Яблоко в борьбе с коррупцией
На вопрос: "Как Вы считаете, Г. Явлинский прав или
не прав, когда говорит, что в правительстве существует коррупция?" –
76% россиян ответили: "Прав", 8% – "Не прав", 15% – затруднились ответить.
(Результаты опроса ФОМ населения России, 7–8 ноября 1998 г.)
I. Борьба с коррупцией в федеральных органах власти
Правительство Примакова и коррупция
Осенью 1998 года, еще при формировании правительства Е. Примакова, до
нас дошел ряд весьма тревожных сигналов о резком усилении коррупции в высших
эшелонах власти. Г. Явлинский сказал об этом вслух. Ответом ему были крайне
резкие высказывания членов правительства с откровенными угрозами “упечь
в тюрьму”, несмотря на депутатскую неприкосновенность. Такая неадекватная
реакция нас тогда поразила. С Яблока потребовали фактов. Что ж…
В начале ноября 1998 года по инициативе Г. Явлинского группа депутатов
фракции Яблоко обратилась к премьер-министру Е. М. Примакову с запросом
о коррупции в его ближайшем окружении.
“Председателю Правительства
Российской Федерации Е. М. Примакову
Депутатский запрос группы депутатов фракции Яблоко
Уважаемый Евгений Максимович!
С удивлением и беспокойством мы восприняли Ваше резкое
несогласие с заявлением Г. А. Явлинского о коррупции в правительстве.
В реакции правительства на это заявление мы увидели
не осознание масштаба серьезности данной проблемы, а всего лишь попытку
защитить честь мундира.
Мы полагаем, что Вы должны отдавать себе отчет в том,
что решение такой тяжелейшей и сложнейшей проблемы, какой является для
России коррупция, требует не только огромной концентрации воли и сил со
стороны высших руководителей страны, но и мобилизации общественного внимания,
а также участия всех ответственных политических сил российского общества.
Возможно, Вы полагаете, что лидер “Яблока” напомнил о существовании этой
проблемы в слишком резкой и неприятной форме. Но не кажется ли Вам, что
потенциал абстрактных, обобщенных и безадресных разговоров на эту тему
не исчерпан? Не думаете ли Вы, что привыкание к этому злу как к
некоему рядовому и обыденному (а потому неизбежному) явлению нашей жизни,
интересоваться которым должны исключительно компетентные органы, – опасно
само по себе, поскольку оно ведет к уничтожению той общественной атмосферы,
без которой невозможно эффективно противостоять коррупции?
Вы попросили Г. А. Явлинского предоставить факты, подтверждающие
его заявление о коррумпированности правительства. Однако Вы, конечно же,
отдаете себе отчет в том, что любые документы, представленные им в доказательство
своих слов, не смогут фигурировать в качестве материалов следствия и суда.
Такие материалы могут быть собраны и предъявлены надлежащим образом только
правоохранительными органами.
Главное, что может сделать Г. А. Явлинский и мы, депутаты
Государственной Думы, не выходя за рамки закона, – так это указать направление,
в котором могут двигаться компетентные органы в случае, если они действительно
заинтересованы в получении такого рода доказательств. Исходя из данного
соображения мы обращаемся к Вам с настоящим депутатским запросом".
(далее приводятся конкретные вопросы, заданные в депутатском
запросе и выдержки из официального ответа Правительства РФ)
Ответы Е. М. Примакова на запрос депутатов фракции
Яблоко
Вопрос
|
Ответ
|
Примечание
|
1. Причастен ли Ю. Д. Маслюков
к предпринимательской деятельности в период исполнения им обязанностей
члена Правительства и представлял ли он сведения о своем участии в деятельности
коммерческих структур, а также сведения о своих доходах и имуществе? |
В соответствии с действующим
законодательством все лица, назначенные в состав Правительства, представили
в Государственную налоговую службу РФ и Администрацию Президента РФ сведения
о доходах, ценных бумагах и имуществе, а также справку о соблюдении ими
ограничений, связанных с замещением государственной должности РФ. |
Конкретного ответа нет. |
2. Принимались ли какие-либо
решения Правительством, министерствами и ведомствами и их должностными
лицами в отношении коммерческих структур, в которых в качестве соучередителей
был Ю. Д. Маслюков либо его близкие родственники, а также в отношении иных
учредителей – юридических лиц этих организаций и коммерческих структур,
вступавших с ними в гражданско-правовые отношения? В частности, предоставлялись
ли им какие-либо особые условия в их экономической деятельности и получали
ли они бюджетные средства? |
Действующее законодательство
не обязывает членов Правительства представлять информацию об участии близких
родственников в создании какой-либо коммерческой организации. |
Конкретного ответа
нет. |
3. Как Вы оцениваете действия
Ю. Д. Маслюкова, подтвердившего протоколом от 16.09.98 г. незаконное решение
о предоставлении ничем не обоснованных льгот "Вымпелкому", дополнив лицензии
Госкомсвязи №9999 и №10005? Напомним, что в соответствии с законом такое
решение может быть принято только по итогам проведения конкурса. |
Упомянутый в обращении депутатов
протокол от 16.09.98 г., утвержденный Ю. Д. Маслюковым, связан с установлением
порядка расчетов за пользование радиочастотами, а не их предоставлением
или установлением каких-либо льгот. |
Отрицательный ответ. |
4. Предлагалась ли кандидатура
Андрея Вавилова для назначения на пост министра финансов и кто является
автором этого предложения? |
В процессе формирования Правительства
от имени депутатских объединений Государственной Думы поступали различные
предложения по конкретным кандидатурам. Депутатами назывались имена Г.
В. Кулика, Ю. Д. Маслюкова, С. В. Калашникова, А. Н. Шохина, Г. А. Явлинского
и др. Кандидатура А. П. Вавилова предлагалась фракцией ЛДПР (письмо фракции
ЛДПР от 17.09.98г. №51-1-509). |
Дан конкретный ответ. |
5. Учитывались ли при назначении
Г. В. Кулика заместителем Председателя Правительства информация о подписании
им от имени Правительства 12.04.91 г. договора с швейцарской фирмой "Нога",
а также отрицательные последствия, связанные с выполнением этого договора? |
Вопросы о заключении Г. В.
Куликом в 1991 году договора от имени Правительства РФ с швейцарской фирмой
"Нога" и о противозаконных деяниях руководителей некоторых организаций,
участвовавших в 1989–1990 годах в реализации Правительственной программы
"Урожай-90", рассматривались правоохранительными органами. По сведениям
из Генеральной прокуратуры РФ, каких-либо корыстных или иных злоупотреблений
со стороны Г. В. Кулика при заключении и реализации кредитных отношений
выявлено не было. |
Неконкретный ответ. |
6. Как Вы оцениваете деятельность
Кулика в качестве одного из руководителей "Росинтербанка"?
Имели ли место факты незаконного перечисления этим банком финансовых средств
за рубеж? |
Г. В. Кулик в период с 1991
по март 1994 года являлся председателем наблюдательного Совета "Росинтербанка",
однако в марте 1994 года освобожден от этих обязанностей и до сентября
1997 года был членом наблюдательного Совета. В сентябре 1997 года выведен
из состава членов наблюдательного Совета в связи с непосещением в течение
2 лет собраний акционеров и по причине отсутствия доли в уставном капитале
банка. 0 незаконном переводе денежных средств указанным банком за рубеж
спецслужбы информацией не располагают. |
На первую часть вопроса ответа
нет.
На вторую часть вопроса дан
отрицательный ответ. |
7. Известны ли Вам факты причастности
Г. В. Кулика к перекачиваю денежных средств Минсельхозпрода в фирму "Экспа"? |
см. ответ 5 |
Ответа нет. |
8. Имел ли отношение Г. В.
Кулик к аферам с чеками "Урожай-90"? Можно ли получить ответ на этот вопрос
на основании материалов уголовного дела №304? |
см. ответ 5 |
Ответ дан, но непонятно, основан
ли он на материалах уголовного дела №304. |
9. Какие коммерческие структуры
участвовали в финансировании избирательной компании В. А. Густова на пост
губернатора Ленинградской области и принимались ли им в этой должности,
а также в должности заместителя председателя правительства решения по установлению
для данных структур особых экономических условий работы? |
В проведении предвыборной кампании
В. А. Густова на пост губернатора Ленинградской области участие принимали
АО "Промышленно-строительный банк" г. Санкт-Петербурга и АО "Фосфорит". |
На первую часть вопроса ответ
дан, на вторую – нет. В. А. Густов опроверг информацию о его поддержке
со стороны АО “Фосфорит”. |
10. Какое отношение бывший
губернатор Ленинградской области В. А. Густов имел к строительству порта
в Усть-Луге? Убедительно просим Вас сообщить, какова в настоящее время
судьба данного проекта и как были использованы привлеченные для его реализации
средства АО "Росуголь" и других российских инвесторов? |
В качестве губернатора Ленинградской
области В. А. Густов поддерживал строительство транспортно-технического
портового комплекса в Лужской Губе Финского залива, выполняя требования
Указов Президента РФ от 3 декабря 1992 г. №1513 "0 мерах по возрождению
торгового флота" и от 6 июня 1997 г. №554 "Об обеспечении транзита грузов
через прибрежные территории Финского залива", а также постановления Правительства
РФ от 8 октября 1993 г. №996 "0 реализации первоочередных мер по возрождению
торгового флота России". В то же время, по данным Генеральной прокуратуры
РФ, ряд распоряжений правительства Ленинградской области был издан с превышением
полномочий в нарушение соответствующих статей Водного кодекса РФ.
В настоящее время природоохранной прокуратурой рассматривается
вопрос о принятии мер прокурорского реагирования по указанным правовым
актам. |
На первую часть вопроса ответ
дан, на вторую – нет. |
11. Возбуждались ли уголовные
дела или проводились ли проверки правоохранительными органами в отношении
должностных лиц и других работников вышеупомянутых коммерческих организаций
и каковы их результаты? |
|
Ответа нет. |
12. Просим сообщить, какие
правительственные поручения давались заместителями Председателя Правительства
России Ю.Д. Маслюковым, Г.В. Куликом и В.И. Матвиенко по установлению особых
экономических условий работы отдельных коммерческих структур и каковы результаты
исполнения этих поручений. Просим Вас предоставить копии указанных правительственных
поручений. |
Ни один из заместителей Председателя
Правительства РФ не имеет права устанавливать особые экономические условия
для работы коммерческих организаций. Всего Ю. Д. Маслюковым, Г.В. Куликом
и В. И. Матвиенко по в соответствии с распределением обязанностей между
заместителями Председателя Правительства РФ дано около 5 тысяч поручений.
Если какие-либо из них представляют для депутатов особый интерес, то они
могут быть в установленном порядке направлены депутатам. |
Ответ весьма уклончивый. Вопрос
был не в том, "имеют ли право", а в том, "какие поручения давались". Тем
не менее, по нашим данным, такие поручения давались и исполнялись. |
13. Учитывались ли при назначении
членами Президиума Правительства ряда губернаторов сообщения в прессе об
их возможно противозаконной деятельности на постах высших должностных лиц
субъектов РФ? |
|
Ответа нет. |
14. Расследуется ли военной
прокуратурой деятельность начальника управления по оперативному контролю
проблемных налогоплательщиков Госналогслужбы Е. Г. Хохолькова, бывшего
ранее начальником УПРО ФСБ РФ? |
Главной военной прокуратурой
ведется проверка заявлений ряда офицеров ФСБ России по вопросам соблюдения
законности некоторыми должностными лицами этой службы, в том числе и Е.
Г. Хохольковым. В то же время увязка данного вопроса с проблемой якобы
имеющейся в Правительстве коррупцией, представляется абсолютно неправомерной. |
Дан утвердительный ответ. |
15. Не считаете ли вы, что
упреков в коррупции правительству удастся избежать только в том случае,
если будет категорически заявлено, что никто из членов правительства и
сотрудников его аппарата не причастен к деятельности коммерческих структур? |
|
Ответа нет. |
16. Готовы ли вы предать гласности
подробную информацию о служебной деятельности, в том числе в коммерческих
структурах, всех членов Правительства а также о степени причастности отдельных
министров и высокопоставленных сотрудников аппарата к событиям, являвшимся
предметом расследования в уголовных делах? |
Со своей стороны готов незамедлительно
предать гласности любые факты противозаконных действий членов Правительства
или сотрудников Аппарата Правительства РФ в случае их подтверждения. |
Ответ весьма уклончивый. Готовность
предоставить указанные данные не подтверждена. |
ИТОГО:
Конкретный ответ 3
Неконкретный ответ 6
Неполный ответ 2
Отсутствие ответа 5
Данный запрос вызвал целую волну публикаций в центральной
прессе ("Комсомольская правда", "Московский комсомолец", "Новая газета"
и др.), осветившей новые факты коррупции тех же должностных лиц. Таким
образом, проблема коррупции в правительстве переместилась в центр общественного
внимания.
Большинство граждан России поддержали действия Яблока.
Фонд "Общественное мнение" 7–8 ноября 1998 года провел опрос жителей России
по заявлению Г. Явлинского о коррупции. На вопрос: "Некоторые руководители
правительства утверждают, что Г. Явлинский обвинил правительство в коррупции,
чтобы помешать ему работать. Г. Явлинский же говорит, что его цель, наоборот,
– помочь правительству. Чьим словам вы больше доверяете – словам противников
Г. Явлинского или его словам?" – 12% россиян ответили: "Словам противников
Явлинского", 54% –"Словам Явлинского", 16% – "Ни тем, ни другим",
18% затруднились ответить.
Следует отметить, что многие из тех, кто упоминался в
антикоррупционном запросе Г. Явлинского Е. Примакову и чья деятельность
на высших постах государства, по мнению Яблока, была направлена на личное
обогащение, теперь находятся в избирательном списке движения "Отечество
– Вся Россия", являясь кандидатами в депутаты Государственной Думы Российской
Федерации.
Коррупция в ФСБ
В ряде расследований "Новой газеты" (январь–март 1997
года) и по обращениям ряда избирателей в Госдуму были вскрыты факты участия
ряда сотрудников ФСБ в криминальных московских группировках (снабжение
оперативной информацией, выезды на "стрелки" и обеспечение т. н. "крыши").
Со стороны ФСБ были предприняты попытки (на прямых встречах с Ковалевым)
преподнести эту деятельность как работу под прикрытием и оперативно-агентурные
разработки.
Однако факты свидетельствовали об обратном. В "Новой газете"
была опубликована статья "Братва плаща и кинжала"; В. П. Щекочихин направил
запрос в Генпрокуратуру, после чего ФСБ возбудила несколько внутренних
расследований, в результате которых ряд сотрудников ФСБ были уволены.
Начиная с ноября 1997 года из ряда материалов, собранных
"Новой газетой" и полученных через приемную депутата Щекочихина в Госдуме,
вскрылись факты участия начальника Управления спецопераций ФСБ генерала
Хохолькова в ряде криминальных структур и операций. Все собранные материалы
были проверены (негласно, на предварительном этапе) через ГУЭП ФСБ и были
подтверждены. Впоследствии нами была начата публикация материалов по делу
Хохолькова в прессе и поставлен вопрос перед Генпрокуратурой о проведении
расследования. В качестве реакции на общественное мнение последовал роспуск
управления и увольнение генерала. Однако вскоре его сторонниками был предложен
правительству проект создания подобного управления во главе с Хохольковым
в налоговой инспекции России (по проблемным налогоплательщикам), который
после дополнительных публикаций и обращений к Примакову был в конечном
счете отклонен.
II. Борьба с коррупцией в регионах
Антикоррупционная деятельность
Яблока в Республике Калмыкия
Наиболее трагический оборот приняла антикоррупционная деятельность Яблока
в Республике Калмыкия.
Отсчет последних событий в жизни главного редактора газеты "Советская
Калмыкия" и сопредседателя регионального отделения Яблока Ларисы Юдиной,
ее журналистских расследований и публикаций начался весной 1993 года. Тогда
в ходе своей предвыборной кампании кандидат Кирсан Илюмжинов заявил: "Я
буду управлять республикой, как корпорацией". Ответом Ларисы Юдиной стала
статья в "Советской Калмыкии", где она писала: "Если человека принимают
на работу в корпорацию, у него спрашивают, согласен ли он там работать.
Я в корпорации Илюмжинова работать не согласна". В те же дни Юдина анализировала
программу Илюмжинова: "Как универсальный метод решения всех проблем республики
и как средство реализации своих обещаний кандидат предлагает "взять бюджетные
деньги и прокрутить". Во-первых, "прокрутить" бюджетные деньги можно только
в нарушение закона. Во-вторых, я верю, что такие люди, как Кирсан Илюмжинов,
и возьмут, и прокрутят. Но я не верю, что "прокрученные" деньги в бюджет
вернутся".
Лариса Юдина оказалась права. В том же 1993 году, сразу после избирательной
кампании, нового президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова охватило желание
создать оффшорную зону для привлечения в республику больших финансовых
ресурсов. Одним из шагов в этом направлении стало создание при калмыцком
президенте Агентства развития и сотрудничества (АРиС). За единовременную
плату предприятия и организации регистрировались в республике и освобождались
от уплаты местных налогов. Реальная деятельность подобных фирм, как правило,
осуществлялась не в самой Калмыкии, а в других регионах России, то есть
вдали от места регистрации. Это создало ряд проблем для государственных
органов и лазейки для коммерсантов: для первых – сложности при проведении
налоговых проверок, для вторых – возможность не платить федеральные налоги.
Тысячи предприятий по всей России, зарегистрированных в калмыцкой "оффшорной
зоне", за несколько тысяч экю в год были освобождены от многих федеральных
налогов и целевых сборов. Естественно, возглавили Агентство люди, близкие
Илюмжинову, что позволило главе республики и его окружению контролировать
столь мощные финансовые потоки. Фонд программ Кирсана Илюмжинова, где аккумулировалась
плата за налоговые льготы (а это более 16 миллиардов старых рублей ежегодно),
якобы направлял эти средства на развитие республики и социальные нужды.
Увы, проведенная в 1997 году Генпрокуратурой РФ проверка не подтвердила
это.
Выяснилось, что значительная часть бухгалтерской документации, по словам
руководства АРиС, была похищена при перевозке в Тамбовской(!) области.
Зато доподлинно известно, что задолженность АРиС по платежам в бюджет составила
в 1997 году около 60 миллиардов рублей, в том числе в федеральный – 43
миллиарда. Кроме того, выяснилось, что бесследно пропали 10,5
миллиарда, предусмотренных программой "Каспий", 14 миллиардов, выделенных
республике в качестве "шерстяного" кредита, и 247 миллиардов, собранных
печально известной компанией-пирамидой "Хопер-инвест", штаб-квартира которой
тоже находилась в Элисте. В том же году Контрольное управление при Президенте
России обнаружило гигантские бюджетные растраты в Калмыкии в размере 132
миллиардов "старых" рублей.
В ходе журналистских расследований выяснялись новые интересные
подробности того, как делается "бизнес" в Калмыкии. Например, детали "текстильного"
кредита, они же "шерстяные миллиарды". То были первые капиталы Илюмжинова.
Еще в 1992 году, в бытность свою депутатом Верховного Совета России, молодой
"предприниматель" Илюмжинов возглавил только что созданную аграрно-коммерческую
ассоциацию "Степь". В эту контору типа "рога и копыта" госконцерн "Ростекстиль"
вбухал свыше 10 миллиардов рублей целевого кредита на заготовку шерсти
тонкорунных овец для поддержания отечественного производителя. Вскоре специалисты
Министерства финансов и внутренних дел России, покопавшись в "степных"
бумагах, пришли к выводу, что шерсти страна ждет напрасно, а миллиарды
осели на счетах частных лиц и коммерческих организаций, в том числе зарубежных.
Правда, к тому времени Илюмжинова избрали президентом, фирмы – члены ассоциации
самоликвидировались, и дело благополучно заглохло.
Этими и другими делами стала заниматься Лариса Юдина,
когда поняла, что толку от ревизионных проверок нет: федеральные власти
осуществляют проверки, обнаруживают, что средства пропали, а затем центр
вновь и вновь направляет дотации в республику, на 95 % живущую за счет
федерального бюджета. И не будет преувеличением сказать, что газета "Советская
Калмыкия" и ее главный редактор стали врагами номер один для руководства
республики. Лариса Юдина раскрывала глаза людям на многие факты беззакония
калмыцких властей, будь то перевод государственных средств за рубеж, строительство
чиновничьих домов и дач тогда, когда селянам приходилось продавать свои
дома, чтобы выжить, или карманное издание "Кирсан Илюмжинов: терновый венок
президента", за которое Минсельхоз республики (?!) перечислил издательству
около 400 миллионов рублей – видимо, на поддержку в лице президента "творческой
интеллигенции". Лариса занималась 20 миллиардами рублей, которые в 1996
году Москва перечислила на строительство дорог Калмыкии, а именно – на
участок дороги Элиста – Цаган-Аман, и о том, как были использованы эти
деньги (участок открыли лишь в 1997 году, а часть денег, по неофициальной
информации, была использована на проведение шахматного матча между А. Карповым
и Г. Камским). Лариса занималась историей с увольнением представителя президента
в Ики-Бурульском районе Николая Багаева – якобы за его отказ внести из
урожая 1997 года, помимо установленного продналога в 600 тонн зерна, другой
"взнос", но уже неофициальный, в фонд шахматной Олимпиады. Занималась она
и историей с финансированием футбольной команды "Уралан", на которую в
1997 году ушло, по данным властей, то ли 15, то ли 18 миллиардов, а по
слухам – все 50.
Без сомнения, наиболее опасными для режима Кирсана Илюмжинова
стали последние по времени публикации Ларисы и ее коллег. Апофеозом единоличного
правления Илюмжинова стал его амбициозный проект по проведению в республике
в 1998 году 33-й Всемирной шахматной олимпиады. "Советская Калмыкия" обратилась
к теме реализации этого проекта, и прежде всего – к строительству Новых
Васюков нашего времени, так называемого "Сити-чесс" (шахматного города).
Откуда в республике, входящей наряду с Чечней и Ингушетией в тройку самых
бедных регионов России по уровню доходов на душу населения, нашлись средства
на грандиозную Олимпийскую деревню? Это был один из вопросов, заинтересовавших
Ларису Юдину и ее коллег. Это была одна из проблем, о которой писала Лариса
еще во время президентской кампании Илюмжинова 1993 года: "...Я верю, что
такие люди, как Кирсан Илюмжинов, и возьмут, и прокрутят. Но я не верю,
что "прокрученные" деньги в бюджет вернутся".
Выяснялось, что “шерстяные дела” Илюмжинова продолжились
и в его президентские годы. Лариса Юдина самостоятельно вышла на бельгийского
барона де Грюбона, который заключил с калмыцкой компанией “Элиста ВУЛ”
контракт на поставку овечьей шерсти под гарантии Фонда Илюмжинова. Бизнесмен
внес затребованную предоплату в размере 750 тысяч долларов, и, естественно,
не увидел ни шерсти, ни денег. Единственное, что удалось бельгийскому барону,
– внести в “черный список” неблагонадежных партнеров Европейского Сообщества
компанию “Элиста ВУЛ” и всю Республику Калмыкия. Это и другие расследования
позволили Ларисе Юдиной сделать вывод: именно на такие “сбережения”, как
“безвозмездные вклады” вроде предоплаты бельгийского бизнесмена, средства,
выделенные Москвой на борьбу с наводнениями и строительство дорог, “дружеские
взносы” фирм оффшорной зоны, “пожертвования” владельцев калмыцких бензоколонок
или “добровольные отказы” калмыцких матерей от детских пособий финансировалось
возведение дворцов и офисов Олимпийской деревни.
Калмыцкие коммерсанты получали письма с пометкой “конфиденциально”
следующего содержания: “...бюджетных средств недостаточно, чтобы выполнить
весь объем намеченных работ в Олимпийской деревне, обращаюсь к вам с просьбой
своим посильным вкладом в ... тысяч деноминированных рублей помочь городу
в решении намеченной цели. Мы готовы продолжить сотрудничество с вами в
решении ваших проблем. Копию платежного поручения и квитанцию прошу принести
в отдел экономики мэрии Элисты по адресу: ул. Ленина, 249, 6-й этаж. Представитель
президента РК, мэр Элисты В. Шамаев”. Сумма в каждом письме проставлялась
разная. Лариса Юдина выяснила, что многие фирмы из России, Бельгии, Германии,
стран СНГ и Восточной Европы освобождались от уплаты налогов в калмыцком
оффшоре лишь после того, как “добровольно” соглашались делать пожертвования
в фонд Илюмжинова. В конце концов, и выманили-то Ларису из дома в тот роковой
вечер именно обещанием документов, раскрывающих теневую деятельность Агентства
развития и сотрудничества при президенте Калмыкии, которое регистрировало
предприятия в калмыцком оффшоре.
Таким образом, международный турнир, по сути, финансировался
за счет рэкета и махинаций. Подобные выводы и публикации становились смертельно
опасными для режима Илюмжинова. Президент мечтал о помпезной Олимпиаде
и о последующих барышах с этого проекта: продаже коттеджей Олимпийской
деревни по 600 долларов за квадратный метр и создании из олимпийских офисов
международного делового центра. (Правда, кто мог бы купить это в Калмыкии
– тоже вопрос). Теперь же наступил критический момент, и хрустальная мечта
президента рушилась: отказавшись работать в республике, которая не выполняла
своих обязательств, уехали югославские строители. “Советская Калмыкия”
рассказывала о недостроенных объектах шахматного городка, в которые были
вбуханы огромные деньги и которые покрывались трещинами – вероятно, из-за
подземных плывунов в зоне стройки. Проблемы с дальнейшим финансированием
илюмжиновского проекта можно было решить только за счет федерального бюджета,
и Москва уже готова была в очередной раз спасти от краха калмыцкого хана.
Возможно, именно в этот момент критические публикации
были совершенно не нужны властям Калмыкии. Как знать, может быть, президентское
недовольство газетой и ее главным редактором кто-то из его подчиненных
воспринял как руководство к действию? Слухов на этот счет ходило много.
Так или иначе, версия об убийстве журналистки по политическим мотивам является
главенствующей. Об этом сразу после убийства Юдиной заявил Григорий Явлинский
и другие коллеги Ларисы по ЯБЛОКУ, об этом в те же дни заявил тогдашний
министр внутренних дел Сергей Степашин.
Депутатом А. К. Захаровым совместно с руководителем алтайской
яблочной организации, бывшим следователем МВД В. С. Останиным и членами
калмыцкой яблочной организации проведено расследование убийства Л. Юдиной.
Ими же проделана работа по продолжению расследования, начатого Л. Юдиной,
фактов коррупции в высших руководящих органах Республики Калмыкия. Были
найдены исполнители заказного убийства Л. Юдиной и установлены лица, отдавшие
распоряжения и расплатившиеся с исполнителями. Однако, несмотря на то,
что все собранные факты указывают на то, что заказчиками убийства явились
люди из близкого окружения президента Калмыкии, доказать это в судебном
порядке достаточно сложно из-за отсутствия системы защиты свидетелей. К
моменту приезда А. К. Захарова и В. С. Останина в Калмыкию на одного из
свидетелей было совершено покушение. Свидетелей держали в камере предварительного
заключения в Калмыкии. Удалось добиться изоляции свидетелей и их перевода
в более безопасное для них место. Несмотря на то, что свидетели были запуганы
и опасались за свою жизнь, удалось со многими переговорить и собрать большой
набор видеодокументов. Но самое главное то, что удалось защитить свидетелей,
друзей и коллег Л. Юдиной от произвола людей Илюмжинова.
Благодаря группе Захарова состоялся митинг, посвященный
девяти дням со дня смерти Л. Юдиной. Сначала власти попытались запретить
митинг, заявленный местной яблочной организацией. Организаторы митинга
были вызваны в прокуратуру. Однако Захаров и Останин обратились в местное
ФСБ с предупреждением, что, несмотря на запрет, митинг будет проведен.
Захаров, пользуясь депутатской неприкосновенностью, снял митинг на видеокамеру.
Власти не решились на разгон митинга, несмотря на то, что на нем был произведен
сбор подписей за отставку Илюмжинова. Так как лично Захаровым была взята
под контроль последующая безопасность участников митинга, власти впоследствии
не решились для устрашения учинить над ними расправы.
Захаров вел работу по вскрытию фактов коррупции в Калмыкии.
Государственной Думой был принят предложенный им проект постановления о
проведении Счетной палатой проверки расходования бюджетных средств в Республике
Калмыкия. Захаров предложил Счетной палате программу проверки Министерства
финансов, Национального банка Калмыкии, Фонда программ президента и Агентства
развития и сотрудничества. В результате была сформирована группа из семи
аудиторов для проверки практически по всем направлениям. По предложению
Захарова коллегия Счетной палаты приняла решение использовать в составе
группы работников центрального аппарата ФСБ.
Работа Счетной палаты велась при мощном противодействии
со стороны руководства Калмыкии. В итоге Счетная палата подтвердила факт
денежной эмиссии на сумму примерно 40 миллионов долларов, которая была
произведена якобы для погашения долгов бюджетникам. На самом деле 13 миллионов
из них ушло на шахматную Олимпиаду.
Счетная палата установила, что в Калмыкии сбором государственных
налогов занималась коммерческая структура. Коллегия Счетной палаты приняла
решение повторно провести проверку национального банка, Фонда программ
и АРИС при президенте Калмыкии. Сделать этого ей не удалось, так как сразу
после этого решения Фонд программ был ликвидирован в один день и все финансовые
документы были уничтожены. Представители Счетной палаты не были допущены
и в Национальный банк для проведения встречной проверки под предлогом того,
что в здании банка прорвало канализацию, что повлекло утрату документов.
Агентство АРИС без объяснений просто отказалось предоставить им документы.
По итогам проверки были вскрыты факты нецелевого использования
бюджетных средств и нарушения налогового законодательства. Счетная палата
обратилась в Генеральную прокуратуру с рекомендацией возбудить уголовные
дела по:
-
денежной эмиссии, проведенной Национальным Банком Калмыкии;
-
уничтожению документов коммерческим Фондом программ при президенте
Калмыкии;
-
противодействию деятельности Счетной палаты со стороны Агентства
развития и сотрудничества при президенте Илюмжинове.
А. К. Захаров готовит запрос в прокуратуру о мерах, принятых
ею в ответ на обращение Счетной палаты. Одновременно Центральному банку
будет выдвинуто требование о наказании Национального банка Калмыкии.
19 мая 1999 года кандидат на пост премьер-министра С.
В. Степашин подтвердил свою позицию, высказанную им сразу после убийства
Юдиной, когда он являлся министром внутренних дел: “что касается расследования
конкретно убийства Юдиной, – сказал Степашин на встрече с депутатами фракции
Яблоко, – я обещал фракции Яблоко, и это моя позиция вне зависимости от
того, на каком посту я буду находиться. Убийцы, вы знаете, арестованы,
заказчиков, в принципе, мы действительно знаем. Дело по убийству Юдиной
будет доведено до конца”. Однако С. Степашин не был премьер-министром и
трех месяцев.
Велика вероятность того, что дело может кончиться приговором
лишь убийцам-исполнителям, а заказчики сумеют избежать наказания. По крайней
мере разбирательство всячески тормозится калмыцкими властями: на скамье
подсудимых в Элисте пока оказались лишь подозреваемые. Очевидно, их намерение
– признать подсудимых не только исполнителями, но и организаторами убийства
и тем самым не дать суду выявить истинных заказчиков преступления. Мы участвуем
в процессе, мы намерены показать судьям очевидные прорехи в оперативно-розыскных
и следственных мероприятиях. Со своей стороны, Яблоко сделает все возможное
для того, чтобы рано или поздно все преступники понесли наказание.
Криминальный Новороссийск
В Новороссийске к началу 1998 года сложилась угрожающая
ситуация постепенного превращения всей вертикали административной власти
города в единый коррумпированный клан. Первоначальное сращивание правоохранительных
органов, таможни, руководства морского порта и ФСБ с коммерческими и криминальными
структурами на фоне волны массовых челночных операций в середине 90-х годов
фактически послужило основой для дальнейшей криминализации города с приходом
каспийской нефти. Чеченской диаспоре Новороссийска, находившейся в тесных
отношениях с рядом чеченских полевых командиров, удалось к середине 1998
года полностью взять под контроль “нефтяную трубу” в Новороссийске при
полном попустительстве администрации и местных правоохранительных органов.
Усилиями депутата фракции Яблоко и сотрудника “Новой газеты”
В. П. Щекочихина ситуация отслеживалась с 1995 года в таких публикациях,
как "Драма с собачкой", "Малая земля была неприступной, стала преступной"
и др.
Этими публикациями, а также благодаря поддержке ряда сотрудников
ФСБ, налоговой полиции, таможни удалось обратить внимание Центра на Новороссийск.
В результате комплексной проверки оперативными группами ФСБ, прокуратуры
и МВД осенью 1998 года были возбуждены уголовные дела и проведены аресты,
в том числе всей чеченской группировки в городе.
Дело "Русского видео"
В Санкт-Петербурге (1997 год) сложилась ситуация,
во многом аналогичная новороссийской, но с большим масштабом и более влиятельным
кругом действующих лиц: от Собчака до Березовского и Меларишвили (Миша
Кутаисский). Формально дело было возбуждено по производству порнографии
"Русским видео" и сокрытию доходов. Однако реальная подоплека дела состояла
в незаконной приватизации причалов в Кронштадте и фактическом создании
рядом коммерческих и банковских структур безналоговой и беспошлинной зоны
(своего рода оффшора) в Санкт-Петербурге.
Группа Щекочихина активно участвовала в расследовании,
координируя деятельность следственного отдела Генпрокуратуры и налоговой
полиции. Было организовано несколько выездов в Санкт-Петербург для проведения
оперативной и информационной поддержки, которая осуществлялась через публикации
в СМИ. В результате этой деятельности следственными органами в 1998 году
было проведено более 30 обысков, возбуждены уголовные дела и проведены
аресты в руководстве "Русского видео".
Новороссийское и петербургское дела рассматривались группой
Щекочихина в рамках программы контроля за морскими воротами страны, которая
была сформулирована в конце 1996 года. Фактически МВД и ФСБ России приняли
аналогичную программу в 1998 году (с приходом Примакова) и начали комплексные
проверки Новороссийска и Приморского края.
Налоговые полицейские в роли рэкетиров
Москва. В декабре 1998 года один из московских
банков (весьма небольших и, безусловно, с целым рядом возможных финансовых
нарушений) обратился за помощью в связи с очевидным вымогательством московской
налоговой полицией 300 тысяч долларов.
Банком были представлены абсолютно достоверные аудиозаписи
всех переговоров его руководства с начальниками московской налоговой полиции.
Записи свидетельствовали о превращении государственного органа в некую
рэкетирскую группу и по сути требований, и по форме действий, вплоть до
блатного слэнга. Все материалы были опубликованы в “Новой газете”, депутатские
запросы направлены в прокуратуру Москвы, Генпрокуратуру и налоговую полицию.
Тем не менее возбужденное первоначально уголовное дело было приостановлено,
переведено в форму административного расследования и вскоре прекращено.
На группу Щекочихина оказывалось крайне сильное давление со стороны московской
администрации.
Коррупция в органах внутренних
дел
Екатеринбург. В январе 1996 года группой Щекочихина
совместно с профсоюзом УВД Екатеринбурга была организована группа расследования
фактов коррупции в УВД Свердловской области и Екатеринбурга. В деятельности
группы, работавшей в мае–июле 1997 года, участвовал ряд бывших следователей
из руководства профсоюза. Вскоре был собран весьма впечатляющий материал
по руководству екатеринбургского УВД, позволивший обратиться в Генпрокуратуру
и в конечном счете снять с должности его начальника и возбудить ряд уголовных
дел в отношении сотрудников аппарата. Деятельность профсоюза и его контакты
с нашей группой продолжаются, и по целому ряду фактов коррупции в регионе
нами переданы материалы в Комиссию Госдумы по коррупции.
Алтайский край. В начале 1997 года в алтайскую
краевую организацию Яблока поступила неофициальная информация о том, что
краевой прокуратурой расследуются факты злоупотреблений в комитете по бюджету
и финансам администрации края, связанных с подлогом финансовых документов
по выдаче ссуд и пособий сотрудникам УВД и Военного комиссариата Алтайского
края. По данному поводу были арестованы сотрудники комитета по финансам
Помогаева и начальник финансового отдела УВД Дивеев.
Далее из неофициальных источников была получена информация о причастности
к хищениям средств из краевого бюджета военного комиссара генерала Егорова
(в настоящее время осужден к лишению свободы), начальника УВД Алтайского
края генерала Чернова В. П., заместителя начальника УВД полковника Сотникова
В. В. (родной брат начальника УФСБ по Алтайскому краю), начальника финансового
отдела УВД полковника И. Е. Дивеева.
Похищенные путем подлога с участием Помогаевой денежные средства краевого
бюджета, предназначенные для содержания милиции общественной безопасности
УВД и сотрудников, нуждающихся в жилье, были использованы указанными руководителями
для строительства собственных особняков. Из информации следовало, что на
прокуратуру края оказывалось давление, и имеются опасения, что уголовные
дела будут прекращены.
После получения указанной информации краевой организацией Яблока были
подготовлены публикации в СМИ Алтайского края по данному поводу, на сессии
АКЗС был сделан депутатский запрос главе администрации Алтайского края,
были направлены обращения депутату ГД Ю. П. Щекочихину, который направил
депутатский запрос министру внутренних дел А. С. Куликову, опубликовал
статьи в “Новой газете”.
В результате указанных действий начальник УВД края генерал В. П. Чернов
и его заместитель Ю. В. Сотников были отстранены от занимаемых должностей
приказом министра, а впоследствии уволены из органов внутренних дел.
В настоящее время уголовное дело (57 томов) о злоупотреблениях руководства
УВД Алтайского края закончено и с обвинительным заключением передано на
рассмотрение Военного суда Сибирского военного округа. Обвиняемые В. П.
Чернов, В. В. Сотников и И. Е. Дивеев знакомятся с материалами уголовного
дела, находясь под подпиской о невыезде.
Москва. Группой Щекочихина проведено расследование по делу о
коррупции вневедомственной охраны МВД. УВО ГУВД , в частности ОВО при РУВД
ЦАО г. Москвы, фактически в нарушение законодательства о труде взимало
с нижестоящих подразделений на некий "генеральский общак" ежемесячную десятину
на "содержание центрального аппарата", шедшую на строительство особняков,
коттеджей и т. п. Результаты расследования опубликованы в “Новой газете”
(статья “Генеральский общак”). После ряда запросов на имя Генерального
прокурора к расследованию подключается Генпрокуратура. В итоге опротестованы
более 15 распоряжений аппарата УВО ГУВД.
Хищения бюджетных средств и другие злоупотребления
Волгоградская область. Запросы В. П. Щекочихина в прокуратуру
и администрацию Волгоградской области стали основанием для возбуждения
в январе 1998 года областной прокуратурой уголовного дела по фактам хищений
бюджетных средств в ОАО "Волгоградская агропромышленная корпорация".
Краснодарский край. В феврале 1998 года
В. П. Щекочихин обратился в Генпрокуратуру с запросом о хищении бюджетных
средств в АООТ "Национальный финансовый союз" г. Краснодара. В результате
возбуждено уголовное дело, взятое под прямой контроль Генеральной прокуратурой.
Тамбовская область.
1. В январе 1998 года группой Щекочихина вместе с областной
думой Тамбовской области были направлены запросы и материалы по коррупции
администрации области через ЗАО "Тамбовнефтетранс", находящееся под контролем
ОПГ криминального авторитета Попова. По материалам было возбуждено уголовное
дело в отношении ряда лиц руководства ЗАО.
2. В Тамбове и Тамбовской области в 1996–98 годах при
непосредственном патронаже губернатора Рябова и непосредственном участии
его заместителя была организована поставка в регион неучтенной "левой"
водки из Подмосковья через фирму "Держава", созданную местным отделением
ЛДПР. При содействии представителя президента в Тамбовской области группой
Щекочихина было проведено расследование данного дела. По результатам запросов
Щекочихина в Генпрокуратуру и прокуратуру области, публикаций в “Новой
газете” и действий местного УВД прокуратурой возбуждено уголовное дело
в отношении заместителя Рябова.
Алтайский край.
1. С участием алтайской краевой организации Яблока, путем
депутатских обращений и запросов выявлены факты нарушений исполнения городского
бюджета. Материалы переданы в прокуратуру г. Бийска, СМИ. Задолженность
погашена.
2. В 1997 году по депутатскому обращению возбуждено уголовное
дело и отстранена от должности за злоупотребления служебным положением
заместитель начальника налоговой инспекции г. Бийска Р. Н. Болгова.
3. В 1998 году по депутатскому обращению на сессии АКЗС
рассмотрены результаты проверки Счетной палатой края нарушений в финансовой
деятельности краевого унитарного предприятия “Алтайагропрод” (куратор –
1-й зам. главы края И. В. Апарин, директор ГКУП – Лунев). По фактам финансовых
нарушений прокуратурой края возбуждено и расследуется уголовное дело.
4. В сентябре–ноябре 1998 года в связи с невыплатой заработной
платы проходила забастовка учителей г. Заринска. По инициативе лидера алтайской
организации Яблока В. С. Останина силами КРУ проведена ревизия городского
бюджета, вскрыты серьезные злоупотребления в действиях городской администрации.
Материалы проверки рассмотрены на декабрьской сессии АКЗС, прокуратурой
края возбуждено уголовное дело в отношении главы г. Заринска С. М. Балабина.
Долг по зарплате учителям в январе 1999 года частично погашен.
5. В январе 1999 года по инициативе Яблока на сессии АКЗС
рассмотрен вопрос о законности приватизации Бийской ТЭЦ-1. Материалы переданы
в прокуратуру края. Возбуждено уголовное дело.
6. Конец 1998 – начало 1999 года – защита рабочих Бийского
сахарного завода от криминальных структур. Рабочим завода в течение года
не выплачивалась зарплата. Завод не платил налоги и был должен всем уровням
бюджета. Тем не менее директор завода создавал вместе с родственниками
доходные фирмы и приобретал в собственность многомиллионное имущество.
Находясь под защитой криминальных структур, директор самовольно распоряжался
всеми средствами акционерного общества (завода), не имея при этом контрольного
пакета акций. Рабочие не могли его переизбрать, так как директор угрожал
им расправой. “Яблочники” привлекли к этой проблеме внимание краевой прокуратуры
и регионального управления по борьбе с оргпреступностью. В результате рабочие
избрали нового директора, им была выплачена зарплата, завод заплатил все
налоги и при этом у него еще остались средства на развитие производства.
Оренбургская область. В 1997 году депутат фракции
Яблоко Т. В. Злотникова направила депутатские запросы в Генпрокуратуру
и председателю правительства по проблемам эффективности использования средств
внебюджетного фонда Оренбургской области и с просьбой проверить законность
проведения аукциона по продаже акций “Оренбурггеологии”, нанесшего существенный
ущерб интересам государства.
Внебюджетный фонд администрации Оренбургской области являлся
частью финансового ресурса области. Однако фонд не решал задач по смягчению
социальной и экономической напряженности в области. Вместо этого фонд вкладывал
значительные средства в уставные капиталы коммерческих структур, в состав
учредителей которых входила администрация области. Фонд предоставлял льготные
кредиты корпорациям, возглавляемым родственниками членов администрации
области. Эти и многие другие грубые нарушения выявлены в ходе проверки
по запросу Т. В. Злотниковой.
По второму запросу из Генпрокуратуры получен ответ, что
в ходе проверки установлены факты нарушения законодательства должностными
лицами Российского фонда федерального имущества при проведении аукциона
по продаже акций ОАО “Оренбурггеология”. По фактам проверки возбуждено
уголовное дело. |