Андрей Шарый: Когда в России начнутся массовые кавказские погромы, как вы думаете?
Григорий Явлинский:
Знаете, если чеченская война - не массовый погром, то
уже тогда я не знаю, что такое погром. Вы имеете в виду
какую-то их разновидность, наверное?
Андрей Шарый: Я говорю не о тех случаях, когда речь не
идет о том, что часть организованной государственной силы
- армию, милицию, ФСБ - бросают на войну с одним из народов
государства, это государство составляющих. Я имею в виду
неконтролируемые или кем-то разжигаемые настроения национальной
ненависти, которые выливаются в погромы инородцев в самых
спокойных северных российских городах.
Григорий Явлинский: Коррупция является ключевой причиной
этих событий. Это очень серьезная проблема. Потом канализируются
настроения. Лучше канализировать эти настроения на каких-то
приезжих, чем на собственную милицию или на собственные
правоохранительные органы. Я не хочу отвечать на такой
вопрос по одной причине: во-первых, я действительно могу
только предполагать такие вещи, а во-вторых, в России
нельзя делать такие предположения, потому что они все
сбываются. Россия – это страна сбывающихся отрицательных
прогнозов. В России не надо быть сильно умным, чтобы сделать
прогноз, который сбудется, просто нужно сделать негативный
прогноз.
Андрей Шарый: А почему это Россия такая несчастная страна,
где сбываются негативные прогнозы, а позитивные не сбываются?
Григорий Явлинский: Все знают, что нельзя существовать
без независимой судебной системы, все же это знают. Нет
человека, который скажет: суд должен быть зависимым, он
должен подчиняться главе района. А в возможность независимого
правосудия не верят. Не верят в то, что это можно сделать,
не верят в то, что это нужно сделать. Очень многие люди
не верят в свою собственную страну и в свое будущее вместе
с ней.
Андрей Шарый: Может быть, она им не дает оснований для
этого?
Григорий Явлинский: Что значит – не дает оснований? Каждый
человек носит свою страну в себе.
Андрей Шарый: Вы говорите о каком-то глубоком чувстве
патриотизма. Но дело в том, что практика не совпадает
к этой любовью к березкам, к маме, к малой родине. Один
из моих коллег написал, что родину обязательно любить,
но необязательно ее уважать.
Григорий Явлинский: Конечно, родину любят все просто
по определению, а я хочу еще ее уважать.
Андрей Шарый: Ну и я хотел бы.
Григорий Явлинский: Ну и работайте.
Андрей Шарый: Я и работаю, как могу.
Григорий Явлинский: И я работаю, вот и все.
Андрей Шарый: Но она не дает много причин для уважения.
Григорий Явлинский: У вас дети есть?
Андрей Шарый: Да, конечно.
Григорий Явлинский: Это та же самая история: детей тоже
хочется уважать, не только любить. Любите вы их по определению,
хочется еще уважать. И вот у вас, например, один ребенок
(я не про вас лично, ладно?), так вот один ребенок дает
основания его уважать, а второй не дает и не дает, не
дает и не дает. Вы же все равно с ним работаете и работаете.
А он, бедняга, не дает. Ему уже 30 лет, а он все не дает.
А уже сорок и пятьдесят, а вы, к счастью, живы. Но он
же ваш ребенок! Вот так, сколько сил есть, столько и работайте.
Андрей Шарый: Когда ребенку исполняется 20 лет, вы понимаете,
что ничего с ним сделать нельзя, потому что все ошибки
уже совершены. Я не знаю, как соотносится с общественно-политической
практикой.
Григорий Явлинский: И я не знаю. Я тоже не знаю все,
у меня тоже бывают разные моменты в жизни, когда я больше
верю, когда я меньше верю, когда я больше сомневаюсь,
когда я меньше сомневаюсь.
Андрей Шарый: Но это же вы баллотировались в кандидаты
в президенты, это вы же хотите, чтобы за вас голосовали!
Вы мне однажды сказали: я два раза был третьим на выборах
президента. И я почувствовал гордость в ваших словах.
Поэтому и спрашиваю...
Григорий Явлинский: Это была не гордость, а горечь. Горечь
заключалась в том, что я-то свою задачу выполнил, чтобы
стать третьим, но это была чисто политическая комбинация,
которую, к сожалению, не поняли. Не поняли, что было самым
главным: все эти люди, которые представляли ваше поколение
и отчасти мое, должны были по отношению к Ельцину стать
оппонентами. Они могли быть его партнерами, пусть младшими,
но партнерами, а не должны были быть в услужении, не должны
были становиться холуями. А повернулось по-другому. Я
пытался сделать, чтобы мы вели от имени нового поколения
диалог со старой номенклатурой, и она тогда никуда бы
не делась. А к ней ушли все в услужение. И третье место
невозможно было политически использовать. Вот в чем проблема.
Андрей Шарый: Вернусь к тому. о чем мы говорили чуть
раньше. Вы считаете, что Кремль проводит сознательную
политику, направленную на разжигание национальной розни
в многонациональной стране?
Григорий Явлинский: Я могу сказать вам так: я не думаю,
чтобы Кремль специально проводил такую политику. А вот
энтропия, знаете, что такое энтропия? Это то, что происходит
само по себе. То есть нужно все время что-то делать, чтобы
противостоять таким явлениям, а Кремль этого не делает
умышленно, а кто-то еще и манипулирует эти. Кремлю выгодно
проводить политику "разделять и властвовать",
Кремль хочет быть защитником и спасителем либо тех, либо
этих. Как же, они сейчас сцепятся и задушат друг друга,
а он выйдет большой и скажет: тихо, спокойно, не надо.
И будет решать вопросы.
Трудно себе представить, что нужно придумать, чтобы снова
так воздействовать на общество, как это было сделано,
скажем, в 99-м году, осенью. А сейчас выборы 2007-08-го
года пойдут - тоже, надо, чтобы что-то происходило. Я
уж не знаю, является ли это политологическими технологиями
или естественно протекающими событиями, но на самом деле
все время нужно что-то делать, чтобы этого не было. Фашизма
нужно опасаться всегда, он в любой момент может появиться.
Это особенности человеческой природы. А в России все очень
круто замешено на коррупции.
Андрей Шарый: Это означает, что нужно симулировать некие
общественные процессы для того, чтобы избиратель был готов
к тому, чтобы проголосовать за власть, за активную власть,
а не просто за власть, которой нечего делать?
Григорий Явлинский: Нужно начать какой-то процесс, чтобы
избиратель на время проснулся, активизировался, но в нужном
направлении. Но для этого в зависимости от крепости сна
нужно применить разной мощи будильник. В 99-м году вот
такой будильник, сейчас можно применить другой будильник.
Люди скажут: защитите нас, пожалуйста, от всего от этого!
И кто им нужен будет? Сильная власть, ведь она так понимается.
Другую сильную власть нужно создавать десятилетиями, а
эта сильная власть, та, что есть сейчас, она лишь имитирует
силу. Она устроена как сильная потому, что вся система
организована и сформирована так, чтобы защищать ее саму,
и поэтому она выглядит сильной. Правоохранительные органы
защищают не людей, а защищают саму власть, чтобы с ней
чего не случилось.