4. Бюджетная политика.
По мнению “ЯБЛОКА”, основная цель бюджетной политики Российской
Федерации – восстановление доверия к государству со стороны населения,
хозяйствующих субъектов, внутренних и внешних инвесторов. При этом в 2000
- 2002 годах необходимо решить следующие задачи:
-
Добиться реалистичности бюджетных обязательств
-
Остановить рост долга страны и минимизировать расходы по его обслуживанию
-
Обеспечить прозрачность бюджетных расходов
-
Выделить средства на поэтапное погашение кредиторской задолженности, образовавшейся
в результате недоисполнения федеральных бюджетов прежних лет.
Проблема бюджетного дефицита.
Одна из самых острых проблем российской финансовой системы, которую
так и не удалось решить за последние годы - это проблема хронического бюджетного
дефицита. В 1992 - 1994 годах дефицит финансировался за счет денежной эмиссии,
что привело к гиперинфляции, в 1995 - 1998 годах - за счет внутренних и
внешних заимствований, что привело к попаданию страны в зависимость от
иностранных кредитов и строительству “пирамиды ГКО”, а в конечном счете
- к кризису 17 августа 1998 года.
Очевидно, что без резкого сокращения бюджетного дефицита невозможно
никакое оздоровление российской экономики. В то же время, дефицит федерального
бюджета в 1994 - 1999 годах составлял, как показано на диаграмме, от 18%
до 36%. В 2000 году правительство планирует дефицит в 7,2% (от объема расходов
бюджета).
ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР ДЕФИЦИТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 1994 - 2000 ГОДАХ
“ЯБЛОКО” предлагает резко (практически в десять раз по сравнению с правительственным
вариантом) снизить бюджетный дефицит, который должен составлять 0,7% к
объему расходов. При этом дефицит, в абсолютном выражении равный 5500 миллионов
рублей, предлагается финансировать исключительно за счет поступлений от
продажи государственного и муниципального имущества и сальдо по государственным
запасам драгоценных металлов и драгоценных камней. При таком подходе
увеличения государственного долга не произойдет. При этом предлагается
план по продаже государственного имущества снизить в 5 раз по сравнению
с планом правительства Российской Федерации, так как год выборов - не очень
удачный год с точки зрения рыночной конъюнктуры для продажи государственного
имущества.
Отметим, что отнесение доходов от продажи государственной собственности
к источникам покрытия дефицита, вообще говоря, противоречит Бюджетному
Кодексу РФ, но соответствует мировой практике. В данном случае и в правительственном
варианте, и в альтернативном выбран этот путь.
Среднесрочное бюджетное планирование.
Целью среднесрочного бюджетного планирования является предварительная
оценка прогнозируемых бюджетных расходов и доходов, обеспечение их сбалансированности,
решение вопроса управления государственным долгом. Переход к такому способу
поведения “Яблоко” считает необходимым.
Главное достоинство среднесрочного бюджетного планирования состоит в
том, что оно позволяет показать, что будет с доходами, расходами, долгом
и его обслуживанием в ближайшие несколько лет. Естественно, может быть
несколько вариантов такого прогноза, но в любом случае это позволяет на
несколько лет вперед просчитывать варианты бюджетной и налоговой политики,
в том числе - политики по управлению государственным долгом. С помощью
финансового плана-прогноза можно постоянно предлагать различные варианты.
Скажем, в этом году балансируем доходы и расходы и не берем деньги в долг
- тогда на следующий год уменьшаются расходы на обслуживание долга. Или,
напротив, в этом году берем деньги в долг, тогда в этом году будет легче,
но в следующем году придется платить проценты.
Чрезвычайно важно, что с помощью финансового плана-прогноза удается
рассматривать ситуацию на более “длинном” отрезке, чем привычный годовой,
и заставить политических лидеров определяться: что более важно? Какой год
более важен? Кроме этого, финансовый план-прогноз позволяет каждому ведомству
заранее знать объемы финансирования. Использование финансового плана-прогноза,
где все распланировано на три года, приводит к осознанию необходимости
перспективного планирования и реформирования отраслей экономики.
Особенно полезно среднесрочное бюджетное планирование в нестабильной
ситуации, характерной для России, поскольку с помощью различных сценариев
развития финансовой ситуации можно подготовить и различные варианты ответной
реакции на те или иные изменения внешних обстоятельств.
Основные принципы среднесрочного бюджетного планирования:
-
Финансовый план-прогноз составляется на многовариантной основе;
-
Каждому варианту соответствует определенный сценарий развития;
-
В сценарных условиях делаются прогнозные предложения по каждому направлению
бюджетной политики независимо друг от друга;
-
Итоговый финансовый план-прогноз демонстрирует в динамике сбалансированность
всех
действий федеральных властей;
-
Финансовый план-прогноз носит открытый характер и позволяет оценить инвесторам
возможности страны по привлечению и возвратности средств.
При составлении финансового плана-прогноза необходимо соблюдать основные
финансовые соотношения бюджета, позволяющие:
-
Определить возможность страны самостоятельно обеспечивать текущие расходы
бюджета;
-
Обслуживать государственный долг;
-
Оптимально регулировать объем, структуру и сроки заимствований;
-
Ограничивать объем выданных поручительств Правительства Российской Федерации
и кредиторской задолженности бюджетных организаций.
Как уже сказано, при составлении финансового плана-прогноза предлагается
выделять нормативные соотношения бюджета Российской Федерации. “Яблоко”
предлагает пока только одну цифру, с которой на сегодня соглашается большинство
специалистов: текущие доходы должны быть больше текущих расходов. При этом
“Яблоко”, в отличие от Минфина, считает, что средства на обслуживание долга
должны включаться в текущие расходы. Минфин же считает, что обслуживание
долга может осуществляться даже за счет заемных средств. Остальные позиции
обсуждаются и должны быть выработаны. Мы считаем, что эта работа должна
быть сделана и завершена принятием соответствующего нормативного акта,
лучше всего - если это будет федеральный закон, который установит данные
нормативы бюджета. |