ф.Уткин, А.В.Минаев и другие. На 624 страницах издания
более 550 цветных и черно-белых иллюстраций. Графики, таблицы и диаграммы
позволяют сопоставить реальные военные расходы СССР и США, характеристики
различных видов вооружений СССР, США и стран НАТО.
Цена книги - 700 рублей. Издательский дом “Военный парад”, 117330, Москва,
ул.Мосфильмовская, 35 стр.1. Тел: 143-9650, факс 937-9632.
Участие СССР и России в локальных войнах и конфликтах за период 1946-1998
годов.
В [10] привыодится подробная информация о 31 конфликте
с участием советского/российского военного компонента: название конфликта;
время; характер кризиса; участники; характер участия СССР/РФ и других
стран и организаций, чья техника и вооружение применялись, потери советских/российский
войск (сил); характер военных действий; форма исхода кризиса; военно-политические
итоги. Советские (российские) военные специалисты (как правило, генералы
и офицеры) за последние 50 лет командировались по линии 10-го ГУ Генштаба
и Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ в более
чем 120 стран мира. В соответствии с Федеральным законом “О ветеранах”
от 16 декабря 1994 г. лишь в 19 случаях отечественные воины-интернационалисты
могут законно считать себя “ветеранами”. Это около 60 тысяч военнослужащих,
участвовавших в боевых действиях в Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш,
Венгрии, Вьетнаме, Египте, Йемене, Камбодже, Китае, Корее, Лаосе, Ливане,
Мозамбике, Никарагуа, Сирии и Эфиопии. К ветеранам отнесены также участники
событий на советско-китайской границе в 1969 г. (остров Даманский и район
озера Жаланашколь).
Химическому разоружению альтернативы нет.
29 апреля 1997 года вступила в силу Конвенция о запрещении разработки,
производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении
(сокращенно - КХО), участником которой является и Россия. Этот важнейший
международный документ имеет для нашей страны первостепенное значение хотя
бы уже потому, что на ее территории хранится около 40 тысяч тонн боевых
отравляющих веществ (0В), больше, чем в любой другой стране мира (в США
- 30 тыс. тонн).
Краткая справка о запасах 0В в России и их местах хранения:
Всего боевых отравляющих веществ 40 000 т, из них:
80% нервно-паралитические 0В (зарин, зоман, ви-экс, фосген) в артснарядах,
реактивных снарядах РСЗО и боеголовках тактических ракет, авиабомбах;
20% кожно-нарывные (иприт, люизит, иприт+люизит) в снарядах, авиабомбах,
выливных контейнерах.
Нервно-паралитические 0В хранятся на базах:
Почеп - Брянская обл., Марадыковский - Кировская обл., Леони-довка -
Пензенская обл., Щучье - Курганская обл.
Кожно-нарывные на базах:
Камбарка - Удмуртия, Горный - Саратовская обл.,
Оба вида на базе:
Кизнер - Удмуртия.
Значительная часть российского химоружия произведена несколько десятков
лет назад и вследствие выработки допустимых сроков хранения подлежит срочному
уничтожению. Согласно оценкам экспертов [11], металлические
стенки контейнеров с ипритно-люизитными 0В ежегодно “съедаются” на 0,10-0,12
мм. Нетрудно представить себе состояние контейнеров после 50 лет хранения.
Имеются и другие серьезнейшие проблемы, связанные с хранением больших арсеналов
химоружия. Тем не менее, при всей очевидной важности данной проблемы ее
разрешение в России сталкивается с большими трудностями, прежде всего,
из-за нехватки средств. Определенная финансовая и техническая помощь Запада
(США в рамках программы Нанна-Лугара, а также Германия, Швейцария, Нидерланды,
Швеция, Финляндия) не может закрыть эту брешь, и основная тяжесть работ
по ликвидации химоружия ложится на плечи России. Подсчитано, что для его
полного уничтожения, при безусловном обеспечении экологической безопасности,
необходимо в течение 10 лет затратить около 6-7 миллиардов долларов (по
программе Нанна-Лугара на сегодня выделено только 136 миллионов долл.).
Реально из бюджета РФ на реализацию программы по уничтожению химоружия
выделяется очень мало. Так, в бюджете 1998 года на эти цели было предусмотрено
только 500 млн. рублей, а фактически затрачено и того меньше - 200 млн.(40%).
Бюджетная заявка на 1999 год составляла 6,8 млрд.руб., в бюджете предусмотрено
всего 500 млн. руб.(7,4%), а реальное текущее финансирование идет на уровне
40% от запланированного в бюджете.
Несмотря на экономический кризис в России и хроническую нехватку средств
на самые важные вопросы, останавливать работы по ликвидации химоружия нельзя.
Тем более - абсолютно недопустимо ставить вопрос о возможном выходе России
из КХО, какими бы аргументами это ни обосновывалось. Хотя прямые международные
санкции могут применяться по решению Совета Безопасности ООН только в таких
исключительных случаях, как производство страной-участницей Конвенции новых
видов 0В или применение ею химоружия, любые попытки России не выполнять
требования КХО могут повлечь за собой ощутимые для нее потери. Запад может
в этом случае прекратить всякую помощь, не выделять новых ассигнований,
заморозить строительство объекта по ликвидации 0В в районе г.Щучье и т.д.
Вполне возможно экономическое давление (например, через неформальную так-называемую
Австралийскую группу) путем отмены для России режима наибольшего благоприятствования
в поставках на мировой рынок продукции химической промышленности, которые
дают сегодня ощутимую долю валютных поступлений в бюджет страны. Вполне
очевиден будет и политический ущерб для России, усилится ее изоляция в
мире. А самое главное - при медленных темпах уничтожения гигантских запасов
0В будут возрастать предпосылки к серьезным экологическим катастрофам.
В то же самое время, при постоянном внимании в России к этой проблеме и
ее движении в правильном направлении мировое сообщество, безусловно, найдет
способ помочь преодолеть трудности. В частности, согласно КХО общий срок
для ликвидации химоружия для отдельных стран может быть, в случае необходимости,
увеличен до 15 лет.
Используемые оппонентами КХО доводы не выдерживают критики. Например,
неправомочны ссылки на отсутствие у России эффективной технологии уничтожения
0В: в 1996 году в ходе совместного российско-американского эксперимента
была высоко оценена технология ГосНИИ-ОХТ (Государственного НИИ органической
химии и технологии). Американцы изучают возможность применения ее некоторых
элементов у себя.
Отсутствие денег в государственной казне - также не довод в пользу выхода
из КХО, и ссылка на это является, скорее, свидетельством нежелания все
же найти необходимые средства для решения этой важнейшей проблемы. Весь
вопрос в том, насколько приоритетной для страны она является и заслуживает
ли она соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Можно обдумать
и дополнительные источники финансирования. В частности, мышьяк, который
извлекается из люизита, является ценнейшим и крайне дефицитным стратегическим
сырьем. Поскольку в любом случае эти 0В, складированные в контейнерах в
Кам-барке и Горном, предполагается уничтожать в первую очередь, - продажа
мышьяка на мировом рынке могла бы дать дополнительные средства для реализации
КХО, поставить ее частично на “самоокупаемость”.
Сотни контейнеров с разъедаемыми изнутри стенками не будут ждать, когда
Россия станет богаче. Альтернативы скорейшей ликвидации этого тяжелого
наследия прошлого просто нет.
К сожалению, 11 июня, вопреки позиции фракции “ЯБЛОКО”, Дума приняла
постановление “О неудовлетворительном выполнении обязательств РФ
по реализации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления
и применения химического оружия и его уничтожении”, представленное совместно
комитетами по экологии и по обороне. В нем, в частности, предусматривается
возможность фактического выхода России из КХО в случае продолжения недостаточного
финансирования ее выполнения. Такой шаг, горячо поддерживаемый лево-радикальными
деятелями вроде депутата А.Макашова, подрывает репутацию Думы и ряда ее
комитетов и фракций. Кроме того, это создает опасный прецедент и по существу
дела, поскольку в той или иной мере Россия сталкивается с подобными проблемами
и в других вопросах выполнения договорных обязательств по разоружению.
В ответ исполнительная власть еще больше сократит финансирование, усмотрев
в намерении Думы “легкий выход” из положения, с возложением всей ответственности
на парламент, а также может быть прекращена любая иностранная помощь. Решать
проблему несоответствия ассигнований и договорных обязательств нужно путем
изыскания дополнительного финансирования, привлечения зарубежной помощи
и переговоров об облегчении условий договоров - а не посредством денонсации
международных соглашений.
Такого рода “дефолт” в сфере международной безопасности представит Россию
в качестве безответственного государства, лишит ее даже тех немногих остающихся
козырей, которые пока еще заставляют другие ведущие державы мира сотрудничать
с ней и хоть как-то считаться с ее интересами. |