6. Доходы альтернативного бюджета “ЯБЛОКА”.
В основу прогноза объема доходов альтернативного бюджета “ЯБЛОКА” на
2000 год положены показатели развития экономики Российской Федерации на
этот период и оценка ожидаемых поступлений налоговых и других обязательных
платежей в бюджетную систему страны в 1999 году.
Формирование прогноза доходной базы федерального бюджета на 2000 год
произведено, исходя из действующего на момент составления проекта федерального
бюджета налогового законодательства с учетом дополнительных предложений,
направленных на дальнейшее реформирование налоговой системы, снижение и
перераспределение налогового бремени, повышение инвестиционной активности,
улучшение налогового администрирования. Кроме того, в целях обеспечения
защиты доходов бюджетной системы от инфляционных потерь в расчетах учтены
предложения Правительства Российской Федерации об индексации отдельных
специфических ставок налогообложения с учетом прогнозируемой инфляции.
Основные предложения по изменению налоговой политики, учтенные в расчетах
доходов бюджетной системы на 2000 года, перечислены в разделе2.
Принципы налоговой политики.
Основные отличия в доходах альтернативного бюджета “ЯБЛОКА” и варианта
правительства РФ базируются на приведенных ниже причинах.
-
Доходы от налога на прибыль в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” существенно
меньше, чем в правительственном варианте (20,8 и 47,6 млрд. руб. соответственно).
Это связано с тем, что ставка налога резко уменьшена (с 30 до 20%), особенно
в части, поступающей в федеральный бюджет (с 11 до 3%).
-
Доходы от поступления подоходного налога в альтернативном бюджете
“ЯБЛОКА” больше, чем в правительственном (34,9 и 31,9 млрд. руб.), несмотря
на то, что ставка существенно снижена (до 10%). Это связано с тем, что
в доход федерального бюджета поступают первые 3% от подоходного налога,
то есть доля Федерации не изменится (уменьшится доля налога, зачисляемая
в бюджеты субъектов федерации). В то же время снижение ставки подоходного
налога приведет к повышению его собираемости. Отсюда – прогнозируемое увеличение
доходов по этому источнику.
-
Поступление доходов от налога на добавленную стоимость (НДС) в альтернативном
бюджете “ЯБЛОКА” на 15,2 млрд. руб. меньше, чем в бюджете правительства.
При этом доходы от НДС на товары, производимые на территории Российской
Федерации – меньше почти на 30 млрд. Это связано с тем, что “ЯБЛОКО”
предлагает изменить пропорцию распределения этого налога следующим образом:
25% - в бюджеты субъектов федерации, 75% - в бюджет Федерации ( по правительственному
варианту – 15% и 85%). Такое перераспределение, во-первых, компенсирует
субъектам федерации недополучение налоговых доходов, возникающее из-за
снижения ставки подоходного налога и отмены ряда других налогов (в первую
очередь – налога на содержание жилищного фонда) и, во-вторых, повысит заинтересованность
налоговых органов на местах в сборе НДС (как известно, этот налог относится
к плохо собираемым). В альтернативный бюджет “ЯБЛОКА” заложены большие,
чем у правительства, поступления от НДС по товарам, ввозимым на территорию
Российской Федерации (на 15 млрд. руб.). Это связано с тем, что в альтернативный
бюджет “ЯБЛОКА” заложен более высокий курс доллара и более высокий уровень
инфляции. 100% поступлений от этого налога зачисляется в федеральный бюджет.
-
В правительственном варианте бюджета РФ на 2000 год доходы от налога
на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных
в иностранной валюте, уменьшены на 45 млн. руб. по сравнению с 1999
годом. Это в большой степени связано с реальным поступлением этого налога,
а именно с тем, что коммерческие банки нашли возможность избегать его уплаты
(оформляя покупку валюты не как валютно-обменные операции, а как операции
по депозитам). В альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” более высокий прогноз
доходов по налогу на покупку иностранных денежных знаков (2,9 млрд. руб.
против 1.5 млрд. у правительства РФ) основан как на уверенности в том,
что в год президентских выборов, влекущих за собой существенные политические
риски, повысится и стремление населения и организаций приобрести валюту,
так и на уверенности в возможности увеличить собираемость этого налога
за счет усовершенствования порядка его взимания.
-
В отличие от правительства РФ, которое предлагает отменить налог на
пользователей автомобильных дорог, “ЯБЛОКО” считает более целесообразным
сохранить его в течение 2000 и 2001 гг., постепенно снижая ставку (до 2,2
и 1,2% соответственно против 2,5% действующей в настоящее время). В 2000
г. по альтернативному бюджету “ЯБЛОКА” доходы от этого налога планируются
в размере 16,3 млрд. руб.
-
Налог на реализацию горюче-смазачных материалов по предложению правительства
отменяется. “ЯБЛОКО” предлагает его не отменять, но распределить между
федерацией и субъектами федерации в соотношении 50 на 50%. Планируемые
доходы альтернативного бюджета “ЯБЛОКА” от этого налога – 9,8 млрд. руб.
-
Доходы от налога на совокупный доход по альтернативному бюджету
“ЯБЛОКА” выше, чем по правительственному варианту, на 238 млн. руб. (темп
роста доходов от этого налога у “ЯБЛОКА” – 1,52, у правительства же – 1,27,
то есть ниже прогнозируемого уровня инфляции). “ЯБЛОКО” предлагает снизить
почти в два раза единый налог на для субъектов малого предпринимательства,
перешедших на упрощенную систему налогообложения. В этом случае неизбежно
увеличиться число предприятий, перешедших на эту систему (в основном, за
счет выхода из “теневой экономики). Подтверждением этого утверждения служит
опыт Санкт-Петербурга, где после снижения в два раза части ставки налога,
зачисляемой в региональный бюджет, число предприятий, перешедших на упрощенную
систему, увеличилось в 1,5 раза.
-
В альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” заложены существенно меньшие поступления
по
платежам за пользование природными ресурсами (9,8 млрд. рублей против
10,7 в правительственном варианте). Это происходит, в основном, за счет
поступлений от земельного налога. Наш расчет сделан на основании
учета реальных поступлений от этого налога в 1998 году, скорректированных
с помощью коэффициентов инфляции (земельный налог относится к плохо собираемым).
-
Доходы от налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
(таможенных пошлин и иных таможенных сборов и платежей), прогнозируемые
в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА”, превышают соответствующие показатели
правительственного варианта бюджета на 9 млрд. руб. Долю налоговых доходов
от внешнеэкономической деятельности в общем объеме доходов федерального
бюджета предлагается увеличить с 19,2 процента в бюджете 1999 года до 23,6
процента в бюджете на 2000 год. Это возможно по следующим причинам. Во-первых,
в альтернативном бюджете заложен более высокий курс доллара. Во-вторых,
нами предложен ряд мер, способствующих повышению собираемости таможенных
платежей. В прогнозе налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности
учтены меры, которые должно осуществлять Правительство Российской Федерации
в области государственного регулирования внешней торговли.
-
По прочим налогам, сборам и пошлинам в правительственном варианте
заложено доходов значительно меньше, чем альтернативном бюджете “ЯБЛОКА”
почти на 3,5 млрд. руб.). Прогноз доходов, сделанный “ЯБЛОКОМ”, учитывает
уровень инфляции по отношению к 1998 году.
-
По доходам от имущества, находящейся в государственной и муниципальной
собственности, или от деятельности в альтернативном бюджете “ЯБЛОКА”
заложен прирост в 1,72 раза. В то же время прогноз “ЯБЛОКА” по этому параметру
значительно менее оптимистичен, чем прогноз правительства (3,08). Мы считаем,
что бюджетные поступления от сдачи в аренду имущества, находящегося
в государственной собственности, могут быть увеличены. В альтернативный
бюджет “ЯБЛОКА” заложены также доходы от перечисления прибыли Центрального
банка РФ в размере 2,7 млрд. руб. (в правительственном варианте они
вообще не учтены). В то же время дивиденды по акциям, принадлежащим
государству, окажутся ниже, чем прогнозируется в правительственном
варианте бюджета, из-за высоких политических рисков. кроме того, в предвыборный
год, как правило, складывается неблагоприятная конъюнктура цен, в связи
с чем продажа государственного имущества не приносит ожидаемых результатов.
-
В альтернативном бюджете “ЯБЛОКА” поступления от прочих неналоговых
доходов прогнозируются в большем размере, чем в правительственном варианте
(3,3 и 2,5 млрд. руб. соответственно). У нас нет информации о том, из чего
исходило в своем прогнозе правительство, поэтому свой прогноз мы строили
на основе реальных поступлений в 1998 году, скорректированных на уровень
инфляции.
-
Доходы целевых бюджетных фондов по альтернативному бюджету “ЯБЛОКА”
отличаются от правительственного варианта в целом незначительно. Существенно
увеличен по сравнению с проектом бюджета правительства Государственный
фонд борьбы с преступностью (почти на 340 млн. руб.), что отражает приоритеты
“ЯБЛОКА”, а также Федеральный экологический фонд РФ (на 10,7 млн. руб.).
|