Главная
вина за раскручивание инфляции в прошлом году лежит в первую
очередь на нефтяниках. Об этом вчера заявил глава Федеральной
антимонопольной службы
Игорь
Артемьев на коллегии ФАС.Он считает, что введение нового
антимонопольного законодательства, над которым весь год
работали сотрудники его ведомства, сможет изменить расстановку
сил в российской экономике.
А пока начало 2005 года не принесло облегчения. Взбудораживший
общество стремительный рост тарифов на услуги ЖКХ Игорь
Артемьев объяснил тем, что "мы столкнулись с массовыми
злоупотреблениями естественных монополий в регионах".
Отдельные победы ФАС в судах над ценовыми заговорщиками,
что показал и прошлый год, не могут переломить ситуацию.
И отвоевывать позиции антимонопольщики смогут лишь после
того, как одобренный правительством законопроект "О
защите конкуренции" станет законом.
Одна из особенностей будущего закона - концентрация усилий
антимонопольщиков на крупных игроках рынка. ФАС намерена
освободить от своей опеки малый и средний бизнес вместе
с некоммерческими организациями. Кроме того, отменить
обязательные согласования при приобретении пакетов акций
(за исключением блокирующих и контрольных). Именно это
позволит, как надеется Игорь Артемьев, более серьезно
заняться крупными нарушителями. Но только с 1 января 2006
года, когда, судя по всему, новое законодательство вступит
в силу.
Одновременно новый законопроект вводит понятия, сближающие
его с европейскими аналогами.
То, чем "баловались" нефтяные компании весь
2004 год, повышая цены и одновременно избегая обвинений
в сговоре, теперь будет определяться как коллективное
доминирование, широко употребляемое в европейском законодательстве.
Иначе говоря - это такое экономическое поведение, когда
все игроки придерживаются одинаковой ценовой линии. "Если
судебная практика нас поддержит, то такое поведение будет
жестко преследоваться", - заявил Игорь Артемьев.
Напомним, что весь прошлый год ему приходилось лишь говорить
с высоких трибун о "картельном сговоре нефтяников"
- инструментария борьбы не находилось. А эпизодические
судебные победы над слишком уж зарвавшимися региональными
"дочками" нефтяных гигантов только оттеняли
немощь нынешнего антимонопольного законодательства.
Кстати, новым законом вводится и совершенно иное определение
монополиста. Если три компании контролируют не меньше
половины рынка и нарушают закон, то преследоваться они
будут именно как монополисты. (Заметим, что термин "олигополия",
определяющий такую ситуацию, пока не прижился даже в профессиональной
среде).
И еще об одном "довеске", без которого законопроект,
на который делается ставка в борьбе с монополиями, обречен
на бесславное существование. Речь - о поправках в Кодекс
об административных правонарушениях, которые будут также
внесены в Госдуму. Предполагается, в частности, что компания,
злоупотребляющая монопольным положением, заплатит штраф
в размере от 0,5 до 2 процентов годового оборота. А участники
картельного сговора поплатятся суммой в размере от 1 до
4 процентов. Пока же максимальная санкция к нарушителям
- около 17 тысяч долларов.
Самое интересное, что не все функционеры ФАС разделяют
восторги руководства по поводу введения оборотных штрафов.
В кулуарах некоторые из них поведали "РГ" о
том, что резко отрицательно относятся к этой идее: "Гораздо
проще и дешевле будет дать крупную взятку чиновнику ФАС
и спустить дело на тормозах, избежав огромного штрафа.
Так что есть риск того, что уровень коррупции в службе
резко подскочит". Впрочем, контрмеры заложены в другой
поправке - чиновники могут быть дисквалифицированы на
срок от 6 месяцев до 3 лет за то, что не пресекли сговор
монополистов. Остается лишь самая "малость":
успешно поймать их за руку.
Не дожидаясь принятия всеобъемлющего закона, ФАС подготовила
и несколько подзаконных документов, урезающих разгул естественных
монополий. Первой ласточкой стало утверждение в конце
прошлого года главой правительства Михаилом Фрадковым
подготовленных ФАС "Правил недискриминационного доступа
в электроэнергетике". Как отметил заместитель главы
ФАС Анатолий Голомолзин, этот документ устанавливает правила,
по которым компания может отстаивать свои права. Если,
к примеру, монополист решит "оттолкнуть плечом"
от электросетей или диспетчерской службы чужое предприятие,
то можно обжаловать эти действия в конфликтную комиссию
(своего рода "товарищеский суд"), а затем уже
спор разрешит ФАС. Подобные схемы планируется внедрить
и в самой, пожалуй, сложной сфере - в доступе к газовым
сетям.
Между тем
Новый законопроект, как ожидается, будет действовать
только с 2006 года. Потому весь 2005 год ФАС намерена
использовать возможности нынешнего закона, усилив при
этом "силовую" составляющую своих действий.
Уже работает приказ МВД о совместных действиях с ФАС по
расследованию дел о монопольных нарушениях. Создана совместная
комиссия с Центробанком для контроля финансовых рынков.
Подписано соглашение между ФАС и Федеральной службой по
финансовым рынкам. Как сообщил Игорь Артемьев, его ведомство
намерено также преследовать инициаторов введения тарифов
на услуги ЖКХ, "если они превышают рекомендованные
правительством пределы". Кроме того, территориальные
органы ФАС будут анализировать местные планы приватизации.
Если готовится к приватизации крупный имущественный комплекс,
то предлагается содействовать его разделению - для создания
почвы для конкуренции.