О чем спрашивал Явлинский н на что ему кубанцы охотно отвечали.
-
Какое вы видите решение земельного вопроса
-
Насколько затронул экономический кризис лично Вас и Вашу
семью
-
Как выплачивается зарплата и пенсия
-
Каков уровень безработицы
-
Положение молодежи
-
Положение стариков
-
Что позволяет Вам справляться с трудностями
О чем спрашивал Явлннский, но на что ему кубанцы отвечали неохотно.
-
Нa каком уровне решать земельный вопрос
-
Какова роль самоорганизации и самоуправления
-
Какова роль казачества
О чем не спрашивал Явлинский, но на что кубанцы н отвечали сами и о
чем сами задавали вопросы.
-
Отношение к социально-экономической дифференциации
-
Отношение к криминальной обстановке
-
Отношение к социальному благосостоянию
-
Отношение к политике
Обратимся к детальному обозрению трех узловых направлений переписки.
I. О чем спрашивалось (и на что отвечалось)
1. Какое вы видите решение земельного вопроса
|
1 .Введение частной собственности на землю с неограниченным
правом купли продажи. |
7 % |
2.Оставить все сельхозугодья в собственности государства,
чтобы семейные крестьянские хозяйства пользовались землей сохраняя право
наследования. |
66 % |
3.За основу следует взять колхозно-совхозный порядок землепользования
-тот, который был в Советском Союзе |
18 % |
4.Оставить все как "есть", пусть наши дети и внуки решают |
4 % |
5. Пет ответа |
5 % |
Комментарий. Вопрос о земле был первым и центральным в письме. Он же
вызвал и бурные развернутые отклики со стороны кубанцев.
Весьма высокая степень консерватизма кубанских крестьян в отношении
частной собственности на землю вполне естественна. Она объясняется высочайшей
ценой земли (сверхплодородие), близостью границ, множеством приезжих и
мигрантов, традициями коллективного сельского труда.
Обращает на себя внимание неприятие не только частной собственности
на землю, но и старого колхозно-совхозного строя. Подавляющая часть авторов
писем высказалась за аграрно-экономический союз крепкого государства с
самостоятельными семейными крестьянскими хозяйствами на базе реформированных
колхозов и совхозов.
2. Насколько затронул экономическин кризис лично
Вас и Вашу семью
|
1 . Сильно затронул |
81 % |
2. Затронул |
6 % |
3. Слабо затронул или не затронул |
0 % |
4. Нет ответа |
13 % |
|
Комментарий. Письма содержат поразительные документальные описания всех
тягот и унижений кризисного существования сельской Кубани. Изучение этой
эпистолярной хроники у самого объективного читателя вызовет волну изумления,
сострадания и гнева перед описанием "мерзостей свинцовой жизни" (2), которые
в 90-е годы захлестнули страну. Кубань здесь оказывается не исключением.
3. Как выплачивается зарплата и пенсия
Зарплата
|
Пенсия
|
1.Регулярно
2. Задержка от 1 до 3 месяцев
3. Задержка от 3 до 6 месяцев
4. Больше шести месяцев
5. Нет ответа |
4 %
57 %
31 %
5 %
4 % |
|
1. Регулярно
2. От 1 до 3 месяцев
3. От 3 до 6 месяцев
4. Нет ответа |
2 %
78 %
16 %
4 % |
|
Комментарий: Письма свидетельствуют о массовых и длительных задержках
и невыплатах зарплат и пенсий. Вместе с тем, заметно, что в зависимости
от конкретных отраслей хозяйства, а также их руководителей задолженности
и размеры в выплатах могут сильно отличаться друг от друга. Например, предприятия
Газпрома выглядят относительно благополучнее подавляющего большинства предприятий
остальных отраслей краснодарского народного хозяйства.
4. Каков уровень безработицы
1. Есть значительная безработица |
70 % |
2. Есть безработица |
25 % |
3. Безработица- не проблема |
2 % |
4. Нет ответа |
3 % |
Комментарии: Казалось бы какая безработица на благодатной кубанской земле?
Но безработица оказалась серьезнейшей проблемой на селе. Особенно остра
проблема занятости молодежи и выпускников средних специальных (и высших)
учебных заведений. Отчасти население находит себе исход в многообразной
неформальной деятельности и самозанятости.
5. (6.) Каково положение молодежи, стариков
Коково положение: |
Молодежи
|
Стариков
|
1. Неблагоприятное |
87 % |
85 % |
2. Скорее неблагоприятное |
9 % |
10 % |
3. Скорее благоприятное |
2 % |
1 % |
4. Благоприятное |
0 % |
0 % |
5. Нет ответа |
2 % |
3 % |
|
Коммеитории: Тревога о молодежи один из самых частых мотивов кубанских
писем. Даже старики-пенсионеры чье положение сладким никак не назовешь,
чаще начинают описание местных проблем с упоминания положения молодежи
и лишь после пишут о себе. Безработица, апатия, пьянство, наркомания, проституция,
хулиганство, преступность, барьеры на пути получения образования среди
молодежи Кубани - все эти явления постоянно упоминаются на страницах писем.
Особо подчеркивается трудность существования и развития молодых семей в
этих условиях. Вместе с тем письма непосредственно от молодых людей часто
свидетельствуют об их вдумчивом и целенаправленном усилии идти путями достойной
человеческой жизни.
Старики Кубани по частоте упоминания их тягостного положения лишь немного
отстают от молодежи. Старческие проблемы: нищенская, вовремя невыплачиваемая
пенсия, коммерциализация здравоохранения, ощущение заброшенности и ненужности
пенсионеров в обществе - подробно прописаны в кубанских письмах. Вместе
с тем, авторы всех возрастных групп отмечают заботу пожилого поколения
- родителей, бабушек и дедушек о младших членах семей. Пенсии сегодня -
часто единственный или самый крупный источник "живых" денег в обыденной
жизни крестьянской семьи, построенной на натуральном хозяйстве и натуральном
обмене с бывшим колхозом и другими семьями. Старики умудряются из своих
тощих пенсий поддерживать детей и внуков, из последних сил помогают по
домашему хозяйству и уходу за детьми. Что удивительно, именно старшему
поколению присущи чувства иронии и самоиронии. Сатира и юмор, встречающиеся
в кубанских письмах, - плоды творчества старших поколений.
7. Что позволяет Вам справляться с трудностями
|
1. Только ЛПХ |
27 % |
2. Только родственники |
2 % |
3. Только доп. и побочные заработки |
3 % |
4. ЛПХ и родственники |
13 % |
5. ЛПХ и дополнительные заработки |
15 % |
6. ЛПХ, родственники, доп. заработки |
9 % |
7. Родственники и доп., побочные заработки |
1 % |
Комментарии: Материалы писем содержат многообразные сведения о реальной
экономике выживания граждан Кубани. Основу этой неформальной экономики
выживания составляет прежде всего личное подсобное хозяйство кубанцев.
Около 70% авторов писем отметили его важное значение. Как следует из писем
- сильное ЛПХ часто определяет и крепкие родственные дружеские связи экономического
характера, а также возможности дополнительной занятости. Семейная экономика
в условиях кризиса становится реальным продуктивным сектором народного
хозяйства, эффективно противостоящим эгоизму спекулятивного рынка и неэффективности
коррумпированного государства.
II. О чем спрашивалось (и на что не
отвечалось)
Интересно, что несколько вопросов Явлинского нашли или слабый или весьма
своеобразный отклик. Попробуем разобраться в причинах этого явления.
8. На каком уровне решать земельный вопрос
9. Какова роль самоорганизации и самоуправления
10. Какова роль казачества
Комментарий: Все эти вопросы объединяет одна черта. Они относятся к
осмыслению механизмов действия и организации власти па разных уровнях общества.
И именно в этих вопросах авторы проявили массовое молчание или неуверенность.
Согласимся, что вопрос № 8 рассчитан прежде всего на профессионалов.
Он требует вывода, основанного на знании реальных механизмов власти разного
уровня в государстве. Тем не менее, даже в ответах на этот вопрос заметна
прежде всего тенденция недоверия к власти, возрастающая по направлению
от центра к периферии.
Эта тенденция явно проявляется при ответе на вопрос № 9. Вопрос о столь
насущном для России местном самоуправлении также или вообще не вызывает
интереса или вызывает заметное преобладание отрицательных мнений. В чем
причина этого парадокса? Ведь замечательное понятие "самоуправление" у
нас еще не успели дискредитировать и опошлить на уровне общенациональных
пропагандистских кампаний как, например, это произошло с понятиями "кооперация"
или "демократия". Анализ скупых размышлений кубанцев о местном самоуправлении
рисует следующую картину: местные самоуправление и самоорганизация часто
в современных условиях реально проявляются в едином самовластии местных
начальников с криминальными авторитетами. Именно они контролируют ситуацию
на местах, заявляя что они то и есть это самое настоящее самоуправление,
а иного не дано. Крестьяне инстинктивно обращаются к центру за порядком
и защитой от местных князьков "самоуправления". Но все жалобы, направляемые
на них в районную и выше власть возвращаются со словами - вы самостоятельное
акционерное общество (ООО, ТОО н т.п.), вот сами и разбирайтесь. Авторы
писем, от этого путают сами понятия, и самоуправление называют не иначе
как "самоуправство"(!), добавляя: "не надо нам этого самоуправства". Авторы
писем предупреждают таким образом федеральные власти, что в слабом государстве
невозможно гуманное самоуправление. В этом есть безусловно разумные основания.
Но в письмах обнаруживается еще более опасная сторона проблемы. Люди
часто вообще не имеют понятия и желания собственной самоорганизации. Весь
опыт предшествующих десятилетий с исключительной ориентаций на государственную
власть и неофициальным предупреждением "больше трех - не собираться" сформировал
так называемый в социальной психологии эффект приобретенной беспомощности
- неверие в собственные организационные силы и надежду лишь на государственную
организацию. Некогда поголовно общинный народ России и, в частности, Кубани
был поголовно отучен тоталитарной властью от способов местной самоорганизации.
Примером трудностей возрождения традиций местного самоуправления является
и ответ кубанцев о казачестве (Вопрос № 10). Здесь также много умолчаний.
Но определенных н заинтересованных мнений все же высказанно больше, чем
в вопросах N8 и N9. Несмотря на заметные разногласия, преобладающими являются
мнения "против" наделения казачества реальной политической и экономической
властью, но "за" развитие казчества как культурно-исторического наследия
Кубани. Подробное объяснение причин таких оценок читатель найдет в публикуемых
письмах.
III. О чем не спрашивалось (но
на что отвечалось)
11.Отношение к соцнально-экономической дифференциации
Почти в каждом втором письме (45% писем) отмечается и комментируется
рост социально-экономической дифференциации на Кубани, или выражаясь языком
некоторых авторов писем: деление людей на бедных (шарпаков) и богатых (магнатов).
В письмах рассказывается о стремительном росте престижной недвижимости,
объединяющихся уже в целые кварталы так называемых "полей чудес", о вызывающем
поведении обладателей роскошных иномарок. Дыхание классовой ненависти,
чувствуется в этих описаниях.
12.Отношение к криминогенной обстановке
Более, чем в четверти писем (27%) специально рассматривается вопрос
о росте преступности именно на местном уровне. Отмечается расширение влияния
криминального мира на местную власть н экономику, как правило, параллельно
упоминается неэффективность и коррумпированность органов милиции.
13.Отношение к социальному благосостоянию
Проблемы образования, культуры, здравоохранения - постоянные мотивы
писем. Особенно здесь выделяется тема образования (30% писем). Авторы писем
высказывают тревогу, связанную с ростом коммерциализации образования, препятствующей
возможностям для учебы молодежи из бедных и средних слоев населения. Отмечается,
что за недостатком финансирования приходят в упадок объекты культуры, спорта
и отдыха. Коммерциализация медицины (18% писем), упоминается как одна из
социальных эпидемий от которой наиболее страдают рядовые граждане Кубани.
14. Отношение к политике
Несмотря на часто декларируемые недоверие, апатию к политике, авторы
все же часто высказывали свое отношение к нынешнему политическому курсу,
его возможным альтернативам, а также давали характеристики отдельных политических
лидеров.
Явлинский - естественно к нему как к автору письма, тронувшего
кубанцев, высказываются в целом глубоко позитивные чувства. Примерно треть
авторов писем упоминают, что они являются сторонниками "Яблока". Особо
уважительно подчеркивается компетентность и бескомпромиссность Явлинского.
Вместе с тем как критические замечания следует воспринимать сетования авторов
писем на то, что им на местах мало известны программные положения "Яблока"
и особенности его политической позиции, а также неучастие во власти.
Ельцин. По отношению к нему в письмах высказывается прежде всего
стойкое чувство брезгливости. Независимо друг от друга авторы писем часто
дают президенту одно и то же прозвище, звучащее почти как кличка - "гарант".
"Когда же мы наконец избавимся от этого гаранта?" - таковы частые риторические
вопросы писем.
ГЧЧЕ - рядом с Ельциным почти через запятую часто упоминаются
такие внешне самостоятельные политики как Гайдар, Чубайс и Черномырдин.
Перечисляя через запятую их имена, авторы писем порой требуют призвать
этих политиков к суду за бедствия, постигшие страну, словно они законченные
путчисты из ГКЧП или банда четырех из Китая. Иногда в эту компанию с нелестными
эпитетами попадает М. Горбачев. Наоборот, редкими сторонниками либеральной
экономики Е.Гайдар упоминается позитивно.
КПРФ - собственно характеристик компартии и ее лидеров в письмах
немного. Отчасти это связано с особенностями местной политики на Кубани
- здесь побеждает не московская КПРФ, а местное кубанское "Отечество" Н.Кондратенко
(не путать с "Отечеством" Ю.Лужкова), куда КПРФ входит составной частью.
В связи с этим в головах людей создается некоторая путаница, и часто выдвигаются
предложения о том, чтобы Явлинский приехал на Кубань и помог "нашему" Кондратенке.
Кроме того, многие авторы дружественных ответов Явлинскому голосовали или
собираются голосовать за КПРФ (судя по текстам писем - около 50%), им неловко
было развернуто высказываться п пользу коммунистов.
Жириновский - В упоминаниях Жириновского и его партии в подавляющем
большинстве сквозит ирония и разочарование. Вместе с тем, подчеркивается
способность лидера ЛДПР и его товарищей по партии проводить шумные и оригинальные
политические шоу, приносящие эффект на выборах.
Лебедь и Лужков - упоминаются в письмах нечасто, но в
целом позитивно. Они рассматриваются как вожди самостоятельной политической
линии и твердой руки.
Кондратенко - по отношению к главе Краснодарского края высказано
в основном позитивное мнение. Всячески подчеркивается, что краснодарский
губернатор - радетель простого народа, но ему вредные чиновники Москвы
и Краснодара ставят палки в колеса. Есть небольшое число писем резко критического
характера. В них Кондратенко характеризуется как бывший партийный номенклатурщик
громивший ЛПХ кубанских крестьян в конце 80-х годов, а ныне препятствующий
необходимым экономическим реформам в Крае.
IV. Типы социально-политических
мировоззрений кубанских респондентов.
Комплексный анализ совокупности социально-политических идей кубанских
писем позволяет их сгруппировать в три типа относительно целостных мировоззрений:
консервативно-государственное, либерально-рыночное, социально-государственное.
Важнейшим критерием выделения типов мировоззрений является ответ на вопрос
о земле. Земля в подавляющем числе писем является не просто куском плодородной
кубанской почвы, пригодным для извлечения прибыли, но основой всей совокупности
общественных отношений людей.
1. Сторонники консервативно-государственного мировоззрения (около
18-20%) как правило ориентированы на прошлые идеалы реального советского
социализма. Их частый дословный лозунг: "Верните нас обратно в СССР"- там
сильная государственная власть, все контролирующая, в том числе труд и
социальную защиту. В земледелии колхозно-совхозный порядок представляется
им идеальной аграрной моделью. Сторонниками консервативно-государственно
мировоззрения, как правило, являются пожилые, малообразованные и бедные
авторы писем.
2. Либерально-рыночное мировоззрение присуще небольшой группе
авторов - приблизительно (5%). Эта группа настаивает на основном инстинкте
личной предприимчивости. Все остальные аспекты социального существования
с ее точки зрения являются или несущественными или препятствующими проявлению
основного инстинкта. Сторонниками либерально-рыночного мировоззрения являются
авторы писем, привыкшие жить исключительно индивидуально и самостоятельно.
Лишь индивидуальным стилем отношения к жизни они и отличаются от остальных
авторов писем. По уровню благосостояния, образования, профессионализма,
занятости особых различий здесь не заметно. Их основной возраст - около
40 лет.
3. Социально-государственное мировоззрение является определяющим
(68%) для большинства авторов писем. Это направление признает плюрализм
социально-экономических форм собственности и отношений, но подчеркивает
решающее значение государства в земледелии, прежде всего ориентированного
на поддержку трудовых семейных хозяйств через реформированные колхозы.
Также выделяется значение сильного государства в социальной сфере, особенно
в обеспечении права широкого и справедливого доступа населения к сфере
образования, здравоохранения и культуры.
Общую суть менталитета авторов писем хорошо улавливает контент-анализ
наиболее употребляемых в письмах понятий. В первую пятерку самых часто
употребляемых слов вошли: земля, семья, работа, люди и государство. Это
свидетельство глубоко крестьянской ментальности кубанцев. Ибо классическое
определение крестьян гласит: крестьянство есть класс ведущий собственное
семейное хозяйство на земле в рамкал местной культуры людей, находящийся
в подчинении и на периферии государства, но требующий от государства соблюдения
определенных гарантий. Впрочем проблема крестьянского характера в кубанских
письмах Явлинскому - это отдельная тема для специального научного исследования.(3)
|