[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Актуальные темы
[Бюджет] [Бюджет-2000]
Альтернативный бюджет РФ 2000
Пояснительная записка
2. Принципы налоговой политики.
Альтернативный бюджет РФ - 2000
Далее ( Получение дополнительных доходов бюджета.)
Назад ( Основные отличия альтернативного варианта проекта бюджета от варианта правительства РФ)
2. Принципы налоговой политики.

Разговоры о необходимости изменения налоговой политики в Российской Федерации идут уже много лет. Однако, реальных шагов на этом пути так и не сделано - налоговая система остается достаточно сложной, нестабильной и плохо предсказуемой, давление на налогоплательщиков не снижается, а только увеличивается, раздаются необоснованные налоговые льготы.

В результате собираемость налогов остается низкой, изобретаются все новые и новые способы ухода от налогообложения, все большая часть экономики России уходит в “тень”. Естественным следствием такого положения вещей являются задержки заработной платы и детских пособий, хроническое недофинансирование социальной сферы, здравоохранения, культуры, отказ государства оплачивать предприятиям сделанные заказы и так далее.

“ЯБЛОКО” считает целью налоговой политики cоздание благоприятного налогового климата на территории России для всех хозяйствующих в стране экономических субъектов, стимулирование развития наиболее конкурентоспособных предприятий и привлечение инвестиций.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ,
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ “ЯБЛОКОМ”

В настоящем проекте "ЯБЛОКО" предлагает, по сути, налоговую реформу, рассчитанную на несколько лет вперед, и предусматривающую кардинальное изменение налоговой политики в России, но проводимое достаточно плавным путем, что позволит не дестабилизировать экономическую ситуацию.

Принципы налоговой политики, предлагаемые "ЯБЛОКОМ":

  • Кардинальное снижение налогового бремени на предприятия
  • Стабильность и предсказуемость налоговой политики.
  • Упрощение налоговой системы путем сокращения количества налогов..
  • Упрощение порядка исчисления налогов
  • Улучшение собираемости налогов.
  • Сокращение налоговых льгот и замена налоговых льгот на прямую помощь из расходной части бюджета.
  • Изменение структуры налогового бремени, уменьшение налогообложения доходов граждан и предприятий при одновременном увеличении налогообложения крупной собственности, ресурсо- и природопользования.
Правительственный вариант налоговой политики на 2000 год предполагает лишь три незначительных изменения: - небольшое сокращение ставки налога на пользователей автомобильных дорог;
- индексация шкалы обложения подоходным налогом и уточнение размеров необлагаемых вычетов;
- изменение порядка исчисления и возмещения НДС.
В отличие от правительственного варианта, “ЯБЛОКО” предлагает изменения в налоговой политике, сведенные в нижеприведенную таблицу:
 
Вид налога
Действующие ставки в % (в региональный бюджет+в федеральный бюджет)
Предлагаемые ставки (%)
1999 г.
2000 г.
2001 г. 
2002 г.
2003 г.
Налог на прибыль
19+11
17+3
17+3
17+3
17+3
Налог на добавленную стоимость
20
20
20
20
20
Подоходный налог
12-45
10
10
10
10
Налог с продаж
0-5
5
5
5
5
Налог на пользователей автодорог
2+0.5
1.8+0.4
1.0+0.2
0
0
Налог с владельцев транспортных средств
по шкале
Увеличение ставки по легковым автомобилям с мощностью двигате-ля более 110 л.с. в 8 раз (с 1р.30 коп. за 1л.с. до 10р.40коп.)
Увеличение на коэффициент инфляции ежегодно
Единый налог для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему 
         
от выручки
6.67+3.33
4+2
4+2
4+2
4+2
от дохода
13.34+6.66
8+4
8+4
8+4
8+4
Налог на содержание жилищного фонда и объектов оциально-культурной сферы 
1,5
0
0
0
0
Целевой сбор на содержание правоохранительных органов
3
0
0
0
0
Сбор на нужды образовательных учреждений
1
0
0
0
0
Налог на реализацию горюче-смазочных материалов
25
Увеличение ставки с 25% до 40% по бензину повышенного качества
25-40
25-40
25-40
Земельный налог
Дифференцированы от 50р.21к. до 1р.55к.
Постепенное увеличение в зависимости от темпов инфляции
 
Налог на игорный бизнес
по шкале
Постепенное увеличение в зависимости от размера МРОТ, скорректированного на темпы инфляции

В частности, “ЯБЛОКО” предлагает:

- резко сократить ставку подоходного налога, установив единую ставку в 10% на 2000-2003 годы (нынешняя шкала - от 12% до 45%);
- существенно изменить в пользу регионов распределение поступлений от НДС: вместо нынешних 15% регионы будут получать 25% в 2000 году, 35% в 2001 году и 40% в 2002 году;
- значительно снизить ставку налога на прибыль - вместо нынешних 30% установить 20%;
- отменить налоги на содержание жилищного фонда и социальной сферы, целевые сборы на содержание правоохранительных органов, благоустройство территории, содержание общеобразовательных учреждений и другие цели;
- постепенно отменить в течение 2000-2002 годов налог на пользователей автомобильных дорог;
- на треть снизить ставку налога для предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения;
- отменить налог на приобретение автотранспортных средств.


Кроме этого, в 2000 – 2002 годах снизится налоговая нагрузка на налогоплательщиков, не участвующих в экспортно-импортных операциях на 20%. Что касается экспортеров и импортеров, то налоговая нагрузка на них также снизится: на экспортеров - на 19%, на импортеров - на 17%. За счет чего будет достигнут такой эффект? Общее снижение налоговой нагрузки за счет снижения федеральных налогов дает "чистый" выигрыш для тех, кто не участвует в экспортно-импортных операциях и не платит ввозных и вывозных таможенных пошлин. Сами по себе эти пошлины в варианте "Яблока" несколько возрастают, но уменьшение федеральных налогов все равно оказывается для экспортеров и импортеров более существенным, чем рост пошлин.

Отдельного обсуждения требует проблема снижения и последующей отмены налога на пользователей автомобильных дорог, являющегося основным источником формирования доходной базы Федерального дорожного фонда (ФДФ) и территориальных дорожных фондов (ТДФ) регионов.

Следует отметить, что правительство России предлагает уже в следующем году вообще ликвидировать Федеральный дорожный фонд. “Яблоко” предлагает в течение трех лет постепенно отменять основной налог, формирующий эти фонды - налог на пользователей автомобильных дорог, но согласиться с предложением Правительства Российской Федерации о ликвидации Федерального дорожного фонда уже в 2000 году. Предлагается зачислять “дорожные” налоги в бюджет и финансировать расходы по дорожному строительству за счет средств бюджета, без целевой привязки к конкретным налогам. Причем, “Яблоко” предлагает выделить и на дорожное строительство, и на субсидии регионам для дорожного хозяйства значительно большие суммы, чем в Правительственном варианте. В дальнейшем потери бюджетов в связи с отменой налога на пользователей автомобильных дорог предлагается компенсировать ростом поступлений от налога на реализацию горюче-смазочных материалов и от налога с владельцев транспортных средств (в случае принятия субъектом Федерации решения об отмене земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на имущество организаций).

"ЯБЛОКО" предлагает после 2001 года взимать в Российской Федерации только следующие виды налогов:

  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья
  • Налог на прибыль (доход) организаций
  • Подоходный налог с физических лиц
  • Государственная пошлина
  • Таможенная пошлина и таможенные сборы
  • Налог на пользование недрами
  • Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
  • Лесной налог
  • Водный налог
  • Экологический налог
  • Налог на имущество организаций
  • Налог на недвижимость
  • Налог с продаж
  • Налог на игорный бизнес
  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц
  • Налог на рекламу
  • Налог на наследование и дарение
  • Лицензионные сборы
  • Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ.

“ЯБЛОКО” считает, что в дальнейшем при разработке нового налогового закона следует исходить из того, что суммарные отчисления с фонда заработной платы предприятий и учреждений любой юридической формы, включая подоходный налог и отчисления в государственные внебюджетные фонды, не должны превышать 15%.

При определении ставки налога на прибыль следует исходить из того, что:

  • ставка налога не имеет принципиального значения поскольку уровень налоговых изъятий в значительной степени определяется ограничениями по составу затрат;
  • налог в его сегодняшнем виде требует существенных затрат на администрирование;
  • имеется прямая заинтересованность и широкие возможности для занижения базы.
Исходя из этого, в дальнейшем можно пойти на определенное сокращение бюджетных доходов в части налога на прибыль, однако это следует сделать не только через снижение ставки, но и через существенную либерализацию состава затрат:
  1. реклама,
  2. страхование,
  3. образование и повышение квалификации,
  4. представительские расходы,
  5. транспорт,
  6. командировочные,
  7. питание сотрудников
и некоторые другие - вплоть до разрешения включать в затраты все, что приобретено в России и документально подтверждено. Такой путь снижения налоговой нагрузки (в части налога на прибыль) позволяет решать несколько задач: во-первых, теряется заинтересованность предприятий занижать прибыль; во-вторых, устанавливается контроль над оборотами предприятия; в-третьих, - что очень важно – происходит “принудительная” легализация части теневого сектора, который теперь вынужден будет обслуживать те или иные расходы предприятия тоже легально (поскольку у предприятия возникает прямая заинтересованность в подтверждении своих расходов).

В дальнейшем мы также предлагаем перейти на двухставочную шкалу подоходного налога.

Суть наших предложений по подоходному налогу сводится к применению того же подхода, что и в налоге на прибыль.

В самом общем виде, предлагается базовая ставка подоходного налога (в наших расчетах она равна 20%) и две группы вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу. Первая группа – это необлагаемый минимум и вычеты на иждивенцев; они применяются и в действующей системе. Что же касается второй группы, то здесь речь идет о расходах (главным образом, на услуги), которые сегодня в большей или меньшей степени обслуживают теневой оборот. По нашим оценкам, эффективный предел сокращения налогооблагаемой базы (за счет второй группы вычетов) составляет 50%. Тогда для базовой 20%-ной ставки эффективная (реальная) ставка подоходного налога при максимальных вычетах составит не более 10% к номинальному доходу (с учетом вычета необлагаемого минимума и на иждивенцев). Какие расходы могут приниматься к вычетам из налогооблагаемой базы по подоходному налогу? Полагаем, что это могут быть расходы на следующие цели:

  1. здравоохранение и санаторно-курортное обслуживание (естественно, в нашей стране);
  2. образование как самого налогоплательщика, так и находящихся на его содержании иждивенцев (в образовательных учреждениях, расположенных на территории России и имеющих соответственную лицензию);
  3. покупку, строительство и ремонт жилья (включая дачное хозяйство);
  4. помощь родителям-пенсионерам; добровольное пенсионное страхование;

  5. на благотворительные цели, перечисляемые организациям культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения и спорта, полностью или частично финансируемым из бюджета и др.
Альтернативный бюджет РФ - 2000
Далее ( Получение дополнительных доходов бюджета.)
Назад ( Основные отличия альтернативного варианта проекта бюджета от варианта правительства РФ)
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Актуальные темы
[Бюджет] [Бюджет-2000]

info@yabloko.ru