I. Предприятия ядерного топливного цикла, расположенные
на территории Российской Федерации, не готовы к приему на переработку
и хранение 20 тыс. т зарубежного отработавшего ядерного топлива
по следующим причинам:
• они не располагают унифицированной (ввиду различия изотопного
состава, глубины выгорания и других характеристик ОЯТ) технологией,
позволяющей перерабатывать как свое, так и зарубежное ОЯТ (кроме
ОЯТ с АЭС с ВВЭР-440, построенных по советским проектам);
• Горнохимический комбинат (Красноярск-26), Сибирский химический
комбинат (Томск-7) не имеют лицензий Госатомнадзора России на
эксплуатацию пунктов подземного захоронения жидких радиоактивных
отходов из-за отсутствия документов, обосновывающих ядерную и
радиационную безопасность указанных видов деятельности. Причем
подобное обоснование отсутствует с начала использования на комбинатах
указанного способа захоронения радиоактивных отходов (например,
для Томска-7 – начиная с 1961 г.). ПО «Маяк» не имеет лицензии
на эксплуатацию водоемов– хранилищ жидких радиоактивных отходов
(Теченский каскад водоемов и водоемы В-9 и В-17 эксплуатируются
в нарушение положений «Водного кодекса Российской Федерации» и
статьи 18 Федерального закона «Об охране окружающей природной
среды»);
• в связи с недостаточным финансированием Федеральной целевой
программы «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими
ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1995–2005
гг.» выполнение данной программы на предприятиях ЯТЦ России практически
сорвано. Необходимы срочная разработка концепции по прекращению
подземной закачки ЖРО на СХК, ГХК, НИИАР и другим вопросам обращения
с РАО, а также принятие мер по созданию систем утверждения РАО.
Кроме этого, необходимы проведение комплексного обследования хранилищ
и могильников, состояния защитных барьеров многочисленных прошлых
захоронений РАО в земляных траншеях и каньонах и принятие мер
по проектированию и сооружению дополнительных барьеров безопасности;
• продолжающиеся инциденты на предприятиях ЯТЦ, сопровождающиеся,
как правило, выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду,
происходят из-за грубых нарушений технологии и технологических
регламентов, недостаточной профессиональной подготовки и низкой
технологической дисциплины отдельных специалистов и операторов,
недостаточности технологических и неэффективности организационных
мер по обеспечению безопасного ведения технологических процессов,
неудовлетворительного технического состояния оборудования и систем
объектов предприятий ЯТЦ России, невыполнения графиков замены
ядерно-опасного оборудования, ухудшения обеспечения персонала
средствами индивидуальной защиты;
• на предприятиях отсутствуют достаточные мощности по утилизации
радиоактивных отходов всех уровней активности;
• свободные объемы для долговременного хранения ОЯТ при
дополнительном ввозе его из-за рубежа на предприятиях ЯТЦ будут
исчерпаны в течение 1–1,5 года. Ввод новых хранилищ в ближайшее
время (в течение 2–5 лет) невозможен.
II. C ввозом зарубежного ОЯТ будет приостановлена программа
переработки (утилизации) отечественного ОЯТ с АЭС с реакторными
установками типа ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. Тем самым существенно повышается
риск возникновения аварийных ситуаций от накопления ОЯТ на площадках
АЭС названных типов в Европейской части Российской Федерации.
Кроме этого, прекращается вывоз ОЯТ с атомных подводных лодок
Северного и Тихоокеанского флотов, где и так ситуация с ОЯТ является
критической.
III. Широкомасштабный ввоз зарубежного ОЯТ с использованием
железнодорожного транспорта неминуемо приведет к аварийным ситуациям
ввиду того, что многие маршруты литерных проездов проходят по
аварийным отделениям железных дорог Российской Федерации.
IV. С ввозом зарубежного ОЯТ возрастает риск проведения
диверсионных и террористических актов, шантажа и вымогательства
на предприятиях ЯТЦ и транспорте.
V. Ввоз зарубежного ОЯТ на переработку и хранение крайне
опасен с точки зрения соблюдения режима нераспространения ядерных
расщепляющихся материалов.
VI. В связи с тем что основным поставщиком свежего ядерного
топлива является США, ввоз ОЯТ приведет к нежелательным политическим
последствиям для России.
VII. На сегодняшний день отсутствует достаточное технико-экономическое
обоснование необходимости приема на переработку и хранение зарубежного
отработавшего топлива. Необходимо проведение сравнительной экономической
оценки эффективности замкнутого и разомкнутого топливного цикла.
VIII. Выбросы, связанные с работой предприятий ЯТЦ, представляют
собой наиболее крупный источник радиоактивного загрязнения территории
Российской Федерации. И в прошлом, и в настоящем времени нарушение
технологии обращения с радиоактивными отходами радиохимических
производств приводит к значительным выбросам в окружающую среду.
Улавливание таких радионуклидов, как Kr85,
С14 и Н3,
не производится.
IX. Решение многоплановых задач выхода из кризисной экологической
ситуации в районах деятельности предприятий ядерного топливного
цикла, расположенных на территории Российской Федерации, представляет
собой беспрецедентную по сложности научно-техническую, экологическую
и инженерно-экологическую проблему, не имеющую аналога в мировой
науке и практике. Продолжение переработки ядерного топлива не
является необходимым ни с точки зрения национальных интересов
России, ни с точки зрения экономической целесообразности (замыкание
топливного цикла тепловых реакторов экономически невыгодно, т.к.
затраты на смешанное урано-плутониевое топливо примерно в 8 раза
выше, чем на стандартные урановые ТВС), ни с точки зрения безопасности
захоронения отходов. Деятельность предприятий ЯТЦ должна быть
приостановлена, как минимум, до тех пор, пока не будут израсходованы
имеющиеся запасы оружейного урана и плутония. Наиболее предпочтительный
вариант – сворачивание перерабатывающих производств и разработка
технологии непосредственного захоронения отработавшего ядерного
топлива. Персонал перерабатывающих предприятий ЯТЦ должен использоваться
для очистки зараженных местностей, обеспечения хранения отработавшего
ядерного топлива и захоронения радиоактивных отходов.
X. Исходя из осознания общественностью определяющего значения
проблемы обращения с РАО и ОЯТ для дальнейшей приемлемости и возможности
практической реализации любых радиационных (ядерных) технологий,
а также в связи с необходимостью принятия мер глобального характера
по снижению рисков накопления долгоживущих радионуклидов и сепарации
плутония в биосфере, необходимо признать, что безопасное обращение
с РАО и ОЯТ является первоочередной задачей использования атомной
энергии в целом.
XI. Для создания условий ускорения подготовки и принятия
Международной конвенции по безопасной утилизации РАО и для стимулирования
создания на общей концептуальной основе национальных законодательных
и нормативно-правовых актов в области РАО и ОЯТ нужно признать
необходимым осуществление под эгидой МАГАТЭ разработки странами-участницами
взаимосогласованного документа «Концепция безопасного обращения
с РАО и ОЯТ».
XII. Необходимо способствовать приверженности международно-признанным
стандартам по безопасности при проектировании, строительстве (сооружении,
внедрении) и эксплуатации любых радиационных (ядерных) технологий.
При этом необходимо признать, что использование таких технологий
не допускается или немедленно прекращается в случае отсутствия
в составе их проекта специальных требований этих стандартов либо
когда их функционирование осуществляется с несоблюдением стандартов
по безопасности соответствующих систем обращения с РАО и ОЯТ.
XIII. Необходимо способствовать заключению под эгидой
ООН международного договора «О полном запрещении производства
плутония в промышленных масштабах, об уничтожении его запасов
и запрете накопления долгоживущих трансурановых элементов», исходя
из потенциальной опасности их накопления в биосфере и наличия
неопределенностей в оценке уровня опасности и сроков причинения
ущерба человеку и окружающей среде.
XIV. Необходимо способствовать международным действиям
по разработке эффективного механизма национальной ответственности
в области обращения с РАО и ОЯТ, предусматривающего гарантии и
адекватную компенсацию ущерба в случае трансграничного радиоактивного
воздействия, выходящего за пределы государственных границ отдельно
взятой страны.
Таблица
Перечень атомных электростанций, расположенных
на территории СССР
Название АЭС
|
Номер блока
|
Тип реактора
|
Дата начала эксплуатации
|
Причина вывода
из эксплуатации
|
АЭС с реакторными установками типа
ВВЭР
|
Армянская |
1
|
ВВЭР-440
|
28.12.76
|
Остановлен в 25.02.89 г.
Сейсмическая
опасность
|
2
|
ВВЭР-440
|
31.12.79
|
Запущен в
эксплуатацию в
июле 1995 г.
|
Балаковская |
1
|
ВВЭР-1000
|
20.12.85
|
|
2
|
ВВЭР-1000
|
27.10.87
|
3
|
ВВЭР-1000
|
31.12.88
|
4
|
ВВЭР-1000
|
20.12.94
|
Запорожская |
1
|
ВВЭР-1000
|
26.12.84
|
|
2
|
ВВЭР-1000
|
31.10.85
|
3
|
ВВЭР-1000
|
31.12.86
|
4
|
ВВЭР-1000
|
31.12.87
|
5
|
ВВЭР-1000
|
14.08.89
|
6
|
ВВЭР-1000
|
31.12.95
|
Калининская |
1
|
ВВЭР-1000
|
10.05.84
|
|
2
|
ВВЭР-1000
|
31.12.86
|
Кольская |
1
|
ВВЭР-1000
|
15.08.73
|
|
2
|
ВВЭР-1000
|
21.12.74
|
3
|
ВВЭР-1000
|
24.03.81
|
4
|
ВВЭР-1000
|
11.10.84
|
Нововоронежская |
1
|
ВВЭР- 210
|
30.12.64
|
Остановлен
06.08.84 г.
|
2
|
ВВЭР- 365
|
15.12.69
|
Остановлен
29.08.90 г.
|
3
|
ВВЭР- 440
|
24.12.71
|
|
4
|
ВВЭР- 440
|
24.08.72
|
5
|
ВВЭР-1000
|
30.05.80
|
Ровенская |
1
|
ВВЭР- 440
|
22.12.80
|
|
2
|
ВВЭР- 440
|
22.12.81
|
3
|
ВВЭР-1000
|
31.12.86
|
Хмельницкая |
1
|
ВВЭР-1000
|
31.12.87
|
|
Южно-Украинская |
1
|
ВВЭР-1000
|
31.12.82
|
|
2
|
ВВЭР-1000
|
05.01.85
|
3
|
ВВЭР-1000
|
20.09.89
|
Волгодонская АЭС |
1
|
ВВЭР-1000
|
30.03.2001
|
|
АЭС с канальными и другими реакторами
|
Белоярская |
1
|
АМБ-100
|
26.04.64
|
Остановлен в
1981 г.
|
2
|
АМБ-200
|
31.12.67
|
Остановлен
31.12.90 г.
|
3
|
ОК -505
|
08.04.80
|
|
Билибинская |
1
|
ЭГП-6
|
14.01.74
|
|
2
|
ЭГП-6
|
27.12.74
|
3
|
ЭГП-6
|
23.12.75
|
4
|
ЭГП-6
|
27.12.76
|
Игналинская |
1
|
РБМК-1500
|
08.01.84
|
|
2
|
РБМК-1500
|
30.08.87
|
Курская |
1
|
РБМК-1000
|
19.12.76
|
|
2
|
РБМК-1000
|
28.01.79
|
3
|
РБМК-1000
|
17.12.83
|
4
|
РБМК-1000
|
21.12.85
|
Ленинградская |
1
|
РБМК-1000
|
07.01.74
|
|
2
|
РБМК-1000
|
18.10.75
|
3
|
РБМК-1000
|
28.12.79
|
4
|
РБМК-1000
|
10.02.81
|
Смоленская |
1
|
РБМК-1000
|
25.12.82
|
|
2
|
РБМК-1000
|
31.05.85
|
3
|
РБМК-1000
|
31.12.89
|
Чернобыльская |
1
|
РБМК-1000
|
26.09.77
|
Остановлен в
1997 г.
|
2
|
РБМК-1000
|
21.12.78
|
Остановлен в
1997 г.
|
3
|
РБМК-1000
|
03.12.81
|
Остановлен в
2000 г.
|
4
|
РБМК-1000
|
22.12.83
|
Авария 26.04.86
|
XV. Необходимо способствовать совместным действиям стран,
владеющих ядерными технологиями, по разработке и промышленной
реализации технологий по демонтажу и переработке снимаемых с эксплуатации
ядерных энергетических установок и предприятий ядерного топливного
цикла, признавая, что не все страны в состоянии осуществить создание
такой промышленности в одиночку. С этой целью целесообразно организовать
под эгидой МАГАТЭ разработку проектов комбинатов по демонтажу
и промышленной переработке снимаемых с эксплуатации ядерных установок.
|