[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Актуальные темы
[Бюджет] [Бюджет-2000]
Альтернативный бюджет РФ 2000
Пояснительная записка
4. Бюджетная политика.
Альтернативный бюджет РФ - 2000
Далее ( Управление государственным долгом Российской Федерации.)
Назад (Получение дополнительных доходов бюджета.)
4. Бюджетная политика.

По мнению “ЯБЛОКА”, основная цель бюджетной политики Российской Федерации – восстановление доверия к государству со стороны населения, хозяйствующих субъектов, внутренних и внешних инвесторов. При этом в 2000 - 2002 годах необходимо решить следующие задачи:

  • Добиться реалистичности бюджетных обязательств
  • Остановить рост долга страны и минимизировать расходы по его обслуживанию
  • Обеспечить прозрачность бюджетных расходов
  • Выделить средства на поэтапное погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в результате недоисполнения федеральных бюджетов прежних лет.
Проблема бюджетного дефицита.

Одна из самых острых проблем российской финансовой системы, которую так и не удалось решить за последние годы - это проблема хронического бюджетного дефицита. В 1992 - 1994 годах дефицит финансировался за счет денежной эмиссии, что привело к гиперинфляции, в 1995 - 1998 годах - за счет внутренних и внешних заимствований, что привело к попаданию страны в зависимость от иностранных кредитов и строительству “пирамиды ГКО”, а в конечном счете - к кризису 17 августа 1998 года.

Очевидно, что без резкого сокращения бюджетного дефицита невозможно никакое оздоровление российской экономики. В то же время, дефицит федерального бюджета в 1994 - 1999 годах составлял, как показано на диаграмме, от 18% до 36%. В 2000 году правительство планирует дефицит в 7,2% (от объема расходов бюджета).

ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР ДЕФИЦИТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 1994 - 2000 ГОДАХ

“ЯБЛОКО” предлагает резко (практически в десять раз по сравнению с правительственным вариантом) снизить бюджетный дефицит, который должен составлять 0,7% к объему расходов. При этом дефицит, в абсолютном выражении равный 5500 миллионов рублей, предлагается финансировать исключительно за счет поступлений от продажи государственного и муниципального имущества и сальдо по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней. При таком подходе увеличения государственного долга не произойдет. При этом предлагается план по продаже государственного имущества снизить в 5 раз по сравнению с планом правительства Российской Федерации, так как год выборов - не очень удачный год с точки зрения рыночной конъюнктуры для продажи государственного имущества.

Отметим, что отнесение доходов от продажи государственной собственности к источникам покрытия дефицита, вообще говоря, противоречит Бюджетному Кодексу РФ, но соответствует мировой практике. В данном случае и в правительственном варианте, и в альтернативном выбран этот путь.

Среднесрочное бюджетное планирование.

Целью среднесрочного бюджетного планирования является предварительная оценка прогнозируемых бюджетных расходов и доходов, обеспечение их сбалансированности, решение вопроса управления государственным долгом. Переход к такому способу поведения “Яблоко” считает необходимым.

Главное достоинство среднесрочного бюджетного планирования состоит в том, что оно позволяет показать, что будет с доходами, расходами, долгом и его обслуживанием в ближайшие несколько лет. Естественно, может быть несколько вариантов такого прогноза, но в любом случае это позволяет на несколько лет вперед просчитывать варианты бюджетной и налоговой политики, в том числе - политики по управлению государственным долгом. С помощью финансового плана-прогноза можно постоянно предлагать различные варианты. Скажем, в этом году балансируем доходы и расходы и не берем деньги в долг - тогда на следующий год уменьшаются расходы на обслуживание долга. Или, напротив, в этом году берем деньги в долг, тогда в этом году будет легче, но в следующем году придется платить проценты.

Чрезвычайно важно, что с помощью финансового плана-прогноза удается рассматривать ситуацию на более “длинном” отрезке, чем привычный годовой, и заставить политических лидеров определяться: что более важно? Какой год более важен? Кроме этого, финансовый план-прогноз позволяет каждому ведомству заранее знать объемы финансирования. Использование финансового плана-прогноза, где все распланировано на три года, приводит к осознанию необходимости перспективного планирования и реформирования отраслей экономики.

Особенно полезно среднесрочное бюджетное планирование в нестабильной ситуации, характерной для России, поскольку с помощью различных сценариев развития финансовой ситуации можно подготовить и различные варианты ответной реакции на те или иные изменения внешних обстоятельств.

Основные принципы среднесрочного бюджетного планирования:

  • Финансовый план-прогноз составляется на многовариантной основе;
  • Каждому варианту соответствует определенный сценарий развития;
  • В сценарных условиях делаются прогнозные предложения по каждому направлению бюджетной политики независимо друг от друга;
  • Итоговый финансовый план-прогноз демонстрирует в динамике сбалансированность всех действий федеральных властей;
  • Финансовый план-прогноз носит открытый характер и позволяет оценить инвесторам возможности страны по привлечению и возвратности средств.
При составлении финансового плана-прогноза необходимо соблюдать основные финансовые соотношения бюджета, позволяющие:
  • Определить возможность страны самостоятельно обеспечивать текущие расходы бюджета;
  • Обслуживать государственный долг;
  • Оптимально регулировать объем, структуру и сроки заимствований;
  • Ограничивать объем выданных поручительств Правительства Российской Федерации и кредиторской задолженности бюджетных организаций.
Как уже сказано, при составлении финансового плана-прогноза предлагается выделять нормативные соотношения бюджета Российской Федерации. “Яблоко” предлагает пока только одну цифру, с которой на сегодня соглашается большинство специалистов: текущие доходы должны быть больше текущих расходов. При этом “Яблоко”, в отличие от Минфина, считает, что средства на обслуживание долга должны включаться в текущие расходы. Минфин же считает, что обслуживание долга может осуществляться даже за счет заемных средств. Остальные позиции обсуждаются и должны быть выработаны. Мы считаем, что эта работа должна быть сделана и завершена принятием соответствующего нормативного акта, лучше всего - если это будет федеральный закон, который установит данные нормативы бюджета.
Альтернативный бюджет РФ - 2000
Далее ( Управление государственным долгом Российской Федерации.)
Назад (Получение дополнительных доходов бюджета.)
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Актуальные темы
[Бюджет] [Бюджет-2000]

info@yabloko.ru