5. Управление государственным долгом Российской Федерации.
В качестве основных положений долговой политики России, “ЯБЛОКО”
предлагает следующие:
-
Остановка роста долга страны
-
Оздоровление структуры долга:
-
Замораживание или списание долгов бывшего СССР;
-
Корректная реструктуризация долгов Российской Федерации и их безусловное
обслуживание.
Целью 2000 года для российской финансовой системы является поэтапное восстановление
доверия внутренних и внешних кредиторов к Российской Федерации, подорванное
действиями российского правительства в августе 1998 года с одновременной
девальвацией национальной валюты и отказом государства от выполнения своих
финансовых обязательств.
При этом “ЯБЛОКО” предлагает:
-
Реалистичный бюджет при одновременной остановке роста государственного
долга;
-
Равные условия реструктуризации долгов для всех кредиторов;
-
Продолжение активного сотрудничества с международными финансовыми
организациями;
-
Безусловная оплата всех процентных платежей по внутренним и внешним
долгам Российской Федерации;
-
Медленное оживление внутреннего рынка – на базе новых бумаг с правом
их досрочного предъявления к выкупу в счет погашения задолженностей по
пеням и налоговым штрафам.
Предлагается в 2000 году привлечь новые займы только в размере погашаемых
кредитов. В результате резко сокращается дефицит бюджета (до 0,1% от валового
внутреннего продукта), который, как уже указано выше, финансируется только
за счет доходов от продажи государственного имущества и государственных
запасов.
Для восстановления доверия инвесторов и России в проект бюджета в полном
объеме закладываются расходы по обслуживанию российского внутреннего и
внешнего долгов, для чего заложен первичный профицит в размере 4,4% к валовому
внутреннему продукту (ВВП). В то же время предлагается заморозить советские
долги с долгосрочной их реструктуризацией.
Объемы государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации
должны быть зафиксированы по состоянию на 1 января 2000 года.
Должна быть проведена тщательная проверка всех поступающих связанных
кредитов, и те невыбранные части кредитов, процент выборки которых меньше
50, или готовность объектов по которым менее 50%, должны быть аннулированы.
Продолжение начатых проектов должно вестись на деньги внутренних инвесторов,
нерентабельные проекты должны быть заморожены. Необходимо также решительно
отказаться от кредитов, расходуемых на оказание консультационных услуг.
Политика управления государственным долгом должна основываться на безусловном
отделении долгов бывшего СССР от долговых обязательств Правительства Российской
Федерации, возникших после 1 января 1992 года. В текущей экономической
ситуации обслуживание долговых обязательств тоталитарного государства приведет
к банкротству бюджетной системы России и неизбежно следующему за ним дефолту.
Поэтому необходимо решительно добиваться списания большей части долгов
бывшего СССР.
Рынок внутренних заимствований подлежит чрезвычайно осторожному восстановлению
путем тщательного выполнения правительством всех взятых на себя обязательств.
Вынужденное финансирование погашаемых долгов будет происходить как за счет
нерыночных займов (большая часть), так и за счет очень постепенного выпуска
рыночных ценных бумаг в объеме не более
15 млн. рублей. Только в случае благоприятного развития экономической
ситуации во второй половине 2000 года нерыночные займы могут быть замещены
рыночными.
Расходы по обслуживанию государственного долга
В предлагаемом проекте федерального бюджета общий объем расходов на
обслуживание государственного долга составляет 226,9 млрд. руб., или
4,47 % к ВВП.
Процентные расходы по обслуживанию внутреннего долга составят
73,1 млрд. руб., внешнего - 153,8 млрд. рублей.
Расходы по обслуживанию государственного внутреннего
долга
Предлагается зафиксировать общий объем внутреннего долга на уровне 1
января 2000 года, не допускать его увеличения и стремиться к максимальному
удешевлению его обслуживания.
В целом расходы на обслуживание государственного внутреннего долга в
2000 году составят 73,1 млрд. рублей или 9,8 % от всех расходов федерального
бюджета. Несмотря на номинальный рост данных расходов по отношению к 1999
году, в сопоставимых ценах (с учетом инфляции) расходы сократились. Это
сокращение объясняется, в первую очередь, проведенной реструктуризацией
ГКО/ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 года.
Однако по-прежнему основная часть расходов падает на рыночные займы
и реструктурированные ценные бумаги – 69,6 млрд. рублей, или 95,2 % от
общего объема расходов на обслуживание внутреннего долга. В связи с малой
вероятностью резкого падения процентных ставок на внутреннем рынке выпуск
в 2000 году рыночных займов предполагается в небольшом объеме – не более
13,4 млрд. рублей.
Общий принцип размещения новых выпусков ценных бумаг в 2000 году сводится
к следующему: объем денежных средств от размещения новых выпусков ценных
бумаг равен объему погашаемого в срок основного долга по действующим долговым
обязательствам. Наиболее значительный объем размещения приходится на облигации
государственных нерыночных займов (33,2 млрд. рублей). Это объясняется
стремлением минимизировать расходы на обслуживание долга не только в 2000,
но и в последующие годы и не допустить создания очередной долговой пирамиды.
Предлагаемые к выпуску среднесрочные облигации с нулевым купоном будут
размещаться по номиналу среди организаций - кредиторов федерального бюджета.
Эти облигации будут приниматься (также по номиналу) в зачет задолженности
по недоимке по налоговым платежам в федеральный бюджет. На необходимое
погашение внутренних долговых обязательств будут направлены поступающие
в денежной форме доходы, высвободившиеся от финансирования статьи “Погашение
кредиторской задолженности”, проведенной предлагаемыми облигациями.
Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга
Главными принципами управления государственным внешним долгом в 2000
году являются:
-
фиксирование суммы внешнего долга по состоянию на 1 января 2000 года (с
включением в нее долга по облигациям внутреннего валютного займа) и недопущение
роста долга в течение 2000 года, и
-
четкое отделение долгов бывшего СССР от долгов Российской Федерации и различный
подход к их обслуживанию.
Верхний предел государственного внешнего долга устанавливается в сумме
166,1 млрд. долларов США, в том числе долг бывшего СССР –
89,0 млрд. долларов США, долг Российской Федерации – 77,1 млрд. долларов
США.
Привлечение в 2000 году новых займов используется исключительно для
погашения основного долга по действующим долговым обязательствам. Привлечение
связанных кредитов должно быть решительно сведено к минимуму, в оптимальном
варианте - к нулю.
Необходимо добиться отсутствия затрат на обслуживание долга бывшего
СССР правительством РФ на период до кардинального улучшения экономической
ситуации в России.
Затраты на обслуживание внешнего долга Российской Федерации в сумме
4,45 млрд. долларов США (153,9 млрд. рублей по расчетному среднегодовому
курсу 34,6 рублей за доллар США) в полном объеме включаются в состав расходов
федерального бюджета и составляют 20,6 % от всех расходов.
Как уже сказано, принципиальная позиция “Яблока” заключается в том,
чтобы остановить рост российского долга. Для этого объем привлекаемых
средств должен быть равен объему погашаемых долговых обязательств. Проблема
прежних федеральных бюджетов в том, что информация о внешнем и внутреннем
долге достаточно разбросана. В бюджете должно быть показано, что происходит
с долгом в целом - так, как это сделано в альтернативном варианте “Яблока”,
а потом уже можно детализировать эту информацию.. |