2. Принципы налоговой политики.
Разговоры о необходимости изменения налоговой политики в Российской
Федерации идут уже много лет. Однако, реальных шагов на этом пути так и
не сделано - налоговая система остается достаточно сложной, нестабильной
и плохо предсказуемой, давление на налогоплательщиков не снижается, а только
увеличивается, раздаются необоснованные налоговые льготы.
В результате собираемость налогов остается низкой, изобретаются все
новые и новые способы ухода от налогообложения, все большая часть экономики
России уходит в “тень”. Естественным следствием такого положения вещей
являются задержки заработной платы и детских пособий, хроническое недофинансирование
социальной сферы, здравоохранения, культуры, отказ государства оплачивать
предприятиям сделанные заказы и так далее.
“ЯБЛОКО” считает целью налоговой политики cоздание благоприятного налогового
климата на территории России для всех хозяйствующих в стране экономических
субъектов, стимулирование развития наиболее конкурентоспособных предприятий
и привлечение инвестиций.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ,
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ “ЯБЛОКОМ”
В настоящем проекте "ЯБЛОКО" предлагает, по сути, налоговую реформу,
рассчитанную на несколько лет вперед, и предусматривающую кардинальное
изменение налоговой политики в России, но проводимое достаточно плавным
путем, что позволит не дестабилизировать экономическую ситуацию.
Принципы налоговой политики, предлагаемые "ЯБЛОКОМ":
-
Кардинальное снижение налогового бремени на предприятия
-
Стабильность и предсказуемость налоговой политики.
-
Упрощение налоговой системы путем сокращения количества налогов..
-
Упрощение порядка исчисления налогов
-
Улучшение собираемости налогов.
-
Сокращение налоговых льгот и замена налоговых льгот на прямую помощь из
расходной части бюджета.
-
Изменение структуры налогового бремени, уменьшение налогообложения доходов
граждан и предприятий при одновременном увеличении налогообложения крупной
собственности, ресурсо- и природопользования.
Правительственный вариант налоговой политики на 2000 год предполагает
лишь три незначительных изменения:
- небольшое сокращение ставки налога на пользователей автомобильных
дорог;
- индексация шкалы обложения подоходным налогом и уточнение размеров
необлагаемых вычетов;
- изменение порядка исчисления и возмещения НДС.
В отличие от правительственного варианта, “ЯБЛОКО” предлагает изменения
в налоговой политике, сведенные в нижеприведенную таблицу:
Вид налога
|
Действующие ставки в % (в
региональный бюджет+в федеральный бюджет)
|
Предлагаемые ставки (%)
|
|
1999 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
Налог на прибыль
|
19+11
|
17+3
|
17+3
|
17+3
|
17+3
|
Налог на добавленную стоимость
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
Подоходный налог
|
12-45
|
10
|
10
|
10
|
10
|
Налог с продаж
|
0-5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Налог на пользователей автодорог
|
2+0.5
|
1.8+0.4
|
1.0+0.2
|
0
|
0
|
Налог с владельцев транспортных
средств
|
по шкале
|
Увеличение
ставки по легковым автомобилям с мощностью двигате-ля более 110 л.с. в
8 раз (с 1р.30 коп. за 1л.с. до 10р.40коп.) |
Увеличение на коэффициент
инфляции ежегодно
|
Единый налог для субъектов
малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему
|
|
|
|
|
|
от выручки
|
6.67+3.33
|
4+2
|
4+2
|
4+2
|
4+2
|
от дохода
|
13.34+6.66
|
8+4
|
8+4
|
8+4
|
8+4
|
Налог на содержание жилищного
фонда и объектов оциально-культурной сферы
|
1,5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Целевой сбор на содержание
правоохранительных органов
|
3
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Сбор на нужды образовательных
учреждений
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Налог на реализацию горюче-смазочных
материалов
|
25
|
Увеличение ставки с 25%
до 40% по бензину повышенного качества
|
25-40
|
25-40
|
25-40
|
Земельный налог
|
Дифференцированы от 50р.21к.
до 1р.55к.
|
Постепенное увеличение в
зависимости от темпов инфляции
|
|
Налог на игорный бизнес
|
по шкале
|
Постепенное увеличение в
зависимости от размера МРОТ, скорректированного на темпы инфляции
|
В частности, “ЯБЛОКО” предлагает:
- резко сократить ставку подоходного налога, установив единую
ставку в 10% на 2000-2003 годы (нынешняя шкала - от 12% до 45%);
- существенно изменить в пользу регионов распределение поступлений
от НДС: вместо нынешних 15% регионы будут получать 25% в 2000 году, 35%
в 2001 году и 40% в 2002 году;
- значительно снизить ставку налога на прибыль - вместо нынешних 30%
установить 20%;
- отменить налоги на содержание жилищного фонда и социальной сферы,
целевые сборы на содержание правоохранительных органов, благоустройство
территории, содержание общеобразовательных учреждений и другие цели;
- постепенно отменить в течение 2000-2002 годов налог на пользователей
автомобильных дорог;
- на треть снизить ставку налога для предпринимателей, перешедших на
упрощенную систему налогообложения;
- отменить налог на приобретение автотранспортных средств.
Кроме этого, в 2000 – 2002 годах снизится налоговая нагрузка на
налогоплательщиков, не участвующих в экспортно-импортных операциях на 20%.
Что касается экспортеров и импортеров, то налоговая нагрузка на них также
снизится: на экспортеров - на 19%, на импортеров - на 17%. За счет чего
будет достигнут такой эффект? Общее снижение налоговой нагрузки за счет
снижения федеральных налогов дает "чистый" выигрыш для тех, кто не участвует
в экспортно-импортных операциях и не платит ввозных и вывозных таможенных
пошлин. Сами по себе эти пошлины в варианте "Яблока" несколько возрастают,
но уменьшение федеральных налогов все равно оказывается для экспортеров
и импортеров более существенным, чем рост пошлин.
Отдельного обсуждения требует проблема снижения и последующей отмены
налога на пользователей автомобильных дорог, являющегося основным источником
формирования доходной базы Федерального дорожного фонда (ФДФ) и территориальных
дорожных фондов (ТДФ) регионов.
Следует отметить, что правительство России предлагает уже в следующем
году вообще ликвидировать Федеральный дорожный фонд. “Яблоко” предлагает
в течение трех лет постепенно отменять основной налог, формирующий эти
фонды - налог на пользователей автомобильных дорог, но согласиться с предложением
Правительства Российской Федерации о ликвидации Федерального дорожного
фонда уже в 2000 году. Предлагается зачислять “дорожные” налоги в бюджет
и финансировать расходы по дорожному строительству за счет средств бюджета,
без целевой привязки к конкретным налогам. Причем, “Яблоко” предлагает
выделить и на дорожное строительство, и на субсидии регионам для дорожного
хозяйства значительно большие суммы, чем в Правительственном варианте.
В дальнейшем потери бюджетов в связи с отменой налога на пользователей
автомобильных дорог предлагается компенсировать ростом поступлений от налога
на реализацию горюче-смазочных материалов и от налога с владельцев транспортных
средств (в случае принятия субъектом Федерации решения об отмене земельного
налога, налога на имущество физических лиц, налога на имущество организаций).
"ЯБЛОКО" предлагает после 2001 года взимать в Российской Федерации
только следующие виды налогов:
-
Налог на добавленную стоимость
-
Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального
сырья
-
Налог на прибыль (доход) организаций
-
Подоходный налог с физических лиц
-
Государственная пошлина
-
Таможенная пошлина и таможенные сборы
-
Налог на пользование недрами
-
Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
-
Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами
-
Лесной налог
-
Водный налог
-
Экологический налог
-
Налог на имущество организаций
-
Налог на недвижимость
-
Налог с продаж
-
Налог на игорный бизнес
-
Земельный налог
-
Налог на имущество физических лиц
-
Налог на рекламу
-
Налог на наследование и дарение
-
Лицензионные сборы
-
Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ.
“ЯБЛОКО” считает, что в дальнейшем при разработке нового налогового
закона следует исходить из того, что суммарные отчисления с фонда заработной
платы предприятий и учреждений любой юридической формы, включая подоходный
налог и отчисления в государственные внебюджетные фонды, не должны превышать
15%.
При определении ставки налога на прибыль следует исходить из
того, что:
-
ставка налога не имеет принципиального значения поскольку уровень налоговых
изъятий в значительной степени определяется ограничениями по составу затрат;
-
налог в его сегодняшнем виде требует существенных затрат на администрирование;
-
имеется прямая заинтересованность и широкие возможности для занижения базы.
Исходя из этого, в дальнейшем можно пойти на определенное сокращение бюджетных
доходов в части налога на прибыль, однако это следует сделать не только
через снижение ставки, но и через существенную либерализацию состава затрат:
-
реклама,
-
страхование,
-
образование и повышение квалификации,
-
представительские расходы,
-
транспорт,
-
командировочные,
-
питание сотрудников
и некоторые другие - вплоть до разрешения включать в затраты все, что приобретено
в России и документально подтверждено. Такой путь снижения налоговой нагрузки
(в части налога на прибыль) позволяет решать несколько задач: во-первых,
теряется заинтересованность предприятий занижать прибыль; во-вторых, устанавливается
контроль над оборотами предприятия; в-третьих, - что очень важно – происходит
“принудительная” легализация части теневого сектора, который теперь вынужден
будет обслуживать те или иные расходы предприятия тоже легально (поскольку
у предприятия возникает прямая заинтересованность в подтверждении своих
расходов).
В дальнейшем мы также предлагаем перейти на двухставочную шкалу подоходного
налога.
Суть наших предложений по подоходному налогу сводится к применению того
же подхода, что и в налоге на прибыль.
В самом общем виде, предлагается базовая ставка подоходного налога (в
наших расчетах она равна 20%) и две группы вычетов, уменьшающих налогооблагаемую
базу. Первая группа – это необлагаемый минимум и вычеты на иждивенцев;
они применяются и в действующей системе. Что же касается второй группы,
то здесь речь идет о расходах (главным образом, на услуги), которые сегодня
в большей или меньшей степени обслуживают теневой оборот. По нашим оценкам,
эффективный предел сокращения налогооблагаемой базы (за счет второй группы
вычетов) составляет 50%. Тогда для базовой 20%-ной ставки эффективная (реальная)
ставка подоходного налога при максимальных вычетах составит не более 10%
к номинальному доходу (с учетом вычета необлагаемого минимума и на иждивенцев).
Какие расходы могут приниматься к вычетам из налогооблагаемой базы по подоходному
налогу? Полагаем, что это могут быть расходы на следующие цели:
-
здравоохранение и санаторно-курортное обслуживание (естественно, в нашей
стране);
-
образование как самого налогоплательщика, так и находящихся на его содержании
иждивенцев (в образовательных учреждениях, расположенных на территории
России и имеющих соответственную лицензию);
-
покупку, строительство и ремонт жилья (включая дачное хозяйство);
-
помощь родителям-пенсионерам; добровольное пенсионное страхование;
на благотворительные цели, перечисляемые организациям культуры,
образования, здравоохранения, социального обеспечения и спорта, полностью
или частично финансируемым из бюджета и др.
|