В соответствии с действующей в России государственной нормативной
документацией транспортирование ядерных материалов и изделий на
их основе осуществляется на основании сертификатов-разрешений.
Согласно Положению о Минатоме это министерство выполняет функции
государственного компетентного органа по ядерной и радиационной
безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных
веществ и изделий на их основе. В частности, Минатом выдает сертификаты-разрешения
на радиоактивное вещество особого вида, на конструкцию и перевозку
упаковок с радиоактивными веществами.
В последнее время выявлены многочисленные нарушения требований
действующих НД при оформлении и выдаче сертификатов-разрешений.
Приостановлено действие четырех сертификатов-разрешений при условии
процедуры обязательного согласования с органами государственного
надзора проектов сертификатов-разрешений. Следует отметить, что,
рассматривая в дальнейшем проекты сертификатов-разрешений, Госатомнадзор
России отказал в согласовании некоторых из них из-за несоответствия
требованиям действующих НД.
В связи с этим необходимо указать
на действия Минатома в отношении вывоза ОЯТ ВМФ и гражданского
атомного флота. Минатом продлил сроки действия сертификатов-разрешений
на перевозку в специальных условиях контейнеров типа 11 и 12 с
ОЯТ, несмотря на то что закончился срок действия специальных условий
перевозки. Кроме этого, установлен факт изготовления
транспортных упаковочных контейнеров (ТУК) со значительными отклонениями
от требований действующего сертификата-разрешения на конструкцию.
Контейнеры поступали на разделительные заводы Минатома (СХК, АЭХК
и др.), несмотря на их значительные отличия от опытных образцов,
которые прошли испытания и рассматривались в соответствующих организациях
при оформлении сертификата-разрешения на транспортный упаковочный
комплект ТУК-27. Действие данного сертификата-разрешения было
аннулировано. На СХК установлены факты осуществления
перевозок ядерных материалов в упаковочных контейнерах АТ316 и
ВТ134, не отвечающих требованиям Основных правил безопасности
и физической защиты при перевозке ядерных материалов (ОПБЗ–83).
Транспортирование в упаковочных контейнерах АТ316 и ВТ134 осуществляется,
несмотря на отсутствие сертификатов-разрешений на конструкции
упаковок и на перевозки. Эти же контейнеры используют и другие
предприятия (например, ПО «Маяк»). Перевозки между различными заводами
СХК, при которых транспортные средства проезжают по дорогам общего
пользования, осуществляются как внутренние (внутризаводские),
т.е. с нарушением требований ОПБЗ– 83, регламентирующих все перевозки
вне территории объекта. Отраслевая нормативная документация
по транспортированию не соответствует требованиям государственной
нормативной документации, вследствие чего предприятия в ряде случаев
нарушают последнюю, мотивируя это необходимостью соблюдения отраслевой
документации. Например, СХК грузы с ядерными материалами перевозит
даже без знаков радиационной опасности. Учитывая состояние транспортных
магистралей и значительно возросшую аварийность на железнодорожном
транспорте, было запрещено осуществлять перевозки ОЯТ в контейнерах
старого типа 11 и 12, которые изготовлены в 1967–1985 гг., т.к.
они не отвечают требованиям безопасности. Еще один пример. Российское Конструкторское
бюро специального машиностроения (КБСМ, г. Санкт-Петербург) разрабатывает
транспортный упаковочный контейнер (ТУК) на базе металлобетонного
контейнера для транспортирования и сухого хранения отработавшего
ядерного топлива. К настоящему времени разработаны технические
проекты на ТУК-104 (для ОЯТ реакторов РБМК-1000 Ленинградской
АЭС), ТУК-108 (для ОЯТ судов Военно-морского флота) и ТУК-109
(для ОЯТ реакторов РБМК-1000 Курской АЭС). Беспокойство вызывает тот факт,
что работы по созданию ТУК-104 и ТУК-108 осуществлялись с нарушением
нормативных требований. Изготовление опытных образцов ТУК было
начато до завершения конструкторской организацией работ над техническими
проектами. В результате этого опытные образцы не соответствуют
конструкциям, заложенным в технические проекты. В случае с ТУК-104 был испытан образец,
имеющий значительные отличия от ТУК-104 (отличаются размеры, толщина
стенок, типы сталей и другие важные для безопасности характеристики),
а сами испытания не соответствовали требованиям действующих в
Российской Федерации правил перевозки ОПБЗ– 83. По этим причинам
нельзя было рассматривать результаты испытаний как доказательство
соответствия конструкции ТУК-104 нормативным требованиям.
В случае с ТУК-108 испытания опытного образца также были проведены
задолго до завершения работ над техническим проектом. Программа
испытаний не согласовывалась с органами государственного надзора,
а межведомственная комиссия не создавалась.
В настоящее время Минатомом России и организацией
МКЦ «Нуклид», через которую осуществляется финансирование работ
по разработке ТУК-108, делаются попытки запретить конструкторской
организации КБСМ представлять технический проект на ТУК-108 в
Госатомнадзор России под надуманным предлогом, что работы по созданию
ТУК-108 не подпадают под действие Федерального закона «Об использовании
атомной энергии».
Одновременно делаются попытки начать
серийное производство ТУК-108. В случае реализации этих планов
ситуация станет тупиковой ввиду невозможности использования при
перевозках ОЯТ по дорогам общего пользования ТУК, безопасность
которых не подтверждена в соответствии с действующими нормативными
требованиями. Кроме этого, Минатомом России создается
система аварийно-технических центров. Однако до настоящего времени
ни один аварийно-технический центр не подал заявление на получение
лицензий в Госатомнадзор России, несмотря на заключение Минюста
России о необходимости получения таких лицензий. На наш взгляд, основной причиной
многочисленных нарушений является неправомерная передача Минатомом
России организации МКЦ «Нуклид» функций государственного заказчика
в рамках Федеральной целевой программы «Обращение с радиоактивными
отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и
захоронение на 1995 – 2005 гг.». Эти функции были переданы с нарушением
требований законодательства Российской Федерации без оформления
необходимого в этом случае решения Правительства РФ. Работа, проводимая Минатомом по
обеспечению ядерной и радиационной безопасности при организации
транспортирования РАО, ОЯТ, ЯД и ЯДМ, должна быть оценена как
недостаточная, т.к. органами государственного регулирования выявлен
целый ряд нарушений условий транспортирования, которые могли привести
к серьезным авариям с радиационными последствиями. В заключение хотелось сформулировать
проблемы, которые предстоит решить для безопасного транспортирования
отработавшего ядерного топлива. Их можно объединить в следующие
блоки:
– необходимо провести работы по совершенствованию системы государственного
регулирования в данной области. Разработать и ввести в действие
современные правила безопасного транспортирования, доработать
и утвердить концепцию по обращению с ОЯТ;
– необходимо завершить работы по сертификации металлобетонных
контейнеров повышенной вместимости;
– выполнить комплекс НИИР в обоснование предельного срока мокрого
хранения ОЯТ.
Таблица
Нуклиды допустимые выбросы
|
Нормализованные
Кu/сут.
Кu/сут•1000 МВт (эл).
|
Допустимые величины выброса
|
Смесь инертных
радиоактивных
газов (аргон, криптон, ксенон). |
500
|
3000
|
Иод-131 (газообразная и
аэрозольная фаза) |
0,01
|
0,06
|
Смесь долгоживущих
нуклидов |
0,015
|
0,09
|
Смесь короткоживущих
нуклидов |
0,2
|
1,2
|
Среднемесячные допустимые выбросы с АЭС газоаэрозольных радиоактивных
веществ.
Таблица
Нуклиды допустимые выбросы
|
Нормализованные
Кu/сут.
Кu/сут•1000 МВт (эл).
|
Допустимые величины выброса
|
Стронций-90 |
1,5
|
9
|
Стронций-89 |
15
|
90
|
Цезий-137 |
15
|
90
|
Кобальт-60 |
15
|
90
|
Марганец-54 |
15
|
90
|
Хром-51 |
15
|
90
|
|